Конспект урока по теме «Природные пожары»
— какие процессы относятся к гидрологическим явлениям?
-что является причинами гидрологических явлений?
— Привести примеры защиты населения при наводнениях?
Спасибо, а сейчас предлагаю вашему вниманию просмотреть небольшой видеофильм (просмотр видеофильма).
Определите тему нашего урока (ребята называют, на доске появляется тема ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ)
Правильно, сегодня мы будем говорить о пожарах, но не бытовых, а каких?
Цель урока – что вы должны узнать в течение урока, что должны вывести из нашего урока? Ознакомиться с причинами возникновения природных пожаров и умение чётко и грамотно действовать.
Есть еще такое высказывание: «изученная опасность – не опасна»
Вспомним формулу безопасности:
Пошаговое изучение сложных ситуаций
n предвидеть опасные ситуации
n при возможности избежать их
n при необходимости — действовать четко и решительно
— Что такое природные пожары? — слайд 2
По данным МЧС России, на территории лесного фонда РФ ежегодно регистрируется от 10 до 30 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,2 до 2,5 млн га.
Открыли тетради, написали тему и определение.
Исходя из определения, назовите типы пожаров (называют) – слайд 4
Существует множество наук, которые изучает человек. Можете привести примеры? (психология – наука о душе, экология – взаимодействие человека с окружающей средой, анатомия — о человеке, зоология — о животных, биология – о растениях).
С учетом темы нашего урока определите, что за наука пирология? — Слайд 5
Внимание, задание группам. Каждая группа получает отдельное задание и в течение 1 мин вы должны будете подумать и ответить на вопрос. 1 гр. – причина низовых, 2 гр. – причина верховых, 3 гр. – причина подземных пожаров. По знаку «Класс» группа завершает работу и передает свои записи соседней группе. Получив лист бумаги вы должны будете ответить на след.задание. Заканчиваем задание, передаем карточку дальше. В конце подведем итоги результата ваших работ. – слайд 7
Давайте, вспомним какие составляющие для возникновения пожара (горючее вещество, источник воспламенения и окислитель).
Интересно, что торф горит под землей без доступа воздуха и даже под водой! Почему?
Торфяные пожары представляют собой возгорание торфяного болота, осушенного или естественного. Основными тепловыми характеристиками торфа являются его теплотворная способность, а также коэффициент теплопроводности.
Торф обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью.
Основными горючими материалами у торфов являются углерод (52-56 % от общей массы) и водород (5-6 % от общей массы), кроме того, в составе торфа имеется от 30 до 40 % атомов кислорода, связанного в молекулах химических веществ, из которых состоит торф.
· неправильное обращение с огнем
· разряд молнии или самовозгорание, которое может происходить при температуре выше 50 градусов по Ц. Летом поверхность почвы в средней полосе может нагреваться до 52-54 градусов
• неожиданными прорывами огня;
• риском провалиться в прогоревший торф;
• задохнуться из-за задымления .
На долю лесных пожаров приходится 70% всех чрезвычайных ситуаций.
Слайд 8 Виды лесных пожаров – низовые, верховые, подземные
Итак, сейчас работаем с учебниками. Открыли учебники, автор Смирнов, 7 класс, с.119, глава 5.1
Каждая группа получает карточки с заданиями. В течение 2 мин вы должны будете ответить на вопросы в карточке, используя учебники. (1гр. – низовой пожар, 2 гр. – верховой пожар, 3 гр. – подземный пожар: ответить на вопросы:
2. скорость распространения
3. место распространения пожара
По моему сигналу «Класс» завершаем работу.
Признак торфяных пожаров – горячая земля и дым из почвы.
Скорость торфяных пожаров низкая.
Тушение затруднено, так как торф горит под почвой на глубине, т.е. визуально не определишь в отличии от низовых и верховых.
Слайд 9 Внимание на экран. Определить вид природного пожара. (низовой)
Группа, которая работала по этому виду, вам слово.
