Природные ресурсы география 10 класс план конспект

Конспект урока в 10 классе «Природные ресурсы»

Тема Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.

Цель: Дать понятие природные ресурсы и их классификация.Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Задачи:

Образовательные: Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида природных ресурсов, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала. Урок – практикум.

1. Организационный момент.

А) Проверить готовность к уроку: наличие учебника, тетрадей, атласа, ручек, карандашей, калькулятора.

В) Формулирование с обучающимися задач урока.

Знакомство с планом урока

2 . Изучение нового материала.

1.Виды природных ресурсов.

-Что такое природный ресурс? Все природные богатства, которые исп-ся или могут исп-ся в хоз.деятельности.

Классификация природных ресурсов (Генетическая, экологическая). При изучении прир.рес. мы будем пользоваться экологической(рис.23)

Неисчерпаемые прир.ресурсы. Их существование связано с действием некоторых природных процессов, повлиять на которые человек не в состоянии. Например, существование солнечной энергии обусловлено термоядерными процессами, протекающими в недрах солнца, Мы можем их использовать или не использовать, но отменить эти процессы не можем. Поэтому, пока поток солнечного излучения будет приходить на поверхность Земли, его энергия будет использоваться человеком.

Исчерпаемые природные ресурсы являются компонентами природы нашей планеты. Земля имеет определенные конечные размеры, а значит, запасы вещества, из которого она состоит, конечны. Отсюда и название этой группы природных ресурсов. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновымые. Разница между ними заключается в темпах их восстановления. Невозобновимые обр-ся очень долго, десятки и сотни миллионов лет(минеральные). Возобновимые восстанавливаются очень быстро. Поэтому они могут служить человеку неограниченно долго (лесные, водные, почвенные, биологические).

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно.

Земельные ресурсы Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».
Земельный фонд планеты. Структура земельного фонда Что показывает структура земельного фонда?-вопрос классу. Она показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.
Большую ценность в структуре мирового земельного фонда представляют
обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.

Читайте также:  Назовите природные ресурсы названные исчерпаемыми

Водные ресурсы Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.

2.Понятие ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность –соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

-Если природные ресурсы – это богатство, то его нужно уметь измерять, так как степень обеспеченности ресурсами во многом определяет направление развития экономики стран и регионов мира.

Способ расчета ресурсооб –сти.

Ресурсообеспеченность=Разведанные запасы/Ежегодная добыча.

Единицей измерения ресурсообеспеченности в этом случае оказ-ся годы, т.е выраж –ся количеством лет на которые должно хватить данного ресурса. Такой способ расчета применим только в отношении невозобновимых ресурсов, поскольку он не учитывает их обновления.

Для оценки возобновимых ресурсов производится расчет их обеспеченности на душу населения, т.е опред-ся их количество, приходящееся на одного жителя планеты или страны.

Ресурсообеспеченность=Запасы ресурса/ численность населения территории.

Попробуем определить ресурсообеспеченность нефтью для России. И так, считаем: 6,7 : 304 = 22 года (округляем до тысячных).

6,7 : 145 = 46 тонн на душу населения.

Причины влияющие на ресурсообеспеченность рис.24

3.Ресурсообеспеченность стран мира.

Размещение прир.ресурсов на Земле подчиняется опред-м закономерностям, причем для каждого вида ресурсов они свои. Вот и получается, что территорий, полностью лишенных ресурсов, нет. Но значение разных видов ресурсов дляхоз.деят. неодинаково. Например, песок и нефть- это мин.ресурсы. Но хорошая обеспеченность песком и хорошая обеспеченность нефтью имеют различное значение для экономики.

По показателю ресурсооб-сти страны делятся на несколько групп.

Богатейшие страны (1 пара)

Россия, США, Китай, Бразилия, Казахстан, Индия, Австралия, Канада, ЮАР. Россия, США, Китай полностью обеспечены всеми важнейшими видами ресурсов.

Читайте также:  Дикая природа тульской области

Страны средней ресурсообеспеченности – это самый распр.тип стран. Ситуация с ресурсами у них средняя., что –то есть, чего –то нет.

Специализированные страны (2 пара).

