Природные компоненты садово паркового ландшафта

Ла 10. Учет природных компонентов ландшафта при проектировании городского парка. Значение рельефа и водоемов при проектировании объекта ландшафтной архитектуры.

Проектирование парков неразрывно связано с природными условиями, генеральным планом развития города, диктующим характер общей пространственной концепции многофункционального парка, основой для которой служит взаимодействие элементов архитектуры и ландшафта.

Рельеф имеет особое значение в ЛП. Он является основным при формировании уличной сети населенного пункта. Три основных формы рельефа:

  1. нейтральная форма (ровный рельеф). Уклон 0,3 – 0,7 %.
  2. отрицательная форма
  3. положительная форма
  1. выявление природных форм рельефа – сознательное подчеркивание наиболее характерных и живописных моментов естественного ландшафта.
  2. создание новых скульптурных, часто геометрических форм искусственного рельефа.

Ла 11. Основные композиционные элементы при проектировании объектов ла.

Специфическая область архитектурной композиции — градостроительная композиция, которая, в частности, является художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на значительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции — построение пространств под открытым небом, формируемых преиму­щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоемами и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства. Под композицией понимается творческая деятельность по организации пространств и составляющих их элементов, а также результаты этой деятельности. Организация пространства в архитектуре определяется функциональными, конструктивными и художественными требованиями. Психофизиологические закономерности восприятия человека обусловливают приемы организации формы и пространства, категории композиции: симметрию и асимметрию, нюанс и контраст, ритм, установление определенных соотношений между частями и целым. Выразительность и гармоничность архитектурной формы и пространства зависят и от масштабности, т.е. зрительно воспринимаемой соразмерности их человеку. Подбор растений, их группировка, пластика рельефа, использование декоративных качеств воды — художественные задачи, близкие архитектурной композиции. Особенно это выражено при формировании городских ландшафтов, где природные и архитектурные композиции взаимосвязаны и лишь подразделяются на композиции с преобладающей ролью природных или искусственных компонентов. Видовая точка — место на парковой территории, с которого хорошо воспринимаются виды, пейзажи. Контраст — художественный прием, заключающийся в резко выраженном противопоставлении качеств элементов композиции (объема, цвета), что помогает ярче оттенить их особенности. Акцент — композиционный прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в общей пейзажной картине по величине, положению в пространстве, освещенности, цвету. Достигается, например, посредством размещения в открытом пространстве особо декоративных отдельных деревьев (солитеров). Композиционно выделяемые элементы ландшафта называют также доминантами. В природном пейзаже цвет имеет особое эмоциональное воздействие. Цветовосприятие в природном ландшафте зависит от многих факторов, в том числе от характера погоды. Особенно изменчивы водные поверхности. Спокойное зеркало воды отражает цвет неба. Меняется цветовой эффект в зависимости от фона. Деревья, кустарники, газоны, цветы — основной строительный материал ландшафтной архитектуры. Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу. В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов. Цветник — декоративная композиция из цветущих растений в открытом грунте — клумбы, рабатки, цветочные партеры, розарии, альпинарии, рокарии, миксбордеры. В современном садово-парковом искусстве широко распространено устройство цветников в виде крупных пятен живописных очертаний на фоне газона.

Читайте также:  Корпоратив природе конкурсы подвижные

Источник

10. Понятие природного ландшафта., 11. Понятие антропогенного ландшафта., 12. Понятие садово-паркового ландшафта., 13. Классификация садово-парковых ландшафтов.

Природный ландшафт – 1. Не преобразованный человеческой деятельностью, обладающий естественным развитием; — 2. Относительно мало преобразованный ландшафт сельской местности, включающий лес, луг, с/х, постройки, некоторые крупные парки и лесопарки, ботанические сады включают отдельные урочища ландшафта.

Садово-парковый ландшафт – разновидность культурного или природного ландшафта, преобразованного в результате направленной деятельности человека, в пределах которого пространственно организованные природные элементы – растительность, камень, вода – в сочетании с искусственными сооружениями и малыми формами, рационально размещенными, образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство.

Понятие ландшафта. Типы ландшафта. Ландшафтный анализ объекта.

Ландшафт- это территориальный комплекс, в пределах которого основные ландшафтные компоненты, которые его составляют (земная кора, вода, климат, растительность и животный мир) образуют взаимосвязное и взаимообусловленное единство.

Типы ландшафта:1природный(его развитие не тронуто человеком)

Классификация антропогенных ландшафтов:

1.(по социально-экономическим функциям)-с/х, промышленные, урбанизованные, рекреационные, заповедные. 2.(по степени влияния человека)-слабоизмененные, измененные, сильноизмененные. 3. (по хар-ру воздействия человека)-культурный, акультурный(вследствие нерациональной деятельности человека). 4.(по соотношению процессов саморегуляции)-с преобладанием самовозобнавления, управляющая роль человека преобладает.

5.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.

Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.

Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.

Связь: планировочная и композиционная.

Под влиянием хозяйственной де­ятельности человека облик природ­ных ландшафтов может заметно из­мениться. В настоящее время на зем­ной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

В первую очередь претерпевают изменения наиболее уязвимые ком­поненты — растительность и животныи мир. На месте какой-либо пер­вичной лесной фации могут появить­ся вырубка, луг, пашня и т. д., т. е. участки с новыми природными свой­ствами. Но и другие компоненты су­щественно меняются; так, в ре­зультате развития промышленности меняется качество воздушного бас­сейна, его состав и тепловой баланс, в результате строительства гидроуз­лов изменяется водный режим ланд­шафтов, а разработка земных недр приводит к геологическим наруше­ниям. Соответственно нарушаются и видоизменяются связи между ком­понентами ландшафта, появляются новые комплексы. Все это заставило расширить понятие ландшафта и рас­сматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные компоненты, обуслов­ленные человеческой деятельностью. Для обозначения таких комплексов принят термин антропогенный ланд­шафт, которой хотя и сохраняет есте­ственный характер и подчиняется природным закономерностям, но не­сет и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, изме­ненных свойств почвы, режима под­земных и поверхностных вод и т. п. К антропогенным относится боль­шинство современных ландшафтов Земли.

Читайте также:  Природные зоны характерно жаркое сухое лето

Антропогенные ландшафты явля­ются важными объектами хозяйст­венной деятельности по рациональ­ному использованию природных ре­сурсов и охране природы, так как значительная их часть выполняет ресурсовоспроизводящие (поля, ле­сонасаждения) и средоформирую-щие (населенные пункты) функции. Вместе с тем антропогенные ланд­шафты наряду с природными продол­жают участвовать в формировании экологической среды — газового со­става атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.

В зависимости от формы и степе­ни вторжения человека в среду естественного ландшафта принято не­сколько классификаций антропоген­ных ландшафтов.

По социально-экономическим

функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяй-ственные, промышленные (инже­нерные, техногенные), городские (урбанизированные), рекреацион­ные, заповедные, средозащитные (на­пример, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций, на­пример лесохозяйственная и рекреа­ционная.

По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, изменен­ных и сильноизмененных (природ­ных) ландшафтов.

Имеются и более сложные класси­фикации.

По характеру последствий разли­чают:

культурный ландшафт — со­знательно измененный хозяйствен­ной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый челове­ком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизвод­ства здоровой среды;

акультурный ландшафт, возни­кающий в результате нерациональ­ной деятельности или неблагопри­ятных воздействий соседних ланд­шафтов, утративших способность вы­полнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, поте­рявшие способность выполнять ка­кую-либо функцию.

Выделение и картирование гра­ниц ландшафтов и их морфострук-турных единиц составляют основу ландшафтного анализа, который на­правлен на изучение свойств ланд­шафтов, диагноз, определяющий их состояние, прогноз, предсказываю­щий возможные изменения, и разра­ботку рекомендаций по оптимально­му устройству ландшафта.

Рассматривая с позиций ландпервую очередь парков*. Организа­ция этой структуры есть сложный процесс совокупного решения био­лого-экологических, функциональ­ных и эстетических задач, направ­ленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включе­ние искусственных сооружений и соз­дание здоровой эстетически и функ­ционально полноценной среды для отдыха. Вместе с этим организация пространства содержит в себе проти­воречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и со­здание единого целого. Выразитель­ность организованного пространства, возникающая в результате разре­шения этого противоречия, является начальным художественным качест­вом ландшафтной архитектуры.

Читайте также:  Компоненты природы городской среды

Источник

3.Природные элементы ландшафтной композиции. Искусственные элементы ландшафтной композиции

3.Природные элементы ландшафтной композиции. Искусственные элементы ландшафтной композиции.

Гармоничное сочетание природных и искусственных компонентов — самая важная особенность произведений ландшафтного, в том числе садово-паркового, искусства.

Природные компоненты: рельеф, водоемы и водные устройства, насаждения.

Искусственные компоненты: дорожно-тропиночная сеть, здания и сооружения.

Беседки – легкое садовое-парковое сооружение разных форм. Чаще всего встречается конструкция в виде круга с четырьмя или шестью колоннами и куполообразной кровлей. Площади основания беседок — от 2,7до 20м 2 ; высота – от 3,2 до 4,2 м.

Ограды (низкие) – предназначены для обеспечения безопасности, защиты цветников, партеров, откосов и водоемов; имеют высоту 0,5 … 0,8 м.

Мостики – конструктивными элементами мостиков являются опоры и поддерживающие основания; полотно (пролет) для пешеходного движения; поручни.

Перголы – сооружения в виде арки, навеса, галереи; представляют собой ажурную конструкцию из ряда поставленных друг за другом арок, решеток, рам или парных столбов, перевязанных сверху деревянной обрешеткой. Высота пергол составляет 2,3 … 3,5 м, ширина – 2 … 1,5 м; глубина (ниши) – до 1 м.

Навесы – легкие сооружения для кратковременного укрытия от солнца и дождя. Часто оборудуются скамьями

Трельяжи – опора, выполненная из дерева или металла, в виде решетки, по которой устраивается вертикальное озеленение из вьющихся растений.

Трельяжные щиты – наклонные сооружения разных форм, в основном из дерева. Щиты бывают арочные, Г-образные, прямоугольные, веерные

Источник

Оцените статью