- Природные предпосылки возникновения человека философия
- 16 Основные стратегии осмысления природы человека в философии и науке. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- Вопрос 36. Происхождения человека. Природные, биологические и социальные предпосылки антропогенеза.
Природные предпосылки возникновения человека философия
Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в разных регионах и в разные исторические эпохи была различна.
Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям — миграции населения.
В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля. Все это свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда.
60. Исторический характер взаимодействия человека и природы. Понятие «ноосферы».
Исторические типы взаимодействия природы и человека (общества).
1) Органическое взаимодействие. Человек еще не выделен из природной среды. Адаптация к среде, использование доступных и распространенных природных материалов и богатств (собирательство, рыболовство, охота).
2) Механическое взаимодействие. Овладение природой. Выделение из природы (разделение труда, ремесло, земледелие, животноводство, умственный труд).
3) Промышленное взаимодействие. Подчинение и противопоставление природе. Природа как мастерская.
4) Научно-техническое взаимодействие. Природа как сырьевой придаток цивилизации.
5) Перспективное взаимодействие. Коэволюция природы и общества. Природа как храм.
Среда обитания человека не только общество, но и природа. Влияние на человека природных явлений.
Природные предпосылки и факторы здоровья. Влияние на человека природных явлений. Природа лечит человека: общение с животными, растениями. Горы, лес, море, вода, воздух. Солнечная активность, атмосферное давление, температурные перепады, геомагнитные поля, солнечная радиация, космические процессы. Человек окружен потоками космической энергии. Моральная и эстетическая ценность природы. Природа и общество взаимовключают друг друга, оказывают друг на друга позитивное (а иногда и негативное) воздействие. Человек, общественные процессы протекают на Земле в условиях геосферы. Геосфера как зона (оболочка) жизни. Геосфера— часть природы, составляющая необходимый жизненный фактор человека, заключающийся в атмосферной, наземной и водной сферах его обитания.
Географическая среда — естественный фактор жизни.
Живая природа сост. биосферу земли (растительный и животный мир), сущ. которой необходимо для жизни чел. и общества. Повышается степень воздействия человека на природу (в связи с развитием науки, техники). Биосфера под воздействием человека становиться ноосферой.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 692.
Источник
16 Основные стратегии осмысления природы человека в философии и науке. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
Сущность проблемы антропогенеза сводится к вопросу о том, каким образом биологический вид превращается в человека – существо социальное, инструмент самопознания природы.
В решении данной проблемы сложились следующие подходы:
- естественно-эволюционный – раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции;
- креационистский – предполагает акт творения человека Богом и базируется на вере в сверхъестественное (т. е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение;
- уфологическая, или космическая, версия – концепция о внеземном происхождении человека, в соответствии с которой он появился на Земле вследствие вмешательства инопланетных существ;
- игровая модель (И. Хейзинга) – в качестве всеобщего принципа становления человечества и культуры выделяет игру;
- психоаналитический подход (З. Фрейд) – в качестве решающего фактора антропогенеза признает отказ человека от удовлетворения желаний бессознательного и культуротворчество за счет сублимации энергии либидо;
- символическая концепция А. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая сфера формирования человека – знаково-символическая реальность.
Источник
Вопрос 36. Происхождения человека. Природные, биологические и социальные предпосылки антропогенеза.
Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.
Появление человека — огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм — область изучения биологических наук. Однако человеческий организм — это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологических наук.
У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями — преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.
На первых этапах эволюции гоминид отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся условиям существования имел решающее значение. Однако впоследствии способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объема знаний все более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и усиливала зависимость от общества. Поэтому, изучая биологию человека, мы всегда должны помнить о том, что человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отличается от других организмов. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Игнорирование социальной роли и преувеличение биологической — серьезная научная ошибка.
Биологическое. Общим предком человекообразных обезьян и наиболее высокоорганизованного в отряде приматов семейства гоминид (людей) была одна из ветвей узконосых обезьян. Древнейшие представители этой ветви уже передвигались по земле на задних конечностях, помогая себе передними. Более или менее выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести в основном на задние конечности резко изменило соотношение между всеми органами животного: грудная клетка становилась шире и короче;
позвоночный столб постепенно терял форму дуги, свойственную всем животным, передвигающимся на четырех ногах, и приобретал S-образную форму, что придавало ему гибкость. Движения передних конечностей стали более свободными и разнообразными. Это оказалось очень полезным, так как облегчило добывание пищи.
На ранних этапах эволюции приматов наши отдаленные предки жили на деревьях. Однако непосредственными предками гоминид были наземные двуногие обезьяны. Переход к наземному образу жизни осуществился задолго до появления первых гоминид.
Переход к прямохождению, освободившему руку от участия в передвижении тела,— лишь одно и далеко не единственное .условие превращения нашего далекого предка в человека. Не менее важным был и стадный образ жизни, при котором слабость одной особи компенсировалась усилиями совместно обороняющегося стада, а опыт, приобретенный индивидуумом, быстро становился достоянием других членов стада. Высокий уровень развития мозга и психики, использование различных предметов в качестве орудий для охоты и защиты от врагов стали главнейшими предпосылками очеловечивания, основой для развития мышления и трудовой деятельности.
Прежде чем человек окончательно выделился из мира животных, прошел длительный период времени.
Некоторые виды человекообразных обезьян погибли в борьбе за существование. Различные виды обезьян совершали от случая к случаю отдельные трудовые операции, забрасывали их, снова к ним возвращались, пока труд из исключения не стал правилом. Естественный отбор обеспечивал выживание особей и групп, обладавших способностью к трудовой деятельности.
Переход от использования различных предметов в качестве орудий труда к регулярному и сознательному их изготовлению дал той группе приматов, из которой впоследствии возник человек, огромные преимущества перед остальными.
Источник