h — разность отметок двух соседних горизонталей, м;
l — расстояние между горизонталями, м.
Наиболее благоприятным считается ровный рельеф с уклоном от 0,5 до 3%, а также слабопересеченный рельеф с уклоном 3-6%. минный и слабопересеченный рельеф наиболее удобен для всех щи застройки
Гидрологические условия связаны с режимом открытых водных J пространств. Реки с незапамятных времен играли наибольшую роль в 1 образовании и развитии городов и продолжают оказывать, хотя уже гораздо меньшее, влияние на развитие городов. Примерно 80% городов на земном шаре находятся на берегах рек или в близком соседстве с ними.
Ландшафтные характеристики имеют большое значение для внешнего облика города, его выразительности и выбора наиболее интересных точек для застройки.
Ландшафт — это вид местности, характеризуемый комплексом объем нопространственных признаков природной среды, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое (например, равнинный ландшафт, горный, холмистый и т. п.). Группы смежных ландшафтов образуют природную зону.
Санитарно-экологические факторы
Градостроительную деятельность необходимо осуществлять с учетом требований по охране окружающей среды.
Для характеристики экологической обстановки города используемые данные о состоянии отдельных факторов окружающей среды. В те этой оценки лежат санитарно-гигиенические нормативы, например, предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимый уровень.
Комплексная планировочная оценка территории
Основание поселений человека издавна определялось их географическим положением и экономическими причинами (торговые пути, центры промышленности и обмена, пограничные укрепленные пункты и т. д.). Размещение и планировка даже крупных городских поселений зачастую шли случайно, без всякого учета местных при- родных условий. Между тем природные силы приносили иногда громадный ущерб городским поселениям.
Выбор территории для размещения и развития города требует всестороннего учета множества факторов, как благоприятных, так и неблагоприятных.
Задачей выбора территории является нахождение наиболее рационального варианта размещения промышленности, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, жилой застройки и рекреационных мест. При этом важно правильно согласовать санитарно-гигиенические и инженерно-геологические требования.
Территория города должна располагать достаточными размерами.
Территория должна быть безопасной в геологическом отношении.
Территория должна иметь условия для удобного соединения отдельных частей города к сети внешнего транспорта железнодорожного и автомобильного, водным путям сообщения, аэродромам, а также и к местам приложения труда, если они расположение вне города (например, в городах преимущественно добывающей промышленности).
Для выявления возможности удовлетворить эти требования проводятся предпроектные изыскания и обследования. Изучаемые и юры наносятся на отдельные карты, и на их основе составляется йодная карта, где все факторы, накладываясь друг на друга, дают комплексную характеристику природных условий данной местности.
Такая сводная карта называется комплексной схемой планировочных огра ничений. Карта района, построенная по совокупности признаков, определяет пригодность или непригодность той или другой части территории для определенных видов строительства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Природные компоненты: вода (природные водоемы, уровень подземных вод), рельеф, ветер, инсоляция, климат, почвы.
Влияет на расположение промышленности, портов по отношению к жилой застройке, на ширину санитарно-защитных полос (от 50 м до 1 км минимум), на выбор застройки микрорайона и мероприятия по защите от возникновения воздушных коридоров и турбулентных зон в жилой застройке.
Определяют по Розе ветров наиболее благоприятные зоны для размещения промышленности.
-освещенность прямыми солнечными лучами, измеряется по времени; нормируемая инсоляция должна быть обеспечена не менее чем в 1 жилой комнате 1-, 2-х, 3-х комнатных квартир, и не менее чем в 2-х жилых комнатах 4-х и 5-и комнатных квартир, и не менее 60% комнат инсолируется в общежитиях. в РФ три зоны — южная (не менее 2ч. в день с 22.02. по 22.10), центральная (не менее 2,5 ч.с 22.03 по 22.09), северная (не менее 3ч. с 22 .04 по 22 .08). В общественных зданиях должна быть обеспечена в игровых и групповых комнатах дошкольных учреждений, в классах начальных и общеобраз. школ.
Углы зданий не должны выходить на север.
Из-за холмистого рельефа город может располагаться на холмах (островах) и иметь децентрализованную структуру в связи с этим (Стокгольм, Нью-Йорк), или же располагаясь в историческом месте у реки улицы со средневековым прошлым будут тяготеть к воде, или же примерно повторять пути рек, идя вдоль них; если город разделен рекой, скорее всего на каждом берегу образуется свой значимый общественный центр. На ровных плато представляется возможность спланировать город по оригинальному композиционному замыслу, на который рельеф сильно влиять не станет (Бразилия).
Наличие высокого уровня подземных вод потребует больших затрат при возведении фундаментов, осушении земли под застройку, будет препятствовать росту города вглубь земли, создание подземных коммуникаций, парковок будет более трудоемко.
наличие природного водоема в городе даст береговые территории, очень ценные для индивидуальной застройке, при размещении парков и зон отдыха горожан, появится дополнительная эстетическая категория города -набережная и ее силуэт, который может стать неотъемлемым символом образа города.
В сейсмически нестабильных районах потребуются дополнительные решения в области устойчивости зданий, высотность домов будет ограничена либо экономическими условиями, либо экологическими.
На территориях, где почва на разной глубине имеет разнообразный состав, множество непрочных пород, плывунов, песчаных участков строительство высотных зданий будет более трудоемким и дорогостоящим, более экономически невыгодным, затруднены будут постройки метрополитена и других глубоких подземных сооружений, если данная территория еще и сейсмо-опасна — это потребует поиска оригинальных инженерных мероприятий по решению этих проблем (Мехико).
транспортная система— совокупность транспортных средств и транспортных устройств (улицы,дороги, вокзалы).
Планировочные схемы магистральных улиц:
В городском центре (рекомендуется):
-четко разделять магистрали и разгрузить центр города от транзитного движения автотранспорта
-приоритет у общественного транспорта
-организация автостоянок и гаражей в подземном и наземном уровнях.
Транспортная среда микрорайона:
Радиус обслуживания остановок 500 м, располагают через 400-350 м, при плотной застройке через 300м. Если микрорайон граничит с парком — проезд между парком и микрорайоном минимум 6 м. Заезды в микрорайон не ближе 100м друг от друга, не дальше 300м. Радиус внутр. проездов минимум 6м (по СНИП 5,5м), или 3,5м для одностороннего проезда. К школе и д.саду 2 транспортных заезда, пеш захода в школу может быть 3.
Пешеходные проходы: мин. ширина 1м или 1,5м в микрорайоне, на улице-1,5 -2,25 м.
Источник