9.2. Планирование, управление и прогнозирование использования природных ресурсов
Важными моментами в деле рационального природопользования являются планирование, управление и прогнозирование использования природных ресурсов [27]. Это особенно касается таких возобновляемых и относительно возобновляемых ресурсов, как животный и растительный мир, а также почвы. По отношению к земельным ресурсам предусматриваются мероприятия по рациональному севообороту, изъятию лесных ресурсов, в том числе разработке планов вырубки с учётом восстановления лесных массивов. При планировании учитывают всё возрастающие темпы использования природных ресурсов путём перспективного расчёта их потребления на базе математических методов прогнозирования. При этом для реализации сложного комплекса природоохранных работ применяют оперативный план. Теоретической базой для создания такого плана являются сетевые методы управления. К ним относятся методы сетевого планирования, математического программирования, экспертные методы прогнозирования, статистического прогнозирования [23].
Управление природопользованием предполагает рациональное расходование природных ресурсов. Оно основано на планировании и прогнозировании их потребления.
В природопользовании рассматривают два уровня управления:
- управление природными системами;
- управление природопользователями.
- Дайте определение понятия «природные ресурсы».
- Какие ресурсы относятся к исчерпаемым?
- Назовите неисчерпаемые ресурсы.
- Почему воздух и вода относятся к исчерпаемым и неисчерпаемым ресурсам одновременно?
- Может ли человечество превратить исчерпаемые водные и воздушные ресурсы в неисчерпаемые?
- На какие группы подразделяют исчерпаемые ресурсы?
- Дайте определение ресурсного цикла.
- Почему человек своими действиями как бы замыкает значительную долю естественного круговорота в рамках ресурсного цикла?
- Назовите два уровня управления природопользованием.
- В чём заключается главная причина загрязнения окружающей среды в природопользовании?
- Назовите основные принципы рационального природопользования.
- Приведите классификацию природопользования.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
7.2. Планирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (2002 г.), планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется с учетом федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых Программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации, Прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.
Под экологической программой понимается увязанный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекс мероприятий (научно-исследовательского, производственного, социально-экономическое природоохранного, организационно-хозяйственного характера), направленных на решение экологических проблем (использование природу ресурсного потенциала; здоровье населения; сохранение генетического информации, природы, культуры и других объектов; экологическое воспитание и образование и пр.).
Федеральные и региональные экологические программы являются важнейшим средством реализации государственной экологической политики. Рассмотрим более подробно их значение и содержание.
Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть:
• выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды;
• охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;
• охрана особо ценных природных объектов федерального значения;
• оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем;
• реабилитация зон чрезвычайной экологической ситуации (зон экологического бедствия);
• целевые экологические научно-технические программы.
1) содержание проблемы, которое вытекает из анализа ее исходного состояния;
2) структуру проблемы, включая круг потребителей, вопросы развития регионов и отраслей, участвующих в ее решении;
3) временные границы реализации программы, которые определяются на основе ретроспективного и перспективного развития проблемы, учитывая ее внешнеэкономические аспекты, связь с другими проблемами социального и экономического характера;
4) цели программы, которые формируются с учетом документов законодательно-нормативного характера;
5) целевые показатели, которые необходимо достичь в ходе исполнения программы;
6) систему взаимоувязанных мероприятий (основа федеральной целевой экологической программы), обеспечивающих решение проблемы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, мониторинг, производственные и технологические мероприятия, строительство, нормативное и правовое обеспечение, реабилитация территорий и объектов, социальное развитие и медицинское оздоровление;
7) объемы финансирования программы (с выделением капитальных вложений).
Затраты на федеральные целевые экологические программы включают стоимость разработки программы. Сюда входят вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость программы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия программы и ассигнований в сопряженные сферы для решения программных проблем. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств (средства предприятий) и пр.
Экологические федеральные программы классифицируют по целям их организации:
• межгосударственные, целью которых является реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров (например, реализация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении);
• государственные, направленные на обеспечение экологической безопасности страны (например, о финансировании особо опасных радиационных производств и объектов);
• межрегиональные, имеющие целью обеспечение экологической безопасности на территории ряда субъектов Федерации (например, обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование ресурсов его бассейна);
• региональные, целью которых является улучшение экологической обстановки в одном регионе (например, радиационная реабилитация территории Уральского региона, оздоровление окружающей среды Кемеровской области);
• локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по Улучшению состояния окружающей среды в отдельных городах (например, Братске, Нижнем Тагиле).
Региональные экологические программы формируются на уровне республик в составе России, краев, областей и городов. Их особенностью является взаимодействие общегосударственных и территориальных Интересов. Это определяет специфику разработки, направленности и Реализации программ, которую можно охарактеризовать следующим образом:
• цели определяются местными органами законодательной и исполнительной власти;
• мероприятия осуществляются в границах единицы административно-территориального деления Российской Федерации;
• управление проектированием и реализаций программ обеспечивается местными органами власти;
• предполагается сочетание экологических, санитарно-гигиенических, медицинских и социальных мероприятий;
• финансирование осуществляется на основе привлечения производственных предприятий, местных бюджетов, федерального бюджета.
Основными задачами региональных экологических программ являются:
• улучшение экологической или социально-экологической обстановки,
• мониторинг окружающей среды,
• внедрение экологически чистых технологий,
• улучшение здоровья населения,
• социальное развитие региона.
Региональное программирование выступает как способ перераспределения компетенции между федеральными и региональными органами власти в области природоохранной деятельности. При этом государство осуществляет согласование экологических мероприятий регионального характера в масштабе Российской Федерации.
На локальном уровне планирование представлено программой природоохранных мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспективного планирования, ориентированный на достижение конечной цели (решение экологических проблем). В документах дается характеристика научно обоснованным мероприятиям по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, определяется последовательность и сроки реализации намеченных мероприятий, указываются удельные и общие объемы выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия, оценивается потребность в материальных и финансовых ресурсах. Эти документы составляют вторую часть эколого-экономического паспорта предприятия — комплексного документа, содержащего характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.
Концептуально экономическое планирование в сфере природе пользования основывается на понятии экологического планирования. Таким образом, речь идет об эколого-экономическом планировании.
С позиций микро- и макроэкономики эколого-экономичесКй11 план включает рассмотрение возможностей вывода экологически опасных предприятий и замены их экологически «чистыми», а также закрытие «лишних» предприятий с точки зрения превышения ресурсах возможностей региона и эффективности использования природных ресурсов. Особым случаем считается выявление несовместимости предприятия с окружающей природно-социальной средой. В связи с этим эколого-экономическое планирование особенно актуально для зон экологического бедствия.
Эколого-экономическое планирование в общенациональном масштабе пока не внедрено ни в одной стране мира, однако в ряде развитых стран (Германия, Дания, Франция, Швеция, США, Канада) для этого подготовлена научная и практическая основа.
Источник