Природные предпосылки которые являются условием развития способностей

3. Природные предпосылки способностей.

Как и все индивидуально-психические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто врожденное, а формируется в жиз­ни и деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения.

Однако, отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. Выделяются морфологические и функциональные особенности строения моз­га, органов чувств и движения, которые выступают в качестве при­родных предпосылок развития способностей. В психологии они получили название задатки.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как способности, могут локально размещаться в определенных участках мозга, отражало ранний этап физио­логических и психологических знаний и было отвергнуто в дальнейшем. В настоящее время наиболее продуктивными являются гипоте­зы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Значительной достоверностью обладают предположения, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенно­стями нервных процессов. Особая чувствительность нервной системы (т.е. ее слабость) может выступать как некий задаток, на основе которого будут развиваться способности, связанные с такими видами трудовой деятельности, где требуется высокая реактивность, впечатлитель­ность, своего рода тонкость душевной организации.

Еще большей вероятностью обладают гипотезы, которые связывают природные предпосылки способностей с так называемыми парциальными (частными) особенностями нервной системы, т.е. своеобразием ти­пологических свойств, проявляющихся у одних в зрительной, у других в слуховой, у третьих в двигательной сфере.

Задатки, как и все другие морфоло­гические и физиологические качества, подчинены общим генети­ческим законам. Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностей. Проведенные исследования свидетельствуют не о биологической наследственности, а о наслед­ственности условий жизни, т.е. тех социальных условиях, которые благоприятствуют развитию способностей (потомственные профессии).

4. Развитие способностей.

Рассмотренное соотношение задатков и способ­ностей показывает, что, хотя развитие способ­ностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, способности — это продукт человеческой истории. Если у животных передача достижений предшествующих поколений последующим осуществляется главным образом путем наследственных морфоло­гических изменений организма, то у человека это происходит общественно-историческим путем, т.е. с помощью орудий труда, языка, произведений искусства и т.п. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые истори­чески вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребно­стей общества.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обуче­ния содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого челове­ка различные — превращаются в многообразные и все более совершенные спо­собности.

Читайте также:  Виды природы средней полосы

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития спо­собностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в раз­витии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфиче­ские врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Эта готовность в обуче­нии формируется на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте.

В способностях детей — как общих, так и специальных — обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учеб­ной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность не является критерием одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами — интересом к учебе, ко­торый сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вов­се не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны.

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется — на основе задатков — индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способ­ностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в из­вестной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащих­ся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, формировать их в надлежащем направлении.

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не ис­ключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, опре­деляет и направленность интересов.

Читайте также:  Красивая девушка природа лес

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятель­ности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого разви­тия каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, му­зыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Источник

11.1. Природные предпосылки способностей и их развитие

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.). Выделяются два вида задатков: врожденные и приобретенные. Врожденные задатки называют природными, приобретенные – социальными.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся: 1) свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность, лабильность, динамичность); 2) соотношение первой и второй сигнальной систем; 3) функциональные особенности анализаторов (слухового, тактильного, вестибулярного, двигательного, зрительного и др.); 4) особенности опорно-двигательного аппарата.

Природа социальных (приобретенных) способностей не до конца изучена. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем врожденные способности. К таким способностям относятся: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, конструкторские и другие.

Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно – от воспитания.

Потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток – потенциальная нереализованная способность.

Читайте также:  Абсорбционная осушка природных газов

Главным фактором в их развитии является окружающая человека среда, включающая:

1) наличие общества, социально-культурной среды, созданной человечеством и включающей предметы материальной и духовной культуры;

2) участие человека в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности;

3) наличие в окружении человека образованных и цивилизованных людей, обладающих необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему знания, умения, навыки;

4) отсутствие с рождения у человека запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелости соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики.

В процессе своего развития способности проходят ряд этапов. Для того чтобы какая-то способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она уже была достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот уровень выступает в качестве задатка для развития способности в дальнейшем.

Первичный этап в развитии способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур. Это происходит в период с рождения до 6–7 лет. В этот промежуток времени наблюдается совершенствование всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения. Эти процессы создают благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, выступающих в качестве предпосылки (задатка) в развитии специальных способностей.

Активное развитие специальных способностей происходит в дошкольном возрасте и продолжается в младших и средних классах. На этот процесс оказывают влияние игра, затем учебная и трудовая деятельность школьника. Именно в игре получают развитие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительские и иные творческие способности. При этом разнообразие видов деятельности, выполняемой человеком при соблюдении определенных требований, важнейшим условием является: творческий характер деятельности; оптимальный уровень ее трудности для человека; устойчивая мотивация к выполнению; положительный эмоциональный настрой. В данном случае деятельность становится сильнодействующим фактором в развитии способностей человека: она укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, развивает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

К настоящему времени можно выделить следующие положения общей теории способностей, принятые в отечественной науке:

– способности представляют собой прижизненные психические образования, условиями формирования которых являются природные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы (задатки);

– способности существуют и формируются только в единстве с конкретной деятельностью человека и могут быть выявлены лишь при анализе этой деятельности;

– успешность деятельности, уровень достигаемых результатов зависят от комплекса способностей;

– высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены различным сочетанием способностей;

– относительная слабость какой-либо одной способности может компенсироваться другой.

Источник

Оцените статью