Это страны, очень богатые каким –либо одним важным видом ресурсов. Например –страны , экспортеры нефти. Нефть исключительно важна для мировой экономики, Чили –огр.запасы медных руд, Ямайка –алюминиевых. Науру (с-з часть Тихого океана, севернее Австралии)-Фосфориты рис 25.

Страны, бедные природными ресурсами. Это ,страны небольшие по площади, но есть исключения, есть богатейшие страны, имеющие небольшую площадь, Науру,Кувейт,Бруней—громадные запасы нефти. Мали, Япония –бедные прир.рес.это говорит о том, что высокая ресурсооб –сть не главное условие для экономического развития страны. Мировая торговля природным сырьем развита очень хорошо, и недостающие ресурсы можно импортировать. Умение грамотно,с наибольшей выгодой и эффективностью распоряжаться имеющимися богатствами-не менее важная вещь, чем сами богатства.

4.Домашнее задание П.10, рабочая тетрадь стр.44-49

Источник

урок географии 10кл Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира»
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Тема: «Ресурсообеспеченность. Мировые природные ресурсы».

1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.

2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.

Тип занятия: изучение нового.

Вид занятия: лекция – практикум.

Оборудование: Настенная политическая карта мира, школьные географические атласы (10-й класс),

мультимедиа оборудование, презентации, карточки с заданиями, учебник.

На доске эпиграф к занятию: Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет.

Растительности нет. Населена роботами.

в) актуальность и значение темы для практической деятельности уч-ся;

г) наименования основных вопросов:

1) Природные ресурсы и их виды;

3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум);

4) Мировые природные ресурсы:

Д) ресурсы мирового океана;

Е) Агроклиматические ресурсы;

«?» : Внимательно прочитайте эпиграф к занятию. Объясните, как он связан с его темой? Какую проблему обнаруживает? (Тема природные ресурсы; Природных ресурсов осталось мало; ресурсы могут закончиться; Планета может стать пустыней.)

Учитель : Верно. Данный эпиграф как нельзя больше подходит к теме сегодняшнего занятия, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться.

Читайте также:  Природа южной европы кратко

1) Природные ресурсы и их виды.

«?»: Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение). В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?

«?»: Давайте попробуем определить, что такое «Природные ресурсы» (студенты самостоятельно дают определение термину). Обсуждение.

Под запись: Природные ресурсы , это компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления.

Учитель: Рассмотрим несколько видов классификаций природных ресурсов.

Природные ресурсы по происхождению (под запись).

Природные ресурсы по видам хозяйственного использования (под запись).

Природные ресурсы по исчерпаемости (под запись).

«?»: Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Обсуждение, формулировка термина).

Под запись: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

Учитель : Рассмотрим формулы вычисления ресурсообеспеченности.

Учитель : Попробуем определить ресурсообеспеченность нефтью для России. Но, прежде скажите, есть ли в представленных данных ошибка? (Кол-во населения указано не верно, должно быть 142 млн. человек).

И так, считаем: 6,7 : 304 = 22 года (округляем до тысячных).

6,7 : 142 = 47 тонн на душу населения.

3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум) .

Учитель: А сейчас мы рассчитаем ресурсообеспеченность нефтью для некоторых зарубежных стран, и попробуем выделить наиболее обеспеченное государство (работа по группам).

Определяем наиболее обеспеченную нефтью страну, делаем вывод, проверяем результаты.

Учитель : А сейчас вы будете самостоятельно выполнять практическую работу.

«Оценка ресурсообеспеченности… отдельных стран мира»

Каждая подгруппа получает карточки с заданиями. Проведение инструктажа.

Оценка ресурсообеспеченности нефтью отдельных стран мира (вариант 1)

1. Используя таблицу 3 на странице 383 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами нефти (кроме России). Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).

2. Используя картосхему 24 на странице127 учебника географии определите количество добычи нефти (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

3. Определите ресурсообеспеченность нефтью для названных вами стран:

а) на какое количество лет хватит ресурса;

б) сколько ресурса приходится на душу населения.

Полученные результаты внесите в таблицу.

4. Используя табличные данные определите:

А) наиболее обеспеченное нефтью государство;

Б) наименее обеспеченное нефтью государство.

Разведанные запасы, млрд. тонн

Добыча нефти (млн. тонн в год)

Источник

Оцените статью