- Ла 10. Учет природных компонентов ландшафта при проектировании городского парка. Значение рельефа и водоемов при проектировании объекта ландшафтной архитектуры.
- Ла 11. Основные композиционные элементы при проектировании объектов ла.
- 10. Понятие природного ландшафта., 11. Понятие антропогенного ландшафта., 12. Понятие садово-паркового ландшафта., 13. Классификация садово-парковых ландшафтов.
- 3.Природные элементы ландшафтной композиции. Искусственные элементы ландшафтной композиции
Ла 10. Учет природных компонентов ландшафта при проектировании городского парка. Значение рельефа и водоемов при проектировании объекта ландшафтной архитектуры.
Проектирование парков неразрывно связано с природными условиями, генеральным планом развития города, диктующим характер общей пространственной концепции многофункционального парка, основой для которой служит взаимодействие элементов архитектуры и ландшафта.
Рельеф имеет особое значение в ЛП. Он является основным при формировании уличной сети населенного пункта. Три основных формы рельефа:
- нейтральная форма (ровный рельеф). Уклон 0,3 – 0,7 %.
- отрицательная форма
- положительная форма
- выявление природных форм рельефа – сознательное подчеркивание наиболее характерных и живописных моментов естественного ландшафта.
- создание новых скульптурных, часто геометрических форм искусственного рельефа.
Ла 11. Основные композиционные элементы при проектировании объектов ла.
Специфическая область архитектурной композиции — градостроительная композиция, которая, в частности, является художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на значительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции — построение пространств под открытым небом, формируемых преимущественно рельефом, зелеными насаждениями, водоемами и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства. Под композицией понимается творческая деятельность по организации пространств и составляющих их элементов, а также результаты этой деятельности. Организация пространства в архитектуре определяется функциональными, конструктивными и художественными требованиями. Психофизиологические закономерности восприятия человека обусловливают приемы организации формы и пространства, категории композиции: симметрию и асимметрию, нюанс и контраст, ритм, установление определенных соотношений между частями и целым. Выразительность и гармоничность архитектурной формы и пространства зависят и от масштабности, т.е. зрительно воспринимаемой соразмерности их человеку. Подбор растений, их группировка, пластика рельефа, использование декоративных качеств воды — художественные задачи, близкие архитектурной композиции. Особенно это выражено при формировании городских ландшафтов, где природные и архитектурные композиции взаимосвязаны и лишь подразделяются на композиции с преобладающей ролью природных или искусственных компонентов. Видовая точка — место на парковой территории, с которого хорошо воспринимаются виды, пейзажи. Контраст — художественный прием, заключающийся в резко выраженном противопоставлении качеств элементов композиции (объема, цвета), что помогает ярче оттенить их особенности. Акцент — композиционный прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в общей пейзажной картине по величине, положению в пространстве, освещенности, цвету. Достигается, например, посредством размещения в открытом пространстве особо декоративных отдельных деревьев (солитеров). Композиционно выделяемые элементы ландшафта называют также доминантами. В природном пейзаже цвет имеет особое эмоциональное воздействие. Цветовосприятие в природном ландшафте зависит от многих факторов, в том числе от характера погоды. Особенно изменчивы водные поверхности. Спокойное зеркало воды отражает цвет неба. Меняется цветовой эффект в зависимости от фона. Деревья, кустарники, газоны, цветы — основной строительный материал ландшафтной архитектуры. Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу. В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов. Цветник — декоративная композиция из цветущих растений в открытом грунте — клумбы, рабатки, цветочные партеры, розарии, альпинарии, рокарии, миксбордеры. В современном садово-парковом искусстве широко распространено устройство цветников в виде крупных пятен живописных очертаний на фоне газона.
Источник
10. Понятие природного ландшафта., 11. Понятие антропогенного ландшафта., 12. Понятие садово-паркового ландшафта., 13. Классификация садово-парковых ландшафтов.
Природный ландшафт – 1. Не преобразованный человеческой деятельностью, обладающий естественным развитием; — 2. Относительно мало преобразованный ландшафт сельской местности, включающий лес, луг, с/х, постройки, некоторые крупные парки и лесопарки, ботанические сады включают отдельные урочища ландшафта.
Садово-парковый ландшафт – разновидность культурного или природного ландшафта, преобразованного в результате направленной деятельности человека, в пределах которого пространственно организованные природные элементы – растительность, камень, вода – в сочетании с искусственными сооружениями и малыми формами, рационально размещенными, образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство.
Понятие ландшафта. Типы ландшафта. Ландшафтный анализ объекта.
Ландшафт- это территориальный комплекс, в пределах которого основные ландшафтные компоненты, которые его составляют (земная кора, вода, климат, растительность и животный мир) образуют взаимосвязное и взаимообусловленное единство.
Типы ландшафта:1природный(его развитие не тронуто человеком)
Классификация антропогенных ландшафтов:
1.(по социально-экономическим функциям)-с/х, промышленные, урбанизованные, рекреационные, заповедные. 2.(по степени влияния человека)-слабоизмененные, измененные, сильноизмененные. 3. (по хар-ру воздействия человека)-культурный, акультурный(вследствие нерациональной деятельности человека). 4.(по соотношению процессов саморегуляции)-с преобладанием самовозобнавления, управляющая роль человека преобладает.
5.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.
Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.
Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.
Связь: планировочная и композиционная.
Под влиянием хозяйственной деятельности человека облик природных ландшафтов может заметно измениться. В настоящее время на земной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.
В первую очередь претерпевают изменения наиболее уязвимые компоненты — растительность и животныи мир. На месте какой-либо первичной лесной фации могут появиться вырубка, луг, пашня и т. д., т. е. участки с новыми природными свойствами. Но и другие компоненты существенно меняются; так, в результате развития промышленности меняется качество воздушного бассейна, его состав и тепловой баланс, в результате строительства гидроузлов изменяется водный режим ландшафтов, а разработка земных недр приводит к геологическим нарушениям. Соответственно нарушаются и видоизменяются связи между компонентами ландшафта, появляются новые комплексы. Все это заставило расширить понятие ландшафта и рассматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные компоненты, обусловленные человеческой деятельностью. Для обозначения таких комплексов принят термин антропогенный ландшафт, которой хотя и сохраняет естественный характер и подчиняется природным закономерностям, но несет и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, измененных свойств почвы, режима подземных и поверхностных вод и т. п. К антропогенным относится большинство современных ландшафтов Земли.
Антропогенные ландшафты являются важными объектами хозяйственной деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы, так как значительная их часть выполняет ресурсовоспроизводящие (поля, лесонасаждения) и средоформирую-щие (населенные пункты) функции. Вместе с тем антропогенные ландшафты наряду с природными продолжают участвовать в формировании экологической среды — газового состава атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.
В зависимости от формы и степени вторжения человека в среду естественного ландшафта принято несколько классификаций антропогенных ландшафтов.
По социально-экономическим
функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяй-ственные, промышленные (инженерные, техногенные), городские (урбанизированные), рекреационные, заповедные, средозащитные (например, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций, например лесохозяйственная и рекреационная.
По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, измененных и сильноизмененных (природных) ландшафтов.
Имеются и более сложные классификации.
По характеру последствий различают:
культурный ландшафт — сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды;
акультурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий соседних ландшафтов, утративших способность выполнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию.
Выделение и картирование границ ландшафтов и их морфострук-турных единиц составляют основу ландшафтного анализа, который направлен на изучение свойств ландшафтов, диагноз, определяющий их состояние, прогноз, предсказывающий возможные изменения, и разработку рекомендаций по оптимальному устройству ландшафта.
Рассматривая с позиций ландпервую очередь парков*. Организация этой структуры есть сложный процесс совокупного решения биолого-экологических, функциональных и эстетических задач, направленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включение искусственных сооружений и создание здоровой эстетически и функционально полноценной среды для отдыха. Вместе с этим организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Выразительность организованного пространства, возникающая в результате разрешения этого противоречия, является начальным художественным качеством ландшафтной архитектуры.
Источник
3.Природные элементы ландшафтной композиции. Искусственные элементы ландшафтной композиции
3.Природные элементы ландшафтной композиции. Искусственные элементы ландшафтной композиции.
Гармоничное сочетание природных и искусственных компонентов — самая важная особенность произведений ландшафтного, в том числе садово-паркового, искусства.
Природные компоненты: рельеф, водоемы и водные устройства, насаждения.
Искусственные компоненты: дорожно-тропиночная сеть, здания и сооружения.
• Беседки – легкое садовое-парковое сооружение разных форм. Чаще всего встречается конструкция в виде круга с четырьмя или шестью колоннами и куполообразной кровлей. Площади основания беседок — от 2,7до 20м 2 ; высота – от 3,2 до 4,2 м.
• Ограды (низкие) – предназначены для обеспечения безопасности, защиты цветников, партеров, откосов и водоемов; имеют высоту 0,5 … 0,8 м.
• Мостики – конструктивными элементами мостиков являются опоры и поддерживающие основания; полотно (пролет) для пешеходного движения; поручни.
• Перголы – сооружения в виде арки, навеса, галереи; представляют собой ажурную конструкцию из ряда поставленных друг за другом арок, решеток, рам или парных столбов, перевязанных сверху деревянной обрешеткой. Высота пергол составляет 2,3 … 3,5 м, ширина – 2 … 1,5 м; глубина (ниши) – до 1 м.
• Навесы – легкие сооружения для кратковременного укрытия от солнца и дождя. Часто оборудуются скамьями
• Трельяжи – опора, выполненная из дерева или металла, в виде решетки, по которой устраивается вертикальное озеленение из вьющихся растений.
• Трельяжные щиты – наклонные сооружения разных форм, в основном из дерева. Щиты бывают арочные, Г-образные, прямоугольные, веерные
Источник