Природные районы белгородской области

Природные зоны Белгородской области. Особоохраняемые территории
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Урок несет краеведческий материал. Может быть использован в качестве обобщающего, т.к. содержит несколько практических работ с использованием различных карт, статистического материада, учебника.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconprirodnye_zony_belgorodskoy_oblasti._osoboohranyaemye_territorii.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Урок «Природные зоны Белгородской области. Особо охраняемые территории.»

Автор- Боева Алла Леонидовна, учитель географии и биологии.

Эпиграф урока: “ Первое срубленное дерево означало начало цивилизации, а последнее будет означать конец ее…»

1.Способствовать формированию представлений о территориальных особенностях растительности Белгородской области.

2.Продолжить формирование умений обучающихся работать самостоятельно и в группах с различными источниками географической информации.

3.Формировать чувство сопричастности к решению экологических проблем, патриотизма, гордости за страну и малую родину.

С обучающимися совместно формулируем цели и задачи урока. На слайде незаконченные предложения. Обучающимся предлагается выбрать из слов в скобках нужные и сформулировать получившиеся предложения.

л. урока (сл. одня обратим внимание на особо охраняемые территории Белгородской области, давайте Наша страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. Разнообразна и неповторима наша природа. Недаром русские песни красивые, протяжные, мощные, как и сама страна. (сл. , песня «Степь да степь кругом»).

Недаром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой,

Он весь в тебе, родная ширь,

С душой, как ты сама, широкой…..

Известный русский ученый В.О.Ключевский считал, что духовный склад русского человека сформулирован лесом и степью- это природные зоны заселены и обжиты человеком.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. .

Задание1. Познакомьтесь с некоторыми чертами русской души, которые, по мнению В.О.Ключевского, являются характерными и определите, какие из них воспитаны лесом, а какие степью.

Б. стремление «выходить на большую дорогу» окольными путями

Ж. склонность к одиночеству

Оценка 5: правильных ответов-8

Оценка 4: правильных ответов- 7

Оценка 3- правильных ответов- 6

Мы уже изучили природные зоны России, определите, какие из них и как расположены на территории Белгородской области . (Большая территория БО занята типичной лесостепью. В Алексеевском и Вейделевском районах- подзона южной лесостепи. Степи располагаются на юго-востоке в Ровеньковском районе.)

Читайте также:  Потоки энергии природных экосистем

Используя карты стр. 46 учебника «Белгородская область», определите:

1 группа- где в Белгородской области располагаются дубово-широколиственные леса? (Они располагаются по правым берегам рек Ворскла, Оскол и др.)

Почему по правым берегам? ( Т.К. правые берега оказываются под большим воздействием влажного воздуха с Атлантического океана, а дубы как раз влаголюбивые деревья)

2 группа- где в Белгородской области располагаются сосновые леса? (Чисто сосновых лесов в области мало, в основном это левые берега Ворсклы, Северского Донца, Оскола).

Почему левые берега? ( Они более сухие, а сосны как раз не любят много влаги).

3 группа- где в Белгородской области располагаются дубовые леса? ( Дубовые леса занимают гараздо большие площади, чем дубово-широколиственные, но преимущественно по правым берегам рек.)

4 группа- где в Белгородской области располагаются степи? Какие они?(Разнотравно-злаковые и злаково-разнотравные на юго-востоке области, в Валуйском, Алексеевском и Ровеньковском районах).

А почему именно здесь? (Эта территория с количеством осадков меньше 600 мм и с коэффициентом увлажнения меньше 1, в таких климатических условиях развиваются степи.)

Задание 2. По 2 представителя от каждой группы сядут за компьютеры и выполнят работу (разместят условные знаки перечисленных районов на карте Белгородской области.)

Для остальных- найти определение леса, степи, лесостепи, реликтов.(стр. 46-48)

Прежде, чем познакомиться с особо охраняемыми территориями Белгородской области, прослушайте небольшую справку о том, как развивалась растительность на территории области в последние этапы геологической истории.

Современный состав и распределение отдельных растительных формаций в

Нашей области сложились в сравнительно недавнее геологическое время. В доледниковый период, когда третичное море отступало далеко на юг, в средних широтах Европейской части России климат был гораздо теплее, чем теперь. Здесь произрастала тропическая и субтропическая растительность:

Веерные пальмы, эвкалипты, бамбуки и т. д. В конце третичного периода, в

Связи с наступившим похолоданием, теплолюбивая флора полностью

Исчезла, уступив место холодостойким видам растений. Южные окраины.

Средне-Русской возвышенности покрывались смешанными хвойно-

широколиственными лесами. Глубокие изменения в размещение и состав растительного покрова внесло четвертичное оледенение. На возвышенных и

относительно сухих участках, оставшихся свободными от ледникового

покрова и не незатронутых талыми ледниковыми водами, развились приледниковые леса типа «горных сосняков, переселившихся в пределы равнины из горных стран Восточной Сибири и Западной Европы. В послеледниковое время, на протяжении последних тринадцати тысячелетий климатические условия менялись коренным образом не менее пяти раз. При этом каждый раз происходило великое переселение растений то с севера юг, то в противоположном направлении, и территория области периодически покрывалась то преимущественно лесной, то степной растительностью. В недалеком прошлом растительность лесостепи была представлена дубравами и разнотравными степями.

