Природные пожары план конспект

Конспект урока по теме «Природные пожары»

— какие процессы относятся к гидрологическим явлениям?

-что является причинами гидрологических явлений?

— Привести примеры защиты населения при наводнениях?

Спасибо, а сейчас предлагаю вашему вниманию просмотреть небольшой видеофильм (просмотр видеофильма).

Определите тему нашего урока (ребята называют, на доске появляется тема ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ)

Правильно, сегодня мы будем говорить о пожарах, но не бытовых, а каких?

Цель урока – что вы должны узнать в течение урока, что должны вывести из нашего урока? Ознакомиться с причинами возникновения природных пожаров и умение чётко и грамотно действовать.

Есть еще такое высказывание: «изученная опасность – не опасна»

Вспомним формулу безопасности:

Пошаговое изучение сложных ситуаций

n предвидеть опасные ситуации

n при возможности избежать их

n при необходимости — действовать четко и решительно

— Что такое природные пожары? — слайд 2

По данным МЧС России, на территории лесного фонда РФ ежегодно регистрируется от 10 до 30 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,2 до 2,5 млн га.

Открыли тетради, написали тему и определение.

Исходя из определения, назовите типы пожаров (называют) – слайд 4

Существует множество наук, которые изучает человек. Можете привести примеры? (психология – наука о душе, экология – взаимодействие человека с окружающей средой, анатомия — о человеке, зоология — о животных, биология – о растениях).

С учетом темы нашего урока определите, что за наука пирология? — Слайд 5

Внимание, задание группам. Каждая группа получает отдельное задание и в течение 1 мин вы должны будете подумать и ответить на вопрос. 1 гр. – причина низовых, 2 гр. – причина верховых, 3 гр. – причина подземных пожаров. По знаку «Класс» группа завершает работу и передает свои записи соседней группе. Получив лист бумаги вы должны будете ответить на след.задание. Заканчиваем задание, передаем карточку дальше. В конце подведем итоги результата ваших работ. – слайд 7

Давайте, вспомним какие составляющие для возникновения пожара (горючее вещество, источник воспламенения и окислитель).

Читайте также:  Доклад об одном природном сообществе 3 класс

Интересно, что торф горит под землей без доступа воздуха и даже под водой! Почему?

Торфяные пожары представляют собой возгорание торфяного болота, осушенного или естественного. Основными тепловыми характеристиками торфа являются его теплотворная способность, а также коэффициент теплопроводности.

Торф обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью.

Основными горючими материалами у торфов являются углерод (52-56 % от общей массы) и водород (5-6 % от общей массы), кроме того, в составе торфа имеется от 30 до 40 % атомов кислорода, связанного в молекулах химических веществ, из которых состоит торф.

· неправильное обращение с огнем

· разряд молнии или самовозгорание, которое может происходить при температуре выше 50 градусов по Ц. Летом поверхность почвы в средней полосе может нагреваться до 52-54 градусов

• неожиданными прорывами огня;

• риском провалиться в прогоревший торф;

• задохнуться из-за задымления .

На долю лесных пожаров приходится 70% всех чрезвычайных ситуаций.

Слайд 8 Виды лесных пожаров – низовые, верховые, подземные

Итак, сейчас работаем с учебниками. Открыли учебники, автор Смирнов, 7 класс, с.119, глава 5.1

Каждая группа получает карточки с заданиями. В течение 2 мин вы должны будете ответить на вопросы в карточке, используя учебники. (1гр. – низовой пожар, 2 гр. – верховой пожар, 3 гр. – подземный пожар: ответить на вопросы:

2. скорость распространения

3. место распространения пожара

По моему сигналу «Класс» завершаем работу.

Признак торфяных пожаров – горячая земля и дым из почвы.

Скорость торфяных пожаров низкая.

Тушение затруднено, так как торф горит под почвой на глубине, т.е. визуально не определишь в отличии от низовых и верховых.

Слайд 9 Внимание на экран. Определить вид природного пожара. (низовой)

Группа, которая работала по этому виду, вам слово.

Низовой распространяется по нижним ярусам лесной растительности.

Скорость распространения – от 1-3м/мин.

Слайд 10 Внимание на экран. Определить вид природного пожара. (верховой)

Группа, которая работала по этому виду, вам слово.

Верховой – огонь распространяется по кронам деревьев, по верхнему ярусу.

Читайте также:  Загадки природы начальная школа

Скорость распространения от 3-100м/мин.

Слайд 11 Внимание на экран. Определить вид природного пожара. (подземный)

Группа, которая работала по этому виду, вам слово.

Это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв.

Глубина прогорания подземных пожаров составляет от 25-50см.

Средняя продолжительность крупных лесных пожаров может составлять 10-15 сут.

На долю низовых пожаров приходится до 98% от общего числа возгораний, верховых – 1-2%, подземных – 0,2-1%.

Отмечено, что возникновение лесных пожаров имеет определенную сезонность. Поэтому выделяют пожароопасный сезон.

Что такое пожароопасный сезон? Слайд 12

В общей сложности пожароопасный сезон длится с апреля по ноябрь. Наиболее пожароопасным периодом считается июль-август.

Зная из прошлых уроков, насколько серьезны последствия чрезвычайных ситуаций, определим каковы последствия данного природного явления? Слайд 14

Работа в парах по плечу . В течение 1 мин проговорите в парах о последствиях. А теперь встали, задвинули стулья и под музыку перемещаемся по кабинету, выпрямив спину, глубокий вдох, «броунское движение» — хаотичное. Как только музыка останавливается, нашли пару, кто ближе к вам и проговариваем др. др. Начинает тот партнер в паре, у кого волосы длиннее.

Вот каковы последствия – слайды 15,16,17,18

Поговорили о причинах, о последствиях, а теперь ответим на вопросы.

1. правила поведения в пожароопасный период

2. Вспомним правила разведения костра («бивак»)

Уходя из лесной зоны, обязательно залить костер водой. Почему?

3. В российской федерации есть специальная служба авиационной охраны. Чем занимается эта служба? — Слайд 19

Для защиты населения от последствий лесных пожаров в нашей стране создана система охраны леса. Спец. Служба авиац. Охраны представляет собой сеть авиабаз, где используются самолеты и вертолеты, способные взять на борт от 6-42 т воды.

4. Правила поведения во время пожаров. Работаем с учебниками, стр. 128

1. Какая роль отводится технике для профилактики пожара? (перекапывание)

2. Какое направление необходимо выбрать, выходя из зоны пожара?

Читайте также:  Наличие природных ресурсов эффективность производства

3. Назовите основную причину лесных пожаров? (безответственное поведение людей, нарушение правил пожарной безопасности)

Домашнее задание. – слайд 20

Каждая команда придумывает вопрос для 1 вопрос для др. команды.

В группе на листочках оцениваем каждого участника в течение 1 мин. (слайд 25)

Итак, берегите лес от пожара. Спасибо всем, до новых встреч. Здоровья вам!

Источник

Конспект урока по теме «Природные пожары»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

  • Образовательные изучение материала по теме «Лесные и торфяные пожары»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.
  • Развивающие развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.
  • Воспитательные умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём; ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность, профессиональное самоопределение.

Дидактические материалы используемые на уроке: икт технологии, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков 2018 год. Карточки для тестовой игры на закрепление знаний.

Подготовка к уроку: 1. Подбор материала и набор текста. 2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов. 3. Составление и оформление презентации.

Пожар неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории

Лесной пожар наука о лесных пожарах

неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека

(ОРЙВХЕВО, ВИЙЗОНО, ФЙОНЯТРО) (дети пытаются из букв составить слова) Учитель: Правильно. А теперь давайте, попробуем дать определение этим категориям лесных пожаров. Ученик: дает ответ Учитель: Молодцы! Вы правильно сформулировали определения. Низовые и верховые пожары бывают беглыми и устойчивыми. Также выделяют еще 2 вида природных пожаров: степной и ландшафтный (травяные палы).

Источник

Оцените статью