Природные ресурсы правовая защита ресурса

Правовая охрана природных ресурсов

Правовая охрана природных ресурсов осуществляется юридическими методами, и состоит в разработке адекватного поставленным целям экологического законодательства и контроле исполнения установленных нормативов. Назначением их является регламентация ресурсопользования, за счет которой изъятие ресурсов устанавливается на определенном уровне.

В случае возобновимых ресурсов этот уровень определяется таким образом, чтобы ресурсы имели возможность восстанавливаться. Для невозобновимых ресурсов целью нормирования служит контроль за интенсивностью их использования и сопряженного с ресурсопользованием загрязнения окружающей среды.

Каждый из основных видов природных ресурсов служит объектом охраны со стороны собственной отрасли экологического права. Природные ресурсы справедливо считаются основой жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории.

Правовая охрана земель

Осуществляется на основании ряда источников права, таких, как Конституция, Федеральные законы природоохранного направления, Земельный кодекс и ряд других нормативно-правовых актов.

Пользование земельными ресурсами для собственников является свободным при соблюдении трех основных условий.

  • Основное из них – это ненасенение ущерба объектам окружающей среды.
  • Второе условие состоит в ненарушении прав и законных интересов иных лиц, в том числе экологических прав и интересов.
  • Третье условие – соблюдение основных условий и правил пользования землей.

В законодательстве земельные ресурсы понимаются как территория, и как объект сельскохозяйственного назначения (почвы).

Существует подразделение земель по целевому назначению, с выделением таких категорий как сельскохозяйственные, земли населенных мест, промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда, земли запаса. Для каждой из этих категорий существуют свои особенности использования, регламентированные законодательством. Нормы правовой охраны земель имеют цельюих рациональное использование, сохранение и увеличение плодородия почв, защиту земель от истощения, загрязнения и разрушения.

Правовая охрана недр

Под недрами понимают часть земной коры, залегающая под почвенным слоем, а в случае его отсутствия – под земной поверхностью и дном водоемов, и до глубин, доступных для геологических методов разведки, изучения и разработки. Недра являются источником большинства минеральных ресурсов (полезных ископаемых), разработка и последующее использование которых служит основой экономики большинства государств мира. Они являются объектом государственной собственности.

Читайте также:  Практические методы познания живой природы

Правовая охрана недр осуществляется на основе специального законодательства, которое направлено на оптимальное изучение геологического строения недр, воспроизводство минерально-сырьевой ресурсной базы и рациональное использование недр. К ним относятся наиболее полное геологическое исследование недр, максимально полное и комплексное извлечение ресурсов при их разработке, учет минеральных ресурсов, предотвращение загрязнения среды и недр при горнодобывающих работах и т.д. Кроме того, законодательно установлен ряд обязательных платежей, которые уплачиваются при пользовании недрами.

Правовая охрана вод

К правовым основам водного законодательства относятся Водный кодекс, а также иные непротиворечащие ему федеральные законы и нормативные правовые акты. Правовая охрана вод направлена на регуляцию водных отношений, она призвана обеспечивать права граждан на чистую воду, поддерживать оптимальные условия водопользования. Приоритетом правовой охраны вод служит поддержание их качества на уровне, отвечающем экологическим и санитарным требованиям; защита водоемов от загрязнения, засорения и истощения; сохранение биоразнообразия водных экосистем.

Под «водами» в экологическом законодательстве понимают природные или искусственные водоемы, характеризующиеся определенным водным режимом, т.е. изменением во времени уровня, расхода и объема воды.

Все водные объекты подразделяют на поверхностные и подземные, законодательство в отношении каждого из видов имеет свою специфику. Для охраны вод устанавливают специальные водоохранные зоны, в которых установлен особый режим деятельности человека, размер этих зон зависит от размера водоемов.

Источник

Прокурор разъясняет — Прокуратура Псковской области

Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Читайте также:  Кайра какая природная зона

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.

Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации.

Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.

Читайте также:  Будь другом природе 2 класс знаки

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.

Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.

Источник

Оцените статью