Читайте также:  Смешанный хладагент природных газов

Встревожили степи кострами

Звучала ли песнь жаворонка,

Хозяйственное освоение нашей территории началось за 5-6 тысячелетий до н.э. А сегодня мы вынуждены задуматься об охране природы.

Когда-то в нашем крае шумели бескрайние зеленые дубравы. Начиная с 15 века, началось их постепенное уничтожение. Дубовые бревна хорошо подходили для строительства крепостей на Белгородской черте, храмов, домов. Большой урон нашим лесам нанес указ царя Алексея Михайловича о выжигании каждой осенью степей, чтобы уничтожить корм для татарской конницы. Со степью выгорали и леса.

Дуб Богдана Хмельницкого в урочище Долгое (Обуховский район)- 400 лет, старый редкодуб в Алексеевском р-не- 300-350 лет.

Живым ископаемым Ч.Дарвин назвал меловую сосну. Одиночные деревья можно встретить по берегам Северского Донца, Оскола, Нежеголь. Осталось всего 6 небольших боров. Есть сосна в Бекарюковском лесу на берегу озера Нежеголь.

Редкая птица- дрофа. У нас почти не встречается. Люди истребили дрофу, потому что для взлета ей необходим разбег, поэтому ее загоняли в ограниченные пространства и забивали палками.

Где мы встречаем слово «Дрофа»? Учащиеся отвечают, что так называется издательство, где выпускаются школьные учебники.

Это символично: открываем учебник и вспоминаем о том, что природу надо охранять от самих же себя.

  1. Найти в учебнике краткое описание заповедника Лес на Ворскле.
  2. —————————Острасьевы Яры.
  3. —————————Ямская Степь
  4. ————————Лысые горы
  5. ————————-Стенки Изгорье

На экране интерактивная карта БО, на которой надо «перетащить» значки, обозначающие названные заповедные территории в нужные места.

Творческое задание: сочинить стихотворение, т.е выстроить слова в строках по смыслу и в рифму, чтобы получилось четверостишие:

Возможно, есть, красивей, уголок.

Богаче, есть, есть, шире, края,

России, из, большой, всей, но,

Моя, ближе, сердцу, к, Белгородчина.

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края,

Но из всей большой России

Ближе к сердцу Белгородчина моя.

Проверка усвоенных знаний:

  1. Список редких исчезающих животных и растений (Красная книга)
  2. ООПТ, разрешенная для кратковременного посещения туристами (национальный парк)
  3. Растительное сообщество с преобладанием древесных пород , образующих несколько ярусов (лес)
  4. Растительное сообщество с преобладанием травянистой растительности в областях с недостаточным увлажнением.
  5. ООПТ, исключающие все виды хозяйственной деятельности на них (заповедник)
  6. Сообщество травянистых растений, которые развиваются во всех природных зонах в условиях среднего увлажнения (луг)
  1. Вернемся к целям и задачам урока: что узнали нового? Что заинтересовало? В чем встретили затруднения? Что понравилось? Какую форму работы хотите выполнять чаще?
Читайте также:  Невозобновляемые природные ресурсы определение

Вспомнить, чем проект отличается от обычной презентации. Ученики скажут, что в проекте сформулированы цели и задачи в соответствие и актуальностью выбранной темы, есть четкий план с обоснованием каждого выбранного пункта, работа последовательная, несет исследовательско-поисковый смысл, имеет список литературы и т.д.

2. Пар 15 по учебнику «Белгородская область»- для всех.

Использованное оборудование на уроке:

  1. Презентация по теме.
  2. Интерактивные карты БО на 4 компьютерах
  3. Учебник «География Белгородской области»
  4. Контурная карта Белгородской области.
  5. Физическая карта Белгородской области на стене.
  6. Музыка и слова песни «Степь да степь кругом»
  7. Саксофонная музыка для релаксации.

Источник

БЕЛГОРО́ДСКАЯ О́БЛАСТЬ

Авторы: М. Г. Шарце (Органы государственной власти), Н. Н. Калуцкова (Природа), А. И. Папков, Д. В. Рукавишников (Исторический очерк), Г. И. Гладкевич (Хозяйство), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), Е. В. Ананьева (Музыка) /2005/. Ж. В. Локтева (общие сведения, население, хозяйство), Н. Н. Калуцкова (природа: физико-географический очерк), А. И. Папков, Д. В. Рукавишников (исторический очерк), А. Н. Прокинова (здравоохранение), В. В. Селевёрстов (средства массовой информации), Е. В. Ананьева (музыка) /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/ Авторы: М. Г. Шарце (Органы государственной власти), Н. Н. Калуцкова (Природа), А. И. Папков, Д. В. Рукавишников (Исторический очерк), Г. И. Гладкевич (Хозяйство); >>

БЕЛГОРО́ДСКАЯ О́БЛАСТЬ, субъект Российской Федерации. Расположена на юго-западе Европейской части России. Входит в Центральный федеральный округ (ЦФО). На западе, юго-западе и юге граничит с Украиной. Площадь 27,1 тыс. км 2 . Население 1547,5 тыс. чел. (2019; 1532,5 тыс. чел. в 2010; 1511,6 тыс. чел. в 2002; 1380,7 тыс. чел. в 1989; 1261,1 тыс. чел. в 1970; 1226,3 тыс. чел. в 1959). Административный центр – г. Белгород. Муниципальное устройство (2019): 3 городских округа (Белгород, Губкинский и Старооскольский), 19 муниципальных районов, в составе которых 25 городских поселений и 265 сельских поселений.

Источник

Оцените статью