Природные объекты собственности леса

4. Права собственности на лесные ресурсы

Право собственности – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, непротиворечащих закону и иным правовым актам и ненарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства /38/.

Ст. 18 Лесного кодекса РФ гласит, что содержание права собственности определяется Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством Российской Федерации /3/.

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом (ст. 209 ГК РФ) /44/.

Право владения – это фактическое обладание вещью.

Право пользования – это извлечение полезных свойств из вещи в процессе лесопользования, виды которого приведены в ст. 80 Лесного кодекса РФ /3/.

Право распоряжения – это возможность определять юридическую судьбу вещи.

Осуществление права собственности небезгранично. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.

Земля, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы составляет основу жизни и деятельности людей. В Конституции России по этому поводу записано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9, п. 1) /22/. Имея первостепенное значение в сфере общественного производства, они на протяжении истории, общества всегда были одним из важнейших объектов собственности, занимая при этом особое место. Это объясняется прежде всего их ограниченностью в природе, владение землей или лесом на правах частной собственности всегда было престижно, учитывая эффект постоянного дорожания лесоземельных угодий, можно говорить об относительной гарантии стабильности бизнеса, сохранением и накоплением капитала и т.д.

В отличие от собственности на материальные блага, в создании которых главную роль играет такой производственный фактор как труд человека, собственность на природные ресурсы, составляющие общечеловеческое достояние, представляет собой категорию условную. Главная причина в том, что лес, даже находящийся в частной собственности, продолжает поставлять различные невесомые полезности для окружающих, которые находятся далеко за пределами этого частного владения. «Лес признается социальным благом сам по себе, независимо от того кому он принадлежит. Это основная посылка, отражающаяся на всей конструкции права собственности на лес. Если лес социальное благо, то в его существовании заинтересовано целое — государство; так как от целого умозаключают к общечеловеческому, то легко предположить, что недалеко то время, когда лесные нормы станут предметом законодательства не отдельных государств, а международных договоров и трактатов» /33/. Эти строки, написанные Фалеевым Н.И. в 1912 г. находят свое подтверждение в происходящих в настоящее время различных межправительственных переговорных процессах по устойчивому управлению лесами.

Читайте также:  Природа самый лучший лекарь

Несмотря на имеющиеся между природными ресурсами различия, в вопросах собственности на них много того, что обусловлено их положением как объектов природы, используемых в процессе производства в качестве предмета и средства труда.

В наиболее общем виде собственность на леса означает власть или правовое господство какого-либо лица над лесом. Понятие собственность на лес можно применять в экономическом и юридическом аспектах.

С экономической точки зрения собственность на леса возникла задолго до появления государства и права. Ряд авторов придерживается точки зрения, что главным признаком собственности в экономическом смысле являлись и являются акты присвоения или отчуждения /4/.

В качестве юридической категории собственность на леса могла возникнуть лишь с появлением государства и права. Она представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению лесами. Обладая основными чертами, свойственными праву собственности вообще, право собственности на леса можно рассматривать в объективном и субъективном аспектах.

В объективном аспекте право собственности на леса представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты собственности в соответствующих природоресурсовых отраслях права. Примером может служить институт права собственности леса.

Право собственности на леса можно рассматривать не только как правовой институт собственности, но и как субъективное право в виде совокупности правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению лесом. Как правило, субъективному праву собственности на леса противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае нарушения субъективного права собственности, оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно Конституции Российской Федерации защищается равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности (ст. 8, разд. 2) /22/. Собственность на леса так же, как и любой другой институт собственности, имеет свою специфику, определяемую особенностью объекта лесных отношений и социально-экономическими факторами. Последние обусловлены проведением радикальной экономической реформы в стране, изменением лесных отношений и формированием многоукладной экономики в различных отраслях.

Рассмотрим смысл и значение права собственности на леса, исходя из возможных ограничений этого права. Абсолютной собственности на леса не существует. Такое утверждение справедливо практически для всех стран, где имеет место частная собственность на леса. В России, представляя собственникам земли и других природных ресурсов право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ими в пределах, предусмотренных законом, Конституция Российской Федерации устанавливает определенные ограничения. В частности там записано, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляет их собственники свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ст. 36 п.2) /22/.

