Природные ресурсы общественные блага

Образовательный блог по Экономике природопользования и Основам статистики

Под качеством окружающей природной среды понимается её способность во взаимодействии с обществом с учётом долгосрочной перспективы выполнять следующие функции:

— среды обитания и жизнедеятельности человека;

— пространственного базиса развития и размещения производительных сил и расселения населения;

— источника природных ресурсов и ассимилятора отходов;

— «хранилища» генофонда, видового разнообразия растительного и животного.

Полная экономическая ценность включает ценность: обусловленную фактическим использованием экологических благ; от косвенного использования; отложенной альтернативы; наследования; существования. С её помощью можно показать многообразие полезностей, предоставляемых окружающей средой и отразить сложность задачи выражения с помощью экономических показателей.

Сохранение жизненно необходимых незаменимых видов природных благ является сдерживающим фактором при всех видах деятельности, что предполагает установление соответствующих ограничений и исключения возможностей некоторых направлений развития.

2. Спрос на общественное благо.

Блага — средства удовлетворения потребностей.

Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впер­вые в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х годов.

В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения. Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству.

В рыночной экономике стоимость (ценность) товара или услуг используется как индикатор его полезности и определяется его дефицитностью. Естественный ландшафт, чистый воздух и вода не имеют никакой стоимости до тех пор, пока они свободно доступны для всех. При потере доступности, они приобретают потенциальную ценность. Стоимость качества окружающей среды гипотетически возрастает по мере повышения дефицитности. При существовании рынка товара или услуги их дефицитность изменяется ценой на них. В отношении ресурсов окружающей среды это означает, что только часть их потенциальной ценности отражена в рыночных ценах, в то время как остальная часть (издержек и выгод) не может быть легко выявлена в рыночных процессах. Рассматривая окружающую среду как одну из форм природного капитала, который является капиталом устойчивости любой территории, необходимо адекватно оценивать наносимый ущерб. Так как, нанесение ущерба окружающей среде аналогично уменьшению капитала, что снижает стоимость периодически приносимых им потоков дохода и определяет роль экономических оценок ресурсов, как основы расчета природного капитала, который, в свою очередь подразделяется на:

Читайте также:  Природно географические факторы развития экономики

1. критический природный капитал (необходимые для жизни природные блага, который не могут быть замещены или заменены другими формами капитала).

2) прочий природный капитал (природные ресурсы, имеющие замену).

При проведении денежной оценки стоимости объектов окружающей среды и

предоставляемых ими услуг важно принимать по внимание, что такого рода оценки являются весьма несовершенными, а для принятия более взвешенных решений даже они представляются гораздо более предпочтительными, чем полное отсутствие каких-либо стоимостных ориентиров.

У экономистов существует достаточно четкое определение ценности (стоимости) благ, основанное на принципах рациональности и независимости, потребитель доподлинно знает, что ему надо (рациональность) и может сам сделать выбор между альтернативными благами (независимость). В некоторых случаях выбор потребителя может показаться внешнему наблюдателю неадекватным, но выбор рационального потребителя всегда будет соответствовать его предпочтениям и целям, потребитель может выбирать между благами окружающей среды и другими товарами (например, качеством воздуха и средством передвижения).

3. Концепция «готовность платить»

Основываясь на этих положениях рационального потребительского выбора, вероятно предположение о том, что потребители могут оценить изменение в качестве окружающей природной среды, несмотря на отсутствие рынка этого «товара». Если это изменение воспринимается как положительное, он может достичь соглашения заплатить некоторую сумму для того, чтобы это изменение прошло. Максимальная сумма, которую согласен заплатить потребитель за данное изменение, соответствует понятию «готовности платить» (отражает индивидуальную экономическую оценку улучшения качества окружающей среды). В случае негативного изменения окружающей среды, требуется компенсация. Минимальная величина этой компенсации будет соответствовать понятию «готовности получить компенсацию» и отражать индивидуальную экономическую оценку ухудшения качества окружающей среды.

Образцом готовности платить» служит готовность индивидуума платить дополнительный тариф за улучшение качества питьевой воды, если предполагается принять меры по ее дополнительной централизованной очистке. В этом случае потребитель может рассчитывать на снижение риска здоровью от низкого качества питьевой воды, ущерба для имущества домохозяйства, износу основных фондов и т.д..

Читайте также:  Минимализм от самой природы

«Готовность платить» и «готовность получать компенсацию» соотносятся между собой. Как показывает опыт экономических исследований в этой области, разница между показателями является очень существенной и иногда достигает нескольких десятков раз. В теоретическом аспекте, поскольку, реальное поведение потребителей не является столь рациональным, как предполагает теория, они должны быть эквивалентны, или незначительно различаться вследствие возникающего эффекта дохода. «Готовность получать компенсацию» превышает «готовность платить». Другой подход заключается в том, что люди желают получить больше в качестве компенсации за ущерб, причиненный чем они готовы платить за предполагаемое улучшение среды, поскольку для человека большее значение имеет не конечный набор благ, а модификации в этом наборе по отношению к некоторой базовой точке. Эта точка нередко представляет собой сохранение статус-кво, изменение которого в худшую сторону имеет более высокую экономическую оценку, чем оценка выгод от улучшения такой же величины. Следует отметить, что в экономических исследованиях по оценке стоимости объектов окружающей среды чаще используется показатель «готовности платить», который нередко рассматривается в качестве более реалистичной стоимостной оценки. Построение механизма управления рассмотренных подходов к эколого-экономической оценке и разработке стратегии в условиях конкретного предприятия – природопользователя. Весьма специфичными в этом плане являются сельскохозяйственные потребляющие природные блага, и напрямую зависящие от их качественного состояния.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит проблема определения экономической ценности природы?

2. Как в экономических показателях учитывается экологический фактор?

3. Каковы принципы построения «зеленых» национальных счетов?

4. В чем состоит сущность концепции «готовность платить»? Что такое «излишек потребителя»?

5. В чем заключается ограниченность рыночной оценки при определении эко­номической ценности природы?

6. Раскройте сущность понятия «рента». Как образуется рентный доход?

Читайте также:  Два примера явлений неживой природы

7. Приведите формулу цены природного ресурса через показатель ренты?

10. В чем сущность затратного подхода при определении экономической цен­ности природы?

11. Что такое альтернативная стоимость?

Источник

Оцените статью