2. Географические факторы климата
Климатообразующие процессы развертываются в конкретных географических условиях Земного шара. Географическая обстановка влияет на все три процесса. В низких и высоких широтах, над сушей и над морем, над равниной и горными областями климатообразующие процессы протекают по-разному, т. е. имеют свою географическую специфику.
Стало быть, и характеристики климатами их распределение зависят от тех же географических факторов климата. Рассматривая в предыдущих главах многолетний режим радиации, температуры, влажности, ветра, мы постоянно останавливались на географической обусловленности их суточного и годового хода, непериодической изменчивости, пространственном распределении. Теперь, в качестве итога, систематически перечислим географические факторы климата и главные их эффекты. ‘ Основными географическими факторами климата являются:iгеографическая широта; высота над уровнем моря; распределение суши и воды на поверхности Земного шара; орография поверхности суши; океанические течения; растительный, снежный и ледяной покров. Особое место занимаетдеятельность человеческого общества, в известных пределах также влияющая на климатообразующие процессы, и тем самым на климат, путем изменения тех или иных географических факторов.
3. Географическая широта
Первым и очень важным фактором климата является географическая широта. От нее зависитзональность в распределении элементов климата. Солнечная радиация поступает на верхнюю границу атмосферы в строгой зависимости от географической широты, которая определяет полуденную высоту солнца и продолжительность облучения в данное время года. Поглощенная радиация распределяется гораздо сложнее, так как зависит и от облачности, и от альбедо земной поверхности, и от степени прозрачности воздуха; но определенный зональный фон есть и в ее распределении.
По той же причине зональность лежит и в основе распределения температуры воздуха. Правда, это распределение зависит не только от поглощенной радиации, но и от циркуляционных условий. Но и в общей циркуляции имеется определенная степень зональности (в свою очередь зависящая от зональности в распределении температуры). Упомянем, кстати, что такой чисто кинематический фактор общей циркуляции атмосферы, как параметр Кориолиса, также зависит от географической широты.
Зональность в распределении температуры влечет за собой зональность и других элементов климата; зональность неполную, но все же лежащую в основе распределения этих элементов по земной поверхности.
Влияние географической широты на распределение метеорологических элементов становится все заметнее с высотой, когда ослабевает влияние других факторов климата, связанных с земной поверхностью. Следовательно, климат высоких слоев воздуха имеет лучше выраженную зональность, чем климат у земной поверхности.
4. Высота над уровнем моря
Высота над уровнем моря также является географическим фактором климата.
Атмосферное давление с высотой падает, солнечная радиация возрастает, эффективное излучение также, температура, как правило, убывает, амплитуда ее суточного хода также, влажность убывает, а ветер достаточно сложно меняется по скорости и направлению.
Такие изменения происходят в свободной атмосфере. Но с большими или меньшими возмущениями (связанными с близостью земной поверхности) они происходят ив горах. В горах намечаются и характерные изменения с высотой облачности и осадков. Осадки, как правило, сначала возрастают с высотой местности, но начиная с некоторого уровня убывают. В результате в горах создаетсявысотная климатическая зональность, о которой еще будет сказано ниже.
Итак, в одном и том же горном районе климатические условия могут сильно различаться в зависимости от высоты места. При этом изменения с высотой намного сильнее, чем изменения с широтой — в горизонтальном направлении.
Источник
3. Влияние климатогеогеографических и природных факторов на работоспособность спортсмена.
Спортивная деятельность может осуществляться в самых разных условиях внешней среды. При этом спортсмены нередко подвергаются воздействиям рода экстремальных факторов, что приводит к ухудшению их функционального состояния, снижение общей и специальной работы.
В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсменов бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволяю тему показать высокий результаты.
К климатогеографическим факторам относятся — температура и влажность воздуха
-предупреждение отрицательных влияний климатических и природных факторов
2. Изменение барометрического давления.
3. Смена постно — климатических условий
1. Социально-психологические особенности подготовки спортивной деятельности
Эмоциональные отношения – играют ведущую роль субъективные оценки, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком.
