План-конспект урока « Подземные воды и ледники».
план-конспект урока по географии (6 класс)
— провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме «Подземные воды и ледники». | 402.46 КБ |
презентация к уроку географии , по теме «Подземные воды и ледники» , 6 класс. | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока « Подземные воды и ледники»
Тема урока . «Подземные воды и ледники»
Тип урока. Комбинированный.
Технология урока. Традиционная технология
Цель урока . — сформировать понятие «подземные воды»;
— выявить причины образования подземных вод;
— выявить причины образования ледников;
— провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.
1. Работать с понятиями подземные воды;
водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые
воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа делать выводы.
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1Формировать умение работать в паре.
2.Учить представлять результат своей работы;
3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые образовательные результаты.
Основные термины, понятия. подземные воды;
водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые
воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.
Оборудование : физическая карта полушарий, физическая карта России; фотографии ледников, подземных вод, ключей, курортов минеральных источников, этикетки от бутылок из под минеральной воды.3 стакана, 3 воронки, глина, песок, гравий.
Проверка домашнего задания (10 мин)
Изучение нового материала (15 мин)
I.Проверка домашнего задания (10 мин)
2. В каких котловинах образуются озёра?
3. Как вы считаете, является ли озеро частью Мирового океана? Ответ обоснуйте.
4. Назовите и покажите самое большое, самое глубокое, самое высокогорное, самое солёное озеро.
5. Почему в одних озёрах вода солёная, а в других — пресная?
II.Изучение нового материала (15 мин)
Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Для этого мы уже вспомнили виды внутренних вод. В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома?”
Из самого термина следует его определение. Сформулируйте определение подземных вод.
Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики) (запись в тетрадь)
— У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)
— Какие условия необходимы для образования подземных вод?
Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 — песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.
— Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает)
— Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).
— От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)
Далее в тетрадь переносим схему, иллюстрирующую различие горных пород по пропускной способности
Используя рис. 82 в учебнике и по схеме на доске, объясняю, как образуются подземные воды, при этом говорю, что они бывают грунтовыми, межпластовыми.
Ключи и родники — выходы подземных вод на поверхность (записываем в тетрадь)
Затем учащиеся выясняют, какие родники и ключи имеются в их местности (источник Сергия Радонежского). Какие легенды и предания связаны с ними?
Далее учащиеся переносят в тетрадь схему залегания подземных вод
Говоря о минеральных водах, подчёркиваю их лечебные свойства, привожу пример известного курорта «Пятигорский Нарзан». Из информации на этикетках от бутылок с минеральной водой, учащиеся узнают, какими целебными свойствами обладает эта вода
Формируя знания о ледниках, объясняю их строение, условия образования (рис 83), говорю о том, что ледники бывают покровными и горными, показываю по карте, где они располагаются.
1.Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока “Что нужно учесть при строительстве дома?”.
- Состав водопроницаемых слоёв
- Уровень грунтовых вод
- Особенности рельефа (низины, берега и т.д.)
- Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? (жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника)
2.Далее учащиеся самостоятельно читают фрагмент § 36«Что мы знаем о ледниках?» и составляют его план. (с взаимопроверкой)
1. Ледник — крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению
2. Условия образования- недостаток тепла снег не успевает полностью растаять (за полярными кругами, на больших высотах в горах)
3. Бывают- покровные и горные (Антарктида, Гренландия- покровные, горные- Беринга(Аляска), Федченко (Памир), Безенги (Кавказ))
7. От ледников откалываются айсберги
5. «Неприкосновенный запас пресной воды»
Выясняю у учащихся то, что нового они узнали на уроке и чем для них материал полезен, понравился ли им урок .
Источник
Урок по теме «Ледники» (6 класс)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_ledniki.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели : Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Личностные : формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.
Регулятивные : уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека, составлять план изучения объекта.
Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины с видами ледников, строения ледника, схема «Превращение снега в лед». Презентация.