Читайте также:  Охрана природы право гражданина

Частная собственность на природные ресурсы закреплена в Конституции России лишь теоретически, то для отечественного лесного хозяйства правильнее говорить не о правомочиях собственности вообще, а об ограничении права пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, поскольку правомочия владения и распоряжения согласно существующему законодательству, как правило, не ограничиваются. Лесной кодекс различает ограничение и приостановление прав пользования лесным фондом. Эти права могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью; защиты основ конституционного строя; обеспечение обороны страны и безопасности государства; охраны здоровья населения; охраны окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия; прав и законных интересов граждан.

Ограничения полномочий собственности на природные ресурсы вызваны прежде всего их ограниченностью в природе и незаменимостью в хозяйственном процессе. Все ограничения можно разделить на постоянные и временные.

К постоянным ограничениям правомочий пользования относится предусмотренные в федеральном лесном законодательстве обязанности:

  • соблюдать требования рационального использования и охраны лесного фонда;
  • необходимость проведения лесовосстановительных мероприятий;
  • осуществлять лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека;
  • не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников или арендаторов;
  • выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон и т.п.;
  • сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия;
  • по переводу лесных земель в нелесные;
  • соблюдение порядка по согласованию проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства.
  • выполнение особых условий по пользованию лесным фондом в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
  • строгое целевое использование лесного фонда;
  • возможность совершения сделки купли-продажи участка лесного фонда, при условии сохранения его целевого назначения (для частного лесовладения);
  • ограничения оборотоспособности участков лесного фонда и др.
  • политический;
  • юридический (правовой);
  • экономический.
  1. Потребительская стоимость благ (вещи, ресурсы), проявляющаяся в использовании его отдельных или всех свойств одновременно в интересах человека.
  2. Ограниченность благ (вещей, ресурсов), что заставляет людей оформлять юридически свои претензии на определенную часть благ. Ограниченность ресурсов как основа формирования собственности играла и играет решающую роль в развитии прав собственности на лесные ресурсы. Именно этим фактором можно объяснить то положение, когда частное лесовладение является преобладающим в тех странах, где лесные земли (ресурсы) ограничены.
  3. Стремление получать доход от владения благами (ресурсами) с наименьшими ограничениями или при полном отсутствии последних.
  1. Право владения, означающее право исключительного физического контроля над благами (ресурсами).
  2. Право пользования, означающее право применения всех полезных свойств блага (ресурса) для себя, для получения своего дохода.
  3. Право управления, означающее право на принятие самостоятельных решений по обеспечению пользования благом (ресурсом).
  4. Право на доход, означающее право на обладание всеми результатами от использования блага (ресурса).
  5. Право суверена, означающее право на принятие решений по отчуждению, потреблению, изменению или уничтожению блага.
  6. Право на безопасность, означающее право на защиту от эксплуатации и от вреда со стороны внешней среды.
  7. Право на передачу благ в наследство, означающее создание экономических условий (интереса) для преемственности прав владения благом.
  8. Право на запрет использования способом, наносящим вред внешней среде.
  9. Право на ответственность в виде взыскания, означающее возможность использования блага в уплату долга.
  10. Право на бессрочное обладание благом.
  11. Право на остаточный характер, означающее необходимость существования институтам власти и законодательных процедур, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и полномочий.
Читайте также:  Где живет глухарь какая природная зона

Источник

Природные объекты собственности леса

ЛК РФ Статья 20. Право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 302-ФЗ)

1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов, в соответствии с гражданским законодательством.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 302-ФЗ)

2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.

3. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ)

4. Древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в статье 19 настоящего Кодекса, и федеральными государственными учреждениями, указанными в части 1 статьи 29.1 настоящего Кодекса, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, и полученные указанными в настоящей части учреждениями из такой древесины необработанные и обработанные лесоматериалы реализуются на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах, за исключением реализации древесины гражданам для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, а также государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 600-ФЗ)

Источник

Оцените статью