Низовой распространяется по нижним ярусам лесной растительности.
Скорость распространения – от 1-3м/мин.
Слайд 10 Внимание на экран. Определить вид природного пожара. (верховой)
Группа, которая работала по этому виду, вам слово.
Верховой – огонь распространяется по кронам деревьев, по верхнему ярусу.
Скорость распространения от 3-100м/мин.
Слайд 11 Внимание на экран. Определить вид природного пожара. (подземный)
Группа, которая работала по этому виду, вам слово.
Это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв.
Глубина прогорания подземных пожаров составляет от 25-50см.
Средняя продолжительность крупных лесных пожаров может составлять 10-15 сут.
На долю низовых пожаров приходится до 98% от общего числа возгораний, верховых – 1-2%, подземных – 0,2-1%.
Отмечено, что возникновение лесных пожаров имеет определенную сезонность. Поэтому выделяют пожароопасный сезон.
Что такое пожароопасный сезон? Слайд 12
В общей сложности пожароопасный сезон длится с апреля по ноябрь. Наиболее пожароопасным периодом считается июль-август.
Зная из прошлых уроков, насколько серьезны последствия чрезвычайных ситуаций, определим каковы последствия данного природного явления? Слайд 14
Работа в парах по плечу . В течение 1 мин проговорите в парах о последствиях. А теперь встали, задвинули стулья и под музыку перемещаемся по кабинету, выпрямив спину, глубокий вдох, «броунское движение» — хаотичное. Как только музыка останавливается, нашли пару, кто ближе к вам и проговариваем др. др. Начинает тот партнер в паре, у кого волосы длиннее.
Вот каковы последствия – слайды 15,16,17,18
Поговорили о причинах, о последствиях, а теперь ответим на вопросы.
1. правила поведения в пожароопасный период
2. Вспомним правила разведения костра («бивак»)
Уходя из лесной зоны, обязательно залить костер водой. Почему?
3. В российской федерации есть специальная служба авиационной охраны. Чем занимается эта служба? — Слайд 19
Для защиты населения от последствий лесных пожаров в нашей стране создана система охраны леса. Спец. Служба авиац. Охраны представляет собой сеть авиабаз, где используются самолеты и вертолеты, способные взять на борт от 6-42 т воды.
4. Правила поведения во время пожаров. Работаем с учебниками, стр. 128
1. Какая роль отводится технике для профилактики пожара? (перекапывание)
2. Какое направление необходимо выбрать, выходя из зоны пожара?
3. Назовите основную причину лесных пожаров? (безответственное поведение людей, нарушение правил пожарной безопасности)
Домашнее задание. – слайд 20
Каждая команда придумывает вопрос для 1 вопрос для др. команды.
В группе на листочках оцениваем каждого участника в течение 1 мин. (слайд 25)
Итак, берегите лес от пожара. Спасибо всем, до новых встреч. Здоровья вам!
Источник
Конспект урока по теме «Природные пожары»
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
- Образовательные– изучение материала по теме «Лесные и торфяные пожары»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.
- Развивающие– развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.
- Воспитательные– умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём; ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность, профессиональное самоопределение.
Дидактические материалы используемые на уроке: икт технологии, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков 2018 год. Карточки для тестовой игры на закрепление знаний.
Подготовка к уроку: 1. Подбор материала и набор текста. 2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов. 3. Составление и оформление презентации.
Пожар неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории
Лесной пожар наука о лесных пожарах
неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека
(ОРЙВХЕВО, ВИЙЗОНО, ФЙОНЯТРО) (дети пытаются из букв составить слова) Учитель: Правильно. А теперь давайте, попробуем дать определение этим категориям лесных пожаров. Ученик: дает ответ Учитель: Молодцы! Вы правильно сформулировали определения. Низовые и верховые пожары бывают беглыми и устойчивыми. Также выделяют еще 2 вида природных пожаров: степной и ландшафтный (травяные палы).
Источник