Тип урока : изучение нового материала.
- Организационный момент. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.
- Изучение нового материала.
Учитель: Мы продолжаем изучать географическую оболочку «Гидросферу». И сегодня на уроке мы откроем еще одну тайну природы, которую она создавала тысячелетиями.
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его. (ледник)
Имя этой тайны – ледники. А что вы знаете о ледниках? (Ответы учащихся).
Учитель: Тема нашего урока «Ледники».
Мы сегодня будем гляциологами, то есть учеными, которые изучают ледники. (Каждому на стол ставится табличка — гляциолог. Тема урока записывается в тетрадях).
Учитель: Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение целей урока).
Ученики: Что такое ледники? Где они образуются и как? Какие ледники бывают? Значение их в природе?
Учитель: Как и из чего образуется лед?
Ученики: Лед образуется из воды при температуре 0º и ниже. Вода из жидкого состояния переходит в твердое.
Учитель: Лед, который покрывает нашу Неву. Это ледник или нет?
Учитель: Что же такое ледник?
Дети дают определение ледника.
Учитель: Давайте проверим, как дается определение понятия «ледник» в Большом энциклопедическом словаре (работа со словарем).
Ледники, движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности, образуются в тех районах, где твердых атмосферных осадков отлагается больше, чем стаивает и испаряется. В пределах ледника выделяют области питания и абляции. Ледники делятся на наземные, ледниковые покровы, шельфовые и горные. (Большой энциклопедический словарь).
Учитель: Сравним определение с учебником.
Ученики: Ледник – многолетнее скопление льда на суше (запись в тетрадь).
- Какие условия необходимы для образования ледника?
- Где на планете такие условия можно наблюдать в настоящее время?
Учащиеся высказывают предположения.
Ледники образуются из снега.
Происходит это в тех местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это легко представить в виде схемы: снег фирн лед. ( Работа по схеме).
Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название – глетчерный (от немецкого слова «ледник»).
Учитель: На большей части территории нашей страны снега выпадает очень много. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему не образуются ледники? Подумайте и предложите свою версию ответа.
- Температура воздуха должна быть ниже 0º С в течение года.
- Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
Учитель: Определите территории на Земле с похожими климатическими условиями.
Ученики: Полярные области и горы.
Демонстрация картины с изображением вулкана Килиманджаро.
Учитель: Объясните, почему на вершине вулкана Килиманджаро находится ледник. Что происходит с температурой воздуха при поднятии вверх?
Ученики находят на карте Килиманджаро и определяют его абсолютную высоту. Один из учащихся делает записи на доске:
- Абсолютная высота горы – 5895 метров.
- Температура воздуха понижается на 6º С каждые 1000 метров.
Сколько раз происходит понижение температуры воздуха? 5895 : 1000 = 5,9 раз.
- На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой? 6º С х 5,9 = 35,4 º С.
- Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25º С) – 35,4 = -10,4º С.
Учитель: В этом примере, на какой высоте снег не будет таять?
Учитель: Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.
Снеговая линия – это уровень (граница), выше которого снег не тает, а накапливается, образуя ледник. (Учащиеся сами дают определение).
Задание. Положение снеговой линии (границы). На какой высоте находится снеговая граница в горах, на какой в Антарктиде, на острове Гренландия.
(Учащиеся говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам, тем ниже, в полярных областях на уровне океана).
(Демонстрируется схема строения ледника, заранее приготовленная на листе ватмана).
Ученики составляют по схеме рассказ, используя опорные слова: язык ледника, область расхода, снеговая линия, область накопления, ледопад. В процессе рассказа ведется беседа, задаются вопросы, объясняются новые понятия.
Учащиеся работают с текстом учебника. В виде ролевой игры предлагаю исследовать покровные и горные ледники и представить свои исследовательские работы на научный совет. Работа выполняется в парах.
Для учащихся более слабой подготовки можно для исследования предложить таблицу.
Источник