Разработка урока по географии на тему «Природопользование рациональное и нерациональное. География мировых природных ресурсов», 10 класс
Тема: Природопользование рациональное и нерациональное. География мировых природных ресурсов: минеральных, лесных, водных, земельных, Мирового океана, рекреационных.
· применение основных знаний и умений при работе с тематическими картами сформировать понятие «природопользование рациональное и нерациональное».
· углубить знания о природных условиях и ресурсах и принципах их размещения.
Образовательные
· конкретизация и практическое применение основных знаний и умений при работе с картами атласа по определению уровня обеспеченности ресурсами разных стран мира.
· развивать мировоззрение и личностно-нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию;
· развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга;
· развивать способности анализировать и обобщать учебный материал;
· развивать умения самостоятельно работать.
Воспитательные :
· формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке;
· воспитывать информационную культуру учащихся при работе с различными источниками информации;
· формировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой.
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок — обсуждение
Оборудование: настенная политическая карта мира, тематические карты атласа, статистические данные о природных ресурсах мира, набор символов полезных ископаемых, учебник.
Задачи: раскрыть значение понятия «рациональное и нерациональное природопользование», определить взаимодействие общества и природы.
I . Оргмомент . Подготовка к началу урока.
II . Актуализация опорных знаний учащихся.
— Дайте определение понятиям: природные условия и природные ресурсы.
— Что такое антропогенное влияние на природу? Приведите примеры.
— Какие компоненты природы привлекают человека прежде всего? Почему?
2. Определение темы урока. На доске вывешены рисунки: почва с растительностью, вода в реке, уголь в руках шахтера, вид электростанции, нефтяная вышка, пляж на морском берегу теплого моря, животные океана. ВОПРОС: что объединяет эти рисунки? (учащиеся определяют, о чем пойдет речь на уроке)
Все эти компоненты природы использует человек в своей жизни. Как он расходует эти блага природы, постараемся сегодня выяснить на уроке. Учащиеся зачитывают тему урока, записанную на доске и определяют цели урока.
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся .
-Английский зоолог и писатель Джеральд Дарелл сказал: «Мы получили в наследство необычайно прекрасный и разнообразный сад, но беда наша в том, что мы плохие садовники, которые не усвоили простейшие правила садоводства». Природные ресурсы человек начал использовать с древних времен. Они являются необходимым, но не обязательным условием развития страны. Однако в любом случае общество обязано бережно относиться к тем благам, что дарит нам природа.
IV . Изучение нового материала .
1.Задание 1 (работа в парах) заполнить таблицу, записав главные черты рационального и нерационального природопользования.
Неразумная эксплуатация природных ресурсов:
· Истощение природных ресурсов
Задание 2.( работа в группах). Решение проблемного вопроса: по данным из разных источников информации в разных частях света происходит процесс опустынивания территорий (пустыни Сахары, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских). Причастен ли к данному процессу человек в результате своей хозяйственной деятельности? Если да, то каким образом? Какие меры в мировом масштабе необходимо принимать, чтобы остановить этот процесс?
Задание 3. Ответить на вопросы (подведение итога изучения вопроса природопользования)
— В чем сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?
— Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?
Задачи: определить классификацию природных ресурсов и уровень ресурсообеспеченности некоторых стран различными видами минеральных ресурсов.
I . Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Рассказ учителя. Современное мировое хозяйство приобрело глобальные черты не только с точки зрения охвата всего человечества, но и с точки зрения использования природных ресурсов. Так, если раньше вода и воздух воспринимались как условия существования человека и большинства живых организмов, то сейчас они являются обязательными в производственных процессах наравне с сырьем и энергоносителями. Человечество чрезвычайно расширило рамки своего взаимодействия с географической средой, поскольку различные территории, на которых проживают люди, обеспечены ресурсами далеко не одинаково. Об особенностях этой обеспеченности и пойдет речь на сегодняшнем уроке.
II . Изучение нового материала.
Задание 1 (работа в трех вариантах по видам минеральных ресурсов). Составьте таблицу, которая отображает основные закономерности в размещении определенных групп минеральных ресурсов, используя тематическую карту атласа. Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов и предложите пути их решения.
15% площади суши. Общие запасы – 15 трлн.т.КНР, США, Польша, Австралия, Канада, Россия, ФРГ, Казахстан
Осадочное происхождение, образуется в пределах тектонических впадин и предгорных прогибах
Общие запасы – 350-450 млрд.т.Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, ОАЭ, Нигерия, Ангола, Венесуэла
Осадочное происхождение, образуется в пределах тектонических впадин и предгорных прогибах
Общие запасы — 200-300трлн.м 3 .Россия, Иран, США, Ирак, Катар, Саудовская Аравия, Алжир, Норвегия
Имеют магматическое и метаморфическое происхо- ждение. Приурочены к фундаментам платформ и складчатых поясов земной коры
Общие запасы железной руды- 800 млрд.т. Россия, Австралия, Бразилия, Украина, США, Канада, Индия
Наибольшие месторождения алюминия: Гвинея, Австралия, Индия, Россия, Ямайка
Урановые руды: Австралия, Канада, Нигер, Бразилия, США, ЮАР
Фосфориты, каменная соль, сера, калийная соль,
Имеют разнообразное происхождение и широкое распространение.
