Природные предпосылки развития человека сутью которых являются врожденные индивидуально

Задатки как природные предпосылки способностей

Задатки — это анатомо-физиологические особенности нервной системы. Они являются основой, наследственно закрепленными предпосылками для развития для развития соответствующих способностей.

Сущность понятия «задатки»

Способности часто считаются врожденными, «данными от природы». Тем не менее, научный анализ показал, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности представляют собой результат их развития.

Задатки являются врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма. Они включают:

  • Особенности анализаторов;
  • Типологические свойства нервной системы;
  • Объем и сосредоточенность внимания;
  • Конституциональные особенности;
  • Особенности функциональной асимметрии мозга, включая нейродинамические свойства.

И. П. Павлов рассматривал задатки как соотношение первой и второй сигнальных систем. С данным признаком ученый связал существование нескольких типов людей (художественный, мыслительный и средний).

Для художественного типа характерна работа первой сигнальной системы, которая помогает образно отображать действительность. У человека мыслительного типа преобладающей становится вторая сигнальная система. По этой причине у него происходит формирование отвлеченного мышления, математических и технических способностей.

Для людей среднего типа присуще хорошо сбалансированное проявление первой и второй сигнальных систем, поэтому одинаковой становится вероятность развития любых способностей.

Задатки — это возможности и предпосылки развития способностей, которые, возникая на основе задатков, формируются в процессе и под воздействием деятельности. Вне деятельности их развитие не осуществляется.

Задатки и сами развиваются с приобретением новых качеств. Поэтому, анатомо-физиологическая основа способностей человека — это не просто задатки, а их развитие. Таким образом, существуют не просто природные особенности организма (безусловные рефлексы), а то, что было приобретено в процессе жизни (система условных рефлексов).

Читайте также:  Природа радует человека своей красотой

Связь способностей и задатков

Задатки являются первичной природной основой способностей, которые еще не развиты, но дают о себе знать при первых пробах деятельности. Они связаны с врожденными анатомическими особенностями структуры мозга (в первую очередь, это особенности микроструктуры). Данные особенности могут отражаться на характере процесса отражения и поведения личности.

Исследования показали наличие существенных индивидуальных различий в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга. Ученые отмечают индивидуальные особенности, характерные для строения клеточных слоев. Это немаловажно для работы мозга и, в частности, для проявления способностей. Таким образом, задатки это органические, наследственные предпосылки для развития способностей.

Современная психологическая наука аналитична. За задатками как анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, которые отвечают узкому кругу требований конкретного вида деятельности, не видно реального человека.

В. В. Клименко в своем исследовании отметил, что задатки способны обеспечивать примерно 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающим миром. Достижение подобной чувствительности происходит за счет необыкновенной «оснастки» человеческого тела (рецепторы, воспринимающие энергию и информацию извне и из самого тела; проводник воспринятого; участки мозга, в которых осуществляется и превращение в факт сознания).

Из задатков индивида создается такое количество работающих способностей, сколько есть каналов связи между окружающим миром и человеком с его внутренней реальностью. Тем не менее, количество способностей будет зависеть от организации учения и деятельности.

Предпосылки развития способностей

В российской психологии широко раскрыт вопрос природных предпосылок развития способностей. Ученые установили, что способности являются прижизненными образованиями, а их развитие при соответствующих условиях происходит в течение всей жизни при активном формировании с помощью среды и воспитания.

Б. М. Теплов доказал, что предпосылки для развития способностей представлены анатомо-физиологическими и функциональными особенностями человека, которые называются задатками. Они включают:

  • Анатомические (физиологические) особенности организма (например, вес, рост, телосложение, состояние здоровья и др.);
  • Строение мозга и органов чувств (абсолютный слух);
  • Типологические характеристики нервной системы;
  • Соотношение работы правого и левого полушария;
  • Соотношение первой и второй сигнальных систем и др.
Читайте также:  Окружающий проверочная работа 4 класс природные зоны

Задатки нельзя отождествлять с наследственностью, поскольку они — это продукт внутриутробного развития. Другими словами, задатки представляют собой возможности, с которыми младенец появляется на свет. Без наличия определенных задатков невозможно развитие способностей, при этом наличие задатков не в любом случае будет гарантией того, что проявятся способности. Задатки не считаются готовыми способностями, а только прирожденным предрасположением к их развитию. Оно проявится лишь при соответствующих условиях.

Задатки могут нести в себе возможности для развития способностей. Этому помогает процесс обучения, воспитания и трудовой деятельности. Тем не менее, они не способны заключать в себе способности, так как не гарантируют их развития. Задатки — это первичная, природная основа способности. Она еще не развита, но дает о себе знать при начальных пробах деятельности.

Задатки неспецифичны в отношении конкретного содержания и конкретных форм деятельности, они могут быть многозначными. Это значит, что на основании одинакового задатка при требуемых условиях начинают выработаться разные способности.

Источник

1.Основные подходы к изучению личности. Понимание личности в широком и узком смыслах.

Личность-это прижизненное образование. Личность сначала рождается в обществе; внутри социального индивида; она первоначально часть коллективного «мы» а второй раз она рождается, когда выходит за рамки соц.индивида и из «мы» становится «я».

В узком смысле можно охарактеризовать так: личность-это чел., живущий в социальном окружении.

В широком смысле: личность-феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Личность начинается в ситуации выбора, в ситуации борьбы различных мотивов, побуждений. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации.

«Феномен горькой конфеты» — получен экспериментально Леонтьевым (напоминание)в этой экспериментальной ситуации у ребенка имеется два мотива: 1)конфета(природное побуждение); 2)договор со взрослым(достать предмет не вставая).

Читайте также:  Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника

Конфета- горькая по своему личностному смыслу.

1)собственно-личность: творческая, так как в определенной ситуации нам творчество не нужно.

2)трансцендентность (выход за собственные пределы)

3)личность существует только в развитии, в движении вперед.

Существует два подхода к изучению личности (таблица из лекции)

1) Диагностико-корекционный: Широкий подход к изучению личности

2) Собственно личностный: Узкий подход к изучению личности

2.Природные предпосылки формирования личности. Проблема врожденного и приобретенного в дифференциальной психологии личности.

Природные особенности являются важными факторами, но не движущими силами формирования личности. Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Биологическая наследственность создает бесконечное многообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Физическое окружение: особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют схожие групповые признаки личностей. Однако главным фактором формирования личности всё же является социализация. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Источник

Оцените статью