Природные психические функции человека

Натуральные психические функции

НАТУРАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — понятие, введенное в психологическую теорию Л. С. Выготским; дополняет понятие «высшие психические функции». Для каждого психического процесса выделяются два уровня — «натуральный» и «высший». Критерии противопоставления могут быть различными: неосознанные — осознанные; неопосредствованные знаками — опосредствованные знаками;
Непроизвольные — произвольные;рассматриваемые как «природные», биологические — рассматриваемые как «искусственные», культурные и т. д. Различение Н. п. ф. и высших психических функций имеет методологическое значение — показывает «онтологическую неоднородность» психики, ее принципиальную гетерогенность. Такое различение позволяет содержательно охарактеризовать процесс психического развития как процесс качественных изменений.

Другие записи

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э. Л. Торндайка и др. Н. отличается от учения как…

НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — термин, введенный бихевиористами и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним. Н. с. объяснялось…

НАУЧЕНИЕ У ЖИВОТНЫХ — приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными…

НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ — основаны на понятии «нац. характера», обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы;…

НЕВРОЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (от греч. neuron — нерв и лат. experimentum — проба, опыт) — вызываемое у животных в специальных условиях физиологического эксперимента состояние, характеризующееся нарушением…

к задачам из плаката
«Выбери свой университет»
в школах Москвы

Источник

Натуральные и высшие психические функции

Психическое развитие – формирование внутренних умственных действий.

Умственное действие – это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.

Интериоризация («вращивание») – механизм перевода внешних действий на внутренний план.

Экстериоризация – механизм перевода внутренних действий во внешний план.

Актуальный уровень развития – тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).

Читайте также:  Геоэкологическое опробование компонентов природной среды

Зона ближайшего развития – те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.

Сензитивный период – наиболее благоприятный период для формирования психических функций.

Новообразование – это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.

Социальная ситуация развития – это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды.

Критерий Натуральная ПФ Высшая ПФ
1. Строение Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств. Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства).
2. Происхождение Природное. Продукт естественного развития. Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества.
3. Управление Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процесс. Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом.

S–R — натуральные, непосредственные ПФ.

S – R — высшие, опосредованные ПФ.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак – орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Выготский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психичес­ких функций, система которых образует высший психический синтез, называемый сознанием. Т.е. система знаков лежит в основе развития сознания. (Знаком можно назвать речь, жесты, рисунок).

Натуральные психические функции – это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример – обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.

Высшие психические функции – это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполняет функции меча.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Природа психических функций человека

Как уже отмечалось, отличие человека от природы изначально определяется его психикой. Животные тоже обладают психикой, но лишь ее низшими формами. Какова же природа психического? Она весьма своеобразна. Психическое не существует в виде отдельного предмета, чего-то такого, что можно сфотографировать, взвесить, подвергнуть рентгеновскому анализу. Психическое идеально, т. е. нематериально. Вместе с тем психическое не существует без своего материального носителя, головного мозга. Нейропсихология соотносит психические функции с конкретными мозговыми структурами как целостного, так и локального порядка. Известно, например, что левое полушарие головного мозга оперирует словами, знаками, правое полушарие оперирует образами и продуцирует сновидения. К этому нужно добавить, что нет прямого соответствия между нейрофизиологическими и психологическими процессами. Самые опытные специалисты не в состоянии восстановить — даже имея разносторонние сведения о физиологических процессах головного мозга — ход мышления человека, посещающие его фантазии и воображения. Идеальная природа психического, его связь, да еще к тому же неоднозначная, с мозгом как своим носителем, характеризуют своеобразие психического. Для выражения природы психического из числа метафилософских категорий лучше всего подходит категория знака, символа. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов материального мира . Психика человека выступает как множество процессов и состояний, которые символически представляют внешний мир.

Читайте также:  Календарь природы младшего возраста

Символическая природа психического часто кажется непривычной и вследствие этого малопонятной. Чтобы дать о ней некоторое дополнительное представление, приведем пример. Вы видите «Сикстинскую мадонну», она выступает для вас символом творчества Рафаэля. Если даже краски на полотне имеют символическое бытие, то тем более можно ожидать богатого символического содержания от мозга, состоящего из множества клеток и других образований, которые «специализируются» на выработке символов. Но вот к нашей картине пристально присматривается таможенник, он озабочен, картина неподлинна, она выступает у него символом преступной деятельности каких-то людей. Те же самые краски на том же самом рисунке могут быть символами различных явлений. Нечто аналогичное имеет место с нейрофизиологиескими процессами. При сходных нейрофизиологических процессах нигериец увидит пустыню, русский — березку в поле, а индеец — водопад. Все это и означает, что нет однозначности соответствия между символическим бытием мозга и его материальным содержанием.

Так как специфика человека определяется его психикой, а она имеет символическую природу, то и специфически человеческое имеет символическое содержание. Человек — это символическое существо. Именно в качестве символического существа человек действует, мыслит, чувствует.

Благодаря каким возможностям человек способен познавать мир?

В своей относительной самостоятельности человек выступает субъектом, которому противостоит объект. Естественно, возникает вопрос о познании человеком окружающего мира. «Что я могу знать?» — задает свой знаменитый вопрос Кант.

Противостояние субъекта и объекта доводит вопрос о самой возможности познания до парадокса. Человек отличен от субъекта, он не может стать объектом — как же он познает объект? В связи с парадоксом познания были разработаны различные концепции. Согласно эмпирической теории познания (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта. Внешний опыт обусловливает ощущения, а внутренний опыт — в результате осуществления человеком посредством соединения, сопоставления, абстрагирования простых идей, рефлексии — образует более сложные идеальные конструкты. Декартовские врожденные идеи не существуют. Душа человека — чистая доска. Все познание вырастает из ощущений. Это сенсуализм .

Читайте также:  Природа 5 класс лабораторные работы

Марксизм считает идеальное субъективным образом объективного мира, в первую очередь общественной практики. Материальное «перерабатывается» в субъективные образы и пересаживается в человеческий разум. Человек отображает существующий мир.

Кант, противопоставляя субъект объекту, желает понять механизм познавательного процесса. Он считает, что от органов чувств к человеку поступает информация, субъект упорядочивает эту информацию, накладывает на нее априорные схемы сознания. Какова вещь в себе, человек не может знать, ибо он постигает ее только ему присущим способом.

Если объект противостоит субъекту, то возможны три ситуации: 1) объект вообще не дан субъекту; 2) объект дан субъекту исчерпывающим образом; 3) объект дан субъекту частично. Первый и третий подходы ведут к агностицизму. Агностицизм — учение, согласно которому некоторые свойства реальности непознаваемы. Кант давал повод для обвинения его в агностицизме.

Выход из кантовской ситуации часто видели в смягчении жесткого противопоставления субъекта и объекта. Врентано и Гуссерль считали, что все акты сознания по своему изначальному смыслу направлены на мир предметов. Экзистенциализм полагает, что бытие есть «бытие-в-мире». Вопрос о проблематичности познания отпадает сам собой. Человек изначально есть познающее мир существо .

Человек способен познавать в силу своей нематериальной природы. Познавательные способности человека нельзя вывести из более простых оснований, они имеют для человека подлинно фундаментальный характер.

Источник

Оцените статью