Природные ресурсы планирование предприятие

9.2. Планирование, управление и прогнозирование использования природных ресурсов

Важными моментами в деле рационального природополь­зования являются планирование, управление и прогнозирова­ние использования природных ресурсов [27]. Это особенно ка­сается таких возобновляемых и относительно возобновляемых ресурсов, как животный и растительный мир, а также почвы. По отношению к земельным ресурсам предусматриваются ме­роприятия по рациональному севообороту, изъятию лесных ресурсов, в том числе разработке планов вырубки с учётом вос­становления лесных массивов. При планировании учитывают всё возрастающие темпы использования природных ресурсов путём перспективного расчёта их потребления на базе матема­тических методов прогнозирования. При этом для реализации сложного комплекса природоохранных работ применяют опе­ративный план. Теоретической базой для создания такого плана являются сетевые методы управления. К ним относятся методы сетевого планирования, математического программирования, экспертные методы прогнозирования, статистического прогно­зирования [23].

Управление природопользованием предполагает рациональ­ное расходование природных ресурсов. Оно основано на плани­ровании и прогнозировании их потребления.

В природопользовании рассматривают два уровня управления:

  • управление природными системами;
  • управление природопользователями.
  1. Дайте определение понятия «природные ресурсы».
  2. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым?
  3. Назовите неисчерпаемые ресурсы.
  1. Почему воздух и вода относятся к исчерпаемым и неис­черпаемым ресурсам одновременно?
  2. Может ли человечество превратить исчерпаемые водные и воздушные ресурсы в неисчерпаемые?
  3. На какие группы подразделяют исчерпаемые ресурсы?
  4. Дайте определение ресурсного цикла.
  5. Почему человек своими действиями как бы замыкает значительную долю естественного круговорота в рамках ресурсного цикла?
  6. Назовите два уровня управления природопользованием.
  1. В чём заключается главная причина загрязнения окру­жающей среды в природопользовании?
  2. Назовите основные принципы рационального природопользования.
  3. Приведите классификацию природопользования.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

7.2. Планирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (2002 г.), планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется с учетом федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых Программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации, Прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.

Читайте также:  Научные методы изучения живой природы

Под экологической программой понимается увязанный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекс мероприятий (научно-исследовательского, производственного, социально-экономическое природоохранного, организационно-хозяйственного характера), направленных на решение экологических проблем (использование природу ресурсного потенциала; здоровье населения; сохранение генетического информации, природы, культуры и других объектов; экологическое воспитание и образование и пр.).

Федеральные и региональные экологические программы являются важнейшим средством реализации государственной экологической политики. Рассмотрим более подробно их значение и содержание.

Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть:

• выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды;

• охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;

• охрана особо ценных природных объектов федерального значения;

• оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем;

• реабилитация зон чрезвычайной экологической ситуации (зон экологического бедствия);

• целевые экологические научно-технические программы.

1) содержание проблемы, которое вытекает из анализа ее исходного состояния;

2) структуру проблемы, включая круг потребителей, вопросы развития регионов и отраслей, участвующих в ее решении;

3) временные границы реализации программы, которые определяются на основе ретроспективного и перспективного развития проблемы, учитывая ее внешнеэкономические аспекты, связь с другими проблемами социального и экономического характера;

4) цели программы, которые формируются с учетом документов законодательно-нормативного характера;

5) целевые показатели, которые необходимо достичь в ходе исполнения программы;

6) систему взаимоувязанных мероприятий (основа федеральной целевой экологической программы), обеспечивающих решение проблемы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, мониторинг, производственные и технологические мероприятия, строительство, нормативное и правовое обеспечение, реабилитация территорий и объектов, социальное развитие и медицинское оздоровление;

Читайте также:  Мастер класс рисование гуашью природу

7) объемы финансирования программы (с выделением капитальных вложений).

Затраты на федеральные целевые экологические программы включают стоимость разработки программы. Сюда входят вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость программы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия программы и ассигнований в сопряженные сферы для решения программных проблем. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств (средства предприятий) и пр.

Экологические федеральные программы классифицируют по целям их организации:

• межгосударственные, целью которых является реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров (например, реализация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении);

• государственные, направленные на обеспечение экологической безопасности страны (например, о финансировании особо опасных радиационных производств и объектов);

• межрегиональные, имеющие целью обеспечение экологической безопасности на территории ряда субъектов Федерации (например, обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование ресурсов его бассейна);

• региональные, целью которых является улучшение экологической обстановки в одном регионе (например, радиационная реабилитация территории Уральского региона, оздоровление окружающей среды Кемеровской области);

• локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по Улучшению состояния окружающей среды в отдельных городах (например, Братске, Нижнем Тагиле).

Региональные экологические программы формируются на уровне республик в составе России, краев, областей и городов. Их особенностью является взаимодействие общегосударственных и территориальных Интересов. Это определяет специфику разработки, направленности и Реализации программ, которую можно охарактеризовать следующим образом:

• цели определяются местными органами законодательной и исполнительной власти;

• мероприятия осуществляются в границах единицы административно-территориального деления Российской Федерации;

• управление проектированием и реализаций программ обеспечивается местными органами власти;

• предполагается сочетание экологических, санитарно-гигиенических, медицинских и социальных мероприятий;

Читайте также:  Особо охраняемая природная территория федерального значения создаваемые

• финансирование осуществляется на основе привлечения производственных предприятий, местных бюджетов, федерального бюджета.

Основными задачами региональных экологических программ являются:

• улучшение экологической или социально-экологической обстановки,

• мониторинг окружающей среды,

• внедрение экологически чистых технологий,

• улучшение здоровья населения,

• социальное развитие региона.

Региональное программирование выступает как способ перераспределения компетенции между федеральными и региональными органами власти в области природоохранной деятельности. При этом государство осуществляет согласование экологических мероприятий регионального характера в масштабе Российской Федерации.

На локальном уровне планирование представлено программой природоохранных мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспективного планирования, ориентированный на достижение конечной цели (решение экологических проблем). В документах дается характеристика научно обоснованным мероприятиям по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, определяется последовательность и сроки реализации намеченных мероприятий, указываются удельные и общие объемы выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия, оценивается потребность в материальных и финансовых ресурсах. Эти документы составляют вторую часть эколого-экономического паспорта предприятия — комплексного документа, содержащего характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.

Концептуально экономическое планирование в сфере природе пользования основывается на понятии экологического планирования. Таким образом, речь идет об эколого-экономическом планировании.

С позиций микро- и макроэкономики эколого-экономичесКй11 план включает рассмотрение возможностей вывода экологически опасных предприятий и замены их экологически «чистыми», а также закрытие «лишних» предприятий с точки зрения превышения ресурсах возможностей региона и эффективности использования природных ресурсов. Особым случаем считается выявление несовместимости предприятия с окружающей природно-социальной средой. В связи с этим эколого-экономическое планирование особенно актуально для зон экологического бедствия.

Эколого-экономическое планирование в общенациональном масштабе пока не внедрено ни в одной стране мира, однако в ряде развитых стран (Германия, Дания, Франция, Швеция, США, Канада) для этого подготовлена научная и практическая основа.

Источник

Оцените статью