Природные комплексы понятие географической оболочки

Конспект урока географии 7 класса Природные комплексы. Географическая оболочка

Цель: формирование первичных представлений о природных комплексах и географической оболочке; ознакомление с закономерностями географической оболочки; развитие навыков выяснения взаимосвязи между компонентами географической оболочки.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, атласы, схема «Природный комплекс».

Опорные понятия: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера, взае-мозвязи.

Базовые понятия: компонент, природный комплекс, географическая оболочка, закономерности географической оболочки.

Актуализация опорных знаний и умений

* Какие оболочки Земли вы знаете?

* Приведите примеры взаимодействия земных оболочек между собой.

2. Прием «Проблемный вопрос»

* Представьте себе ситуацию: одна из оболочек земли исчезла. Что произойдет с другими ее оболочками?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Прием «Фантастическая добавка»

Выдающийся английский ученый Чарльз Дарвин как-то сказал, что благодаря кошкам в Англии еще не перевелись бараньи котлеты. На первый взгляд кажется непонятным, какая связь существует между кошками и овцами. Оказывается, мыши уничтожают шмелей (точнее, их гнезда).

Шмели-единственные опылители красного клевера. Итак, там, где нет шмелей, Клевер не растет. Клевер — главный корм для овец. А значит, где много кошек, там мало мышей, много шмелей, хорошие урожаи клевера, сытые овцы и много мяса для котлет.

Этот смешной и необычный на первый взгляд пример показывает, насколько все взаимосвязано в окружающем мире. Все элементы природы — и живые, и неживые — сложная система приспособленных друг к другу, взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов. Пока эта система не нарушена, между компонентами существует равновесие. Неумелое вмешательство в жизнь природы может привести к непоправимым последствиям. Кто же является главным нарушителем естественного равновесия? Человек и его хозяйственная деятельность, которая на сегодня достигла таких масштабов, что ее последствия уже действуют против своего создателя: страшные ураганы и наводнения, сильные землетрясения и цунами, возникновение новых болезнетворных вирусов и бактерий.

Читайте также:  География природная зона степь

Всего этого можно было бы избежать, если бы каждый шаг человеческой деятельности был обдуман и взвешен. Сегодня на уроке вы узнаете о том, как важно человеку знать законы природы и уметь прогнозировать любые изменения в ней в результате своей хозяйственной деятельности.

IV. Изучение нового материала

1. Понятие о природных компонентах и природном комплексе. Анализ схемы «Природный комплекс».

2. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли.

Составление в тетрадях рисунка-схемы.

3. Закономерности географической оболочки: целостность и ритмичность. (Работа в парах с учебником; прием «Учитель — ученик»)

Один ученик изучает ритмичность, второй — целостность. Затем они объясняют друг другу прочитанный материал.

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Географический практикум»

Задача. Используя текст учебника, охарактеризуйте закономерности географической оболочки, заполните таблицу.

2. Прием «Географический кросс»

* Крупнейшим природным комплексом Земли является. (Географическая оболочка)

* Изменение одного из компонентов в географической оболочке неизбежно вызывает. (Изменение реш-ти компонентов)

* Закономерная повторяемость природных процессов и явлений во времени называется. (Ритмичностью)

* Одной из главных сил, изменяющих географическую оболочку, сегодня является. (Деятельность человека)

• Прешоджерелом всех природных процессов взаимодействия оболочек Земли. (Энергия Солнца)

Задача. Приведите свои примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки.

3. Прием «Проблемный вопрос»

Почему, оказывая влияние на природу, необходимо хорошо знать взаимные связи между ее компонентами?

Заключительное слово учителя

Природный комплекс-это сочетание компонентов природы, находящихся во взаимодействии и образующих неразрывную систему. Самым большим природным комплексом на Земле является географическая оболочка.

Одними из закономерностей географической оболочки являются целостность и ритмичность.

* Проработать текст параграфа.

* Трем-четырем ученикам самостоятельно подготовиться по теме » зональные и азональные природные комплексы».

* * Подготовить сообщение о проявлениях целостности географической оболочки Земли.

Источник

Презентация по географии на тему «Географическая оболочка и природные комплексы»

 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Читайте также:  Бухгалтерский учет освоения природных ресурсов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Игровые технологии в обучении географии в 5-7 классах

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Вы узнаетеЧто такое географическая оболочка; Как формировалась географическая.

2 слайд Вы узнаете
Что такое географическая оболочка;
Как формировалась географическая оболочка;
Какими свойствами обладает географическая оболочка;
Какие бывают природные комплексы.

Географическая оболочкаКаменная, водная, воздушная и биологическая оболочки З.

3 слайд Географическая оболочка
Каменная, водная, воздушная и биологическая оболочки Земли взаимно проникают друг в друга, образуя особую оболочку – географическую.

Границы географической оболочкиГраницы географической оболочки соответствуют.

4 слайд Границы географической оболочки
Границы географической оболочки соответствуют границам биосферы: «озоновый экран» в атмосфере, дно океанов и часть литосферы до глубины несколько километров, где обитают живые организмы.

Этапы развития ЗемлиГеографическая оболочка формировалась в 3 этапа: 1) доби.

5 слайд Этапы развития Земли
Географическая оболочка формировалась в 3 этапа:
1) добиогенный (формирование литосферы),
2) биогенный (образование воды, воздуха, почвы, живых организмов),
3) антропогенный (появление человека).

Добиогенный (геологический) этап

Биогенный этап

Антропогенный этап

Свойства географической оболочкиГеографическая оболочка обладает свойствами.

9 слайд Свойства географической оболочки
Географическая оболочка обладает свойствами: целостность, зональность, ритмичность.

ЦелостностьЦелостность – единство всех составляющих географической оболочки –.

10 слайд Целостность
Целостность – единство всех составляющих географической оболочки – достигается за счет круговорота веществ и энергии.

ЗональностьЗональность – изменение географической оболочки по причине изменен.

11 слайд Зональность
Зональность – изменение географической оболочки по причине изменения температуры от экватора к полюсам (широтная зональность) и от подножия к вершинам гор (высотная зональность).

РитмичностьРитмичность – повторяемость во времени природных процессов и явлений.

Природные комплексыВзаимодействие природных компонентов – горных пород, возду.

13 слайд Природные комплексы
Взаимодействие природных компонентов – горных пород, воздуха, воды, растений и животных – приводит к образованию природных комплексов.
Самый большой природный комплекс – географическая оболочка, небольшие природные комплексы – холм, овраг, пруд и т.п.

Закрепление материалаЧто такое географическая оболочка? Как формировалась гео.

14 слайд Закрепление материала
Что такое географическая оболочка?
Как формировалась географическая оболочка?
Какими свойствами обладает географическая оболочка?
Какие бывают природные комплексы?

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 294 материала в базе

Материал подходит для УМК

Тема

Другие материалы

  • Учебник: «География 5-6 классы (изд. «Просвещение»)», Лобжанидзе А.А.
  • Тема: 56. Ледяные пустыни и тундры
  • Учебник: «География 5-6 классы (изд. «Просвещение»)», Лобжанидзе А.А.
  • Тема: 59. Засушливые области планеты
  • Учебник: «География 5-6 классы (изд. «Просвещение»)», Лобжанидзе А.А.
  • Тема: Глава 6. Атмосфера — воздушная оболочка земли
Читайте также:  Доклад тему берегите природу 6 класс

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

  • 17.05.2020 964
  • PPTX 5.5 мбайт
  • 63 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 11 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 33597
  • Всего материалов: 47

20 минут

42 минуты

34 минуты

  • Материки и океаны
  • Где я?
  • Практическая работа № 1

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью