Природные ресурсы транспортного комплекса

Экология СПРАВОЧНИК

Автомобильный транспорт с его парком подвижного состава, превышающим 400 млн. автомобилей, является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. На его долю приходится около 80% производимой в мире энергии. Суммарная мощность автомобильных двигателей превышает в настоящее время мощность всех электростанций в 8 раз. Ежесуточное потребление топлива мировым парком автомобилей составляет примерно 2,5 млн. т.[ . ]

В государствах Содружества автомобильный транспорт — одна из наиболее энергоемких отраслей народного хозяйства. На его долю приходится 7,2% энергоресурса, около половины светлых нефтепродуктов, в том числе 65% бензина и 35% дизельного топлива. Автотранспорт является наиболее энергоемким по сравнению с другими видами транспорта, Так, например, энергоемкость грузовых перевозок на автотранспорте почти в 17 раз выше, чем на железнодорожном.[ . ]

Потребление нефти в мире продолжает возрастать. Согласно прогнозам, уже к 2005 г. спрос на нефтепродукты не будет удовлетворяться в полной мере, поэтому проблема рационального использования топливно-энергетических ресурсов на автомобильном транспорте является весьма актуальной.[ . ]

Автомобильный транспорт -один из материалоемких видов транспорта. Он потребляет значительное количество ценных металлов (высококачественных сталей, меди, никеля, цинка, свинца), других материалов, например каучука. Так, на производство автомобилей в США расходуется около 20% стали, 7% меди, 13% никеля, 35% цинка, 50% свинца и натурального каучука. Угроза истощения запасов этих ресурсов определяет важность их рационального потребления.[ . ]

Следует отметить, что значительное количество материальных, а также трудовых ресурсов затрачивается не только на изготовление подвижного состава автомобильного транспорта, но и в процессе его эксплуатации (табл.5.1).[ . ]

Автомобильные дороги, различные транспортные сооружения требуют длй своего размещения значительных площадей, нередко в ущерб другим видам человеческой деятельности. Так, на 1 км автомобильной дороги в зависимости от ее категории и ценности земельных угодий приходится отводить 2-7 га территории. Дополнительные потери земельных угодий связаны с усилением водной и ветровой эрозий в районе транспортной коммуникации, созданием условий для геодинамических процессов. Кроме того, строительство дороги нередко приводит к существенному изменению мощности и уровня подпочвенных вод.[ . ]

Читайте также:  Принципы восстановления природных ресурсов

Источник

Тема2. Природно-ресурсный потенциал района транспортного обслуживания

Цель: на основе литературных, статистических и картографических источников охарактеризовать природно-ресурсный потенциал района и оценить его современное использование.

Структура и содержание основных разделов курсовой работы:

а)введение – начать с определения основных понятий, затем указать цель работы (одна); задачи по её реализации – «достижению». Обозначить их количество, в соответствии с главами работы;

б)картосхема (см. с.6-7 Методических указаний…, 2007). Кроме объектов, обозначенных в пункте «в» с.7 МУ, необходимо нанести:

-месторождения основных полезных ископаемых (см. карты Атласа);

-ТСПР (см. приложение А, рис.А2 Метод.указаний…,2007);

фоновую окраску природных условий для жизнедеятельности (см. приложение А, рис.А1).

в)текстовая часть работы, включая расчётно-аналитические таблицы, выполненная по следующему плану:

1.Географическая характеристика природных условий и ресурсов (района):

а)Состав, посубъектно, территориальные характеристики Аналогично с.10-11 Метод. указаний…,2007). Все расчёты по экономической оценке природных условий выполнить самостоятельно, дать оценку степени благоприятности природной среды исследуемого района (увязать с численностью населения и размером территории, сопоставить со среднероссийскими показателями).

б)Дорожная сеть района, по видам транