Природные объекты сроки пользования

Природные объекты сроки пользования

ЗК РФ Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

С 01.09.2023 в п. 3 ст. 95 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 505-ФЗ.

С 01.09.2023 в п. 4 ст. 95 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Читайте также:  Геологический памятник природы близ города алушта 8 букв

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

С 01.09.2023 ст. 95 дополняется п. 6.1 (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

Читайте также:  Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды примеры

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Источник

Тема 2. Право природопользования

Понятие, общая характеристика и принципы права природопользования.

Право природопользования — система норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Право природопользования может оцениваться в разных качествах: — как правовой институт (совокупность норм, регулирующих отношения природопользовании); — как правоотношение (совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования природных ресурсов); — как конкретное правомочие природопользователя (субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом). Виды права природопользования: 1) В зависимости от объекта природы (право землепользования, недропользования, водопользования, пользования атмосферой, лесопользования, пользования растительным миром вне лесов, пользования животным миром); 2) В зависимости от требования по наличию разрешительной документации (право общего природопользования, право специального природопользования); 3) В зависимости от срока пользования (бессрочное, долгосрочное, краткосрочное); 4) В зависимости от способа использования (осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды, осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды).

Читайте также:  Природные зоны африки почва климат

Основные принципы природопользования Природопользование имеет свои принципы права, к которым относятся:

природопользование рациональное; принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования;

принцип целевого характера пользования ресурсами природы; принцип устойчивости права пользования; принцип платности специального природопользования. Среди всех принципов рациональное природопользование является традиционным принципом природоресурсного права.

Это экологически обоснованное природопользование, учитывающее разнообразные интересы людей, среди которых экологические, экономические, социальные и др. Очень тесно с принципом рационального использования ресурсов природы связан принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования. Этот принцип является следствием требований законодательства об охране окружающей среды. Содержанием принципа являются правовые требования относительно недопущения причинения вреда во время эксплуатации природного ресурса другим природным объектам. (ред.)

Закреплен принцип через регулирование обязанностей природопользователя. Например, водопользователь при пользовании водным объектом не имеет права причинять вред, как самому водному объекту, так и окружающей среде.

Что касается принципа целевого использования природных ресурсов, то он является общим для целого ряда природоресурсных отраслей права – земельного, горного, водного и др.

Если земельные участки, водные объекты, лесные участки, участки недр предоставляются в пользование, то цель их предоставления в обязательном порядке фиксируется в решении о предоставлении в пользование. Если природный объект используется не по назначению, т.е. не соответствует заявленной цели, законодательство рассматривает это как правонарушение и является основанием вплоть до аннулирования лицензии.

Природные объекты предоставляются или в бессрочное пользование, или на длительный срок – в этом заключается принцип устойчивости права природопользования.

Основания, по которым прекращается право пользования природными объектами, указаны в законе.

Таким образом, гарантируются интересы пользователя, связанные с природопользованием. Субъекты специального природопользования обязаны оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса, в этом заключается принцип платности природопользования. Плата, вводимая за пользование природного ресурса, помогает решать как общие задачи государства, так и те задачи, которые связаны с поддержанием эксплуатируемого природного ресурса в благоприятном состоянии и, если необходимо, его восстановлении.

Источник

Оцените статью