Спортивная команда – это всегда спортивная группа, которой присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам (небольшое объединение людей занятых каким-то общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом). Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общение, взаимодействие, соподчинение, межличностных отношений по вертикали (тренер-спортсмен), по горизонтали (спортсмен-спортсмен), сплоченностей и согласования. Структуру спор группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существованиями малых групп, делятся на формальную и неформальную структуры. Формальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, взаимоотношениям спортсменов. Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связи в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересов и потребностях. Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция ф.с. по отношению к неф. с. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Если члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными, т.е. приведут к конфликту. Соответствие ф. и нефор. структур способствуют эффективной деятельности группы. Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования формальной структуры: инструкции, установки, программа деятельности разработанная тренером, руководством команды, вышестоящими организациями; нормы и правила, формируемые в самой группе в процессе основной деятельности, потребности и мотивы членов группы, потребности и мотивы тренера, требования в сложившейся ситуации, перспективные цели и задачи основной деятельности. Существуют еще и такие факторы как совместимость, идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности. Признаки спортивной группы:
— автономия группы и ее обособленность от др групп
— сплоченность наличие чувства «мы»
— контроль за поведением членов группы
— положение и роль в группе
— добровольность входа/выхода из группы
— стремление сохранить оптимальный объем группы
2. Индивидуальный подход в спорте
Пол занимающихся, возраст, психолог особенности индивида, анатомофизиологические особенности (строение костей, подвижность суставов, биологич особенности, темперамент и волевые качества).
3. Требования к личности тренера
Тренер осуществляя учебно-воспитательную работу выполняет функции:
-управленческая. Тренеру необходимо для разносторонней подготовки спортсмена, обеспечивает прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию.
-формирующая, направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена. Формирование двигательных актов и психических явлений осуществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом.
— регулирующая. Способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических норм поведения.
— воспитательная. Направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, нравственных черт характера, общественного самосознания. Для решения воспитательных задач тренер должен сформировать сплоченный дружный коллектив, где отдельные его члены ощущают его поддержку, заботу.
Общепедагогические требования к личности тренера:
-высокий уровень нравственного самосознания
-широкий идейно-политический кругозор
-устойчивые морально-волевые качества
-интерес к современным достижениям в педагогике, биологии и психологии
-высокий общекультурный уровень
-умение управлять собой в любых условиях
-хорошие организаторские способности
-умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Специфические требования: знание теоретических и методических основ физвоспитания, медицинского контроля, умение овладеть технико-тактическими навыками и знания современных научно-методических достижений по своему виду спорта, умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц, способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные способности, способность подготовить спортсмена к высшим результатам на соревнованиях.
Тренер глубоко творческая личность. Качества личности тренера: деловые (ответственность, дисциплинированность), рефлексивные (аккуратность, самокритичность), эмпотивные (переживания, тактичность), педагогическое мастерство (квалификация, опыт), педагогическая технология (техника речи, логика, подбор методов), профессиональное этическое поведение (стремление к самосовершенствованию).
Источник
Климатообразующие факторы
Климатообразующие факторы – причины, вследствие которых климат одних территорий отличается от других.
Их принято делить на — внешние и внутренние.
Внешние климатические факторы обуславливают энергетические воздействия на климатическую систему нашей планеты — извне. Внутренние факторы характеризуют свойства самой климатической системы.
Внешние факторы принято делить на астрономические и геофизические.
Астрономические факторы это: светимость Солнца, параметры и положение орбиты Земли, наклон земной оси к плоскости орбиты, скорость вращения нашей планеты вокруг оси, параметры лунной обриты, влияющие на повторяемость солнечных затмений. Все они определяют изменение количества солнечной энергии, поступающей на внешнюю границу атмосферы Земли, гравитационное воздействие Солнца и других небесных тел.
Геофизические факторы это размер и масса Земли, характеристики ее магнитного поля, внутреннее тепло нашей планеты.
В число внутренних климатообразующих факторов входят:
- состав , масса и особенности циркуляции атмосферы,
- масса , распределение по поверхности планеты и состав гидросферы,
- масса и распределение по земной поверхности криосферы,
- особенности распределения суши и океана,
- рельеф поверхности суши и океанического дна,
- особенности растительного покрова суши,
- структура деятельного слоя океана
- техногенное воздействие на климат.
Источник