Калийные соли: США, Канада, Германия, Россия, Беларусь.
Фосфориты : США, Аравий-
ский полуостров, север Африки, Марокко
Задание 2 . Используя в качестве примера таблицы из приложения учебника дайте оценку уровня обеспеченности некоторых стран минеральными ресурсами:
Таблица № 3. Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти.
Таблица № 4. Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа.
Таблица № 5. Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд.
— Почему одновременно с расширением объемов поиска новых месторождений возникла необходимость внедрения ресурсосберегающих технологий, основанных на комплексной переработке сырья, замене природных материалов синтетическими?
Задачи: охарактеризовать особенности и размещение природных ресурсов мира. Дать оценку обеспеченности этими ресурсами некоторых стран.
I . Изучение нового материала (самостоятельная работа в группах)
1 группа Задание. По ниже приведенным данным построить круговую диаграмму структуры мирового земельного фонда: 1. Пахотные земли – 11%, 2. Луга и пастбища – 24%, 3. Леса и кустарники – 29%, 4. Населенные пункты, транспортные пути – 3%, 5. Малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники).
В качестве примера использовать таблицу № 6 «Обеспеченность пахотными землями по крупным регионам мира (на душу населения).
Проанализируйте рис.4 учебника, карту мировых земельных ресурсов и таблицу № 6. Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных малоземельных стран. Объясните причины таких различий.
2 группа. Задание. Пользуясь рисунком 5 учебника, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсам речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. По карте атласа рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника. Используйте таблицу № 7 «Мировой экономический гидропотенциал и его использование».
3 группа. Задание. Проанализируйте рис.6 учебника. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами. Используйте таблицу № 8 в «Приложениях».
4 группа. Задание. Дать характеристику климатическим и рекреационным мировым ресурсам, используя интернет –ресурсы, материал рубрики «Интересные факты»
II . Презентация самостоятельной работы групп (выступления учащихся).
III . Подведение итога.
1.Земля имеет огромные природные ресурсы, использование которых в мировой экономике постоянно …. (возрастает).
2.Следствием хозяйственного использования всех видов природных ресурсов является возникновение о обострение …..(региональных и глобальных проблем).
3.В связи с распространением негативных последствий экологических проблем появляется необходимость использования природных ресурсов …..(рационально)
1. Прочитать текст учебника. Минимизировать материал ввиде тезисов.
2. Кратко охарактеризовать природные ресурсы (на выбор).
3.Подготовить сообщение «Энергетические ресурсы Мирового океана», «Биологические ресурсы Мирового океана», «Экологические проблемы Мирового океана»
Источник
В помощь учителю географии: ОГЭ задание №12 (памятка)
Природопользование – это совокупность мер, предпринимаемых обществом в целях изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.
Рациональное природопользование – такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.
Нерациональное природопользование – тип взаимоотношения с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения – это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнение среды. Также вред окружающей среде наносят сплав леса по рекам отдельными бревнами (молевой сплав), осушение болот в верховьях рек, добыча полезных ископаемых открытым способом и т.п. Природный газ в качестве сырья для ТЭС – более экологически чистое топливо, чем каменный или бурый уголь.
Компоненты, на которые производится воздействие
Засоление, истощение, заболачивание почв
Внедрение эффективных агротехнических мероприятий
Поперечная распашка склона холма
Сведение естественной растительности
Создание лесополос в степной зоне
Усиление эрозии (продольная распашка склона холма, регулярная распашка крутых склонов)
Проведение снегозадержания в зимнее время
Избыточное орошение в засушливых районах
Посев зерновых без предварительной вспашки
Строительство очистных сооружений
Использование системы оборотного водоснабжения на предприятиях
Сплав леса по рекам отдельными бревнами (молевой сплав)
Ограничение использования удобрений в бассейнах рек
Осушение болот в верховья рек
Рекультивация земель при добыче полезных ископаемых
Добыча полезных ископаемых открытым способом
Комплексное использование добываемого сырья
Извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд
Образование карьеров, отвалов
Строительство ГЭС на равнинных реках
Вырубка лесов в долинах рек
Использование природного газа в качестве сырья для ТЭС
Использование каменного или бурого угля в качестве сырья для ТЭС
Переработка попутного природного газа при нефтедобыче
Сжигание попутного природного газа в факелах при нефтедобыче
Выбросы в атмосферу металлургических предприятий ведут к образованию «кислотных дождей»
Посадка лесополос, озеленение населенных пунктов
Вырубка лесов в долинах рек, сведение лесов
Внедрение специальной агротехники
Сведение естественной растительности
Интенсивный выпас скота (ухудшение пастбищ)
Создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – заповедников, заказников и т.п.
Истребление отдельных видов животных, ухудшение условий их обитания
Искусственное переселение, акклиматизация, разведение и восстановление видов животных и их охрана
Влияние промышленного производства на окружающую среду
Производство бумаги из макулатуры
Размещение водоемких производств на берегах рек
Использование металлолома в черной металлургии
Производство электроэнергии на ТЭС – самое «грязное» производство электроэнергии
Создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
Источник