Природные богатства статья конституции

Прокурор разъясняет — Прокуратура Псковской области

Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.

Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Читайте также:  Общественного управления природными ресурсами

Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации.

Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.

Читайте также:  Природа административно правовой нормы

Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.

Источник

Конституция как источник права недропользования

Конституция РФ, как основной закон, содержит основополагающие нормы и принципы, имеющие значения для всех отраслей права России. К числу наиболее значимых можно отнести следующие конституционные нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Тем самым в Конституции РФ подчеркивается, что недра и их ресурсы являются общественным достоянием.

Конституция РФ допускает возможность многообразия форм собственности на природные ресурсы: ч. ст. 9 гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Несмотря на это законодательство о недрах устанавливает исключительную государственную форму собственности на недра и их ресурсы. Интересы же частных лиц (добывающих компаний) в использовании ресурсов недр обеспечиваются через институт права недропользования. Данное положение вещей можно объяснить тем, что в отличие от земли и большинства других природных ресурсов основной вид ресурсов недр – полезные ископаемые – являются вполне исчерпаемым ресурсом. Поэтому получение дохода от месторождения в полном объеме может быть обеспечено в рамках права пользования за относительно небольшой срок (2-3 десятилетия).

Читайте также:  Ламинат quick step eligna u3578 дуб природный натуральный

Часть 2 ст. 36 Конституции РФ устанавливает ограничения осуществления собственниками своих правомочий: «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Это конституционное ограничение действует и в отношении государства как собственника недр.

Важнейшими для горного права являются нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, определяющие предметы исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся следующие сферы общественной жизни:

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

и) ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

н) определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

к) законодательство о недрах;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В соответствии со ст. 76 по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В этом случает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Данные конституционные нормы определяют систему законодательства о недрах, складывающуюся из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, и соотношение нормативных правовых актов различных уровней по юридической силе.

Пресс-центр Минприроды АК по материалам отдела природных ресурсов

Последние новости в рубрике:

Источник

Оцените статью