Природные льды конспект 6 класс

План-конспект урока « Подземные воды и ледники».
план-конспект урока по географии (6 класс)

— провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.

Скачать:

Вложение Размер
ФайлКонспект урока по теме «Подземные воды и ледники». 402.46 КБ
Файлпрезентация к уроку географии , по теме «Подземные воды и ледники» , 6 класс. 1.2 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока « Подземные воды и ледники»

Тема урока . «Подземные воды и ледники»

Тип урока. Комбинированный.

Технология урока. Традиционная технология

Цель урока . — сформировать понятие «подземные воды»;

— выявить причины образования подземных вод;

— выявить причины образования ледников;

— провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.

1. Работать с понятиями подземные воды;

водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые

воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1Формировать умение работать в паре.

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые образовательные результаты.

Основные термины, понятия. подземные воды;

водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые

воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.

Оборудование : физическая карта полушарий, физическая карта России; фотографии ледников, подземных вод, ключей, курортов минеральных источников, этикетки от бутылок из под минеральной воды.3 стакана, 3 воронки, глина, песок, гравий.

Проверка домашнего задания (10 мин)

Изучение нового материала (15 мин)

I.Проверка домашнего задания (10 мин)

2. В каких котловинах образуются озёра?

3. Как вы считаете, является ли озеро частью Мирового океана? Ответ обоснуйте.

4. Назовите и покажите самое большое, самое глубокое, самое высокогорное, самое солёное озеро.

5. Почему в одних озёрах вода солёная, а в других — пресная?

II.Изучение нового материала (15 мин)

Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Для этого мы уже вспомнили виды внутренних вод. В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома?”

Читайте также:  Пейзаж маслом картин природы

Из самого термина следует его определение. Сформулируйте определение подземных вод.

Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики) (запись в тетрадь)

— У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)

— Какие условия необходимы для образования подземных вод?

Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 — песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.

— Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает)

— Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).

— От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)

Далее в тетрадь переносим схему, иллюстрирующую различие горных пород по пропускной способности

Используя рис. 82 в учебнике и по схеме на доске, объясняю, как образуются подземные воды, при этом говорю, что они бывают грунтовыми, межпластовыми.

Ключи и родники — выходы подземных вод на поверхность (записываем в тетрадь)

Затем учащиеся выясняют, какие родники и ключи имеются в их местности (источник Сергия Радонежского). Какие легенды и предания связаны с ними?

Далее учащиеся переносят в тетрадь схему залегания подземных вод

Говоря о минеральных водах, подчёркиваю их лечебные свойства, привожу пример известного курорта «Пятигорский Нарзан». Из информации на этикетках от бутылок с минеральной водой, учащиеся узнают, какими целебными свойствами обладает эта вода

Формируя знания о ледниках, объясняю их строение, условия образования (рис 83), говорю о том, что ледники бывают покровными и горными, показываю по карте, где они располагаются.

1.Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока “Что нужно учесть при строительстве дома?”.

  1. Состав водопроницаемых слоёв
  2. Уровень грунтовых вод
  3. Особенности рельефа (низины, берега и т.д.)
  4. Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? (жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника)

2.Далее учащиеся самостоятельно читают фрагмент § 36«Что мы знаем о ледниках?» и составляют его план. (с взаимопроверкой)

1. Ледник — крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению

2. Условия образования- недостаток тепла снег не успевает полностью растаять (за полярными кругами, на больших высотах в горах)

3. Бывают- покровные и горные (Антарктида, Гренландия- покровные, горные- Беринга(Аляска), Федченко (Памир), Безенги (Кавказ))

7. От ледников откалываются айсберги

5. «Неприкосновенный запас пресной воды»

Выясняю у учащихся то, что нового они узнали на уроке и чем для них материал полезен, понравился ли им урок .

Читайте также:  Положения фотоконкурс родная природа

Источник

Урок по теме «Ледники» (6 класс)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconurok_po_teme_ledniki.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Цели : Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Личностные : формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.
Регулятивные : уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека, составлять план изучения объекта.

Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.

Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины с видами ледников, строения ледника, схема «Превращение снега в лед». Презентация.

Тип урока : изучение нового материала.

  1. Организационный момент. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.
  2. Изучение нового материала.

Учитель: Мы продолжаем изучать географическую оболочку «Гидросферу». И сегодня на уроке мы откроем еще одну тайну природы, которую она создавала тысячелетиями.

Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его. (ледник)

Имя этой тайны – ледники. А что вы знаете о ледниках? (Ответы учащихся).

Учитель: Тема нашего урока «Ледники».

Мы сегодня будем гляциологами, то есть учеными, которые изучают ледники. (Каждому на стол ставится табличка — гляциолог. Тема урока записывается в тетрадях).

Учитель: Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение целей урока).

Ученики: Что такое ледники? Где они образуются и как? Какие ледники бывают? Значение их в природе?

Учитель: Как и из чего образуется лед?

Ученики: Лед образуется из воды при температуре 0º и ниже. Вода из жидкого состояния переходит в твердое.

Учитель: Лед, который покрывает нашу Неву. Это ледник или нет?

Учитель: Что же такое ледник?

Дети дают определение ледника.

Учитель: Давайте проверим, как дается определение понятия «ледник» в Большом энциклопедическом словаре (работа со словарем).

Ледники, движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности, образуются в тех районах, где твердых атмосферных осадков отлагается больше, чем стаивает и испаряется. В пределах ледника выделяют области питания и абляции. Ледники делятся на наземные, ледниковые покровы, шельфовые и горные. (Большой энциклопедический словарь).

Читайте также:  Внешность куклы от природы

Учитель: Сравним определение с учебником.

Ученики: Ледник – многолетнее скопление льда на суше (запись в тетрадь).

  1. Какие условия необходимы для образования ледника?
  2. Где на планете такие условия можно наблюдать в настоящее время?

Учащиеся высказывают предположения.

Ледники образуются из снега.

Происходит это в тех местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это легко представить в виде схемы: снег фирн лед. ( Работа по схеме).

Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название – глетчерный (от немецкого слова «ледник»).

Учитель: На большей части территории нашей страны снега выпадает очень много. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему не образуются ледники? Подумайте и предложите свою версию ответа.

  1. Температура воздуха должна быть ниже 0º С в течение года.
  2. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

Учитель: Определите территории на Земле с похожими климатическими условиями.

Ученики: Полярные области и горы.

Демонстрация картины с изображением вулкана Килиманджаро.

Учитель: Объясните, почему на вершине вулкана Килиманджаро находится ледник. Что происходит с температурой воздуха при поднятии вверх?

Ученики находят на карте Килиманджаро и определяют его абсолютную высоту. Один из учащихся делает записи на доске:

  1. Абсолютная высота горы – 5895 метров.
  2. Температура воздуха понижается на 6º С каждые 1000 метров.

Сколько раз происходит понижение температуры воздуха? 5895 : 1000 = 5,9 раз.

  1. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой? 6º С х 5,9 = 35,4 º С.
  2. Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25º С) – 35,4 = -10,4º С.

Учитель: В этом примере, на какой высоте снег не будет таять?

Учитель: Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.

Снеговая линия – это уровень (граница), выше которого снег не тает, а накапливается, образуя ледник. (Учащиеся сами дают определение).

Задание. Положение снеговой линии (границы). На какой высоте находится снеговая граница в горах, на какой в Антарктиде, на острове Гренландия.

(Учащиеся говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам, тем ниже, в полярных областях на уровне океана).

(Демонстрируется схема строения ледника, заранее приготовленная на листе ватмана).

Ученики составляют по схеме рассказ, используя опорные слова: язык ледника, область расхода, снеговая линия, область накопления, ледопад. В процессе рассказа ведется беседа, задаются вопросы, объясняются новые понятия.

Учащиеся работают с текстом учебника. В виде ролевой игры предлагаю исследовать покровные и горные ледники и представить свои исследовательские работы на научный совет. Работа выполняется в парах.

Для учащихся более слабой подготовки можно для исследования предложить таблицу.

Источник

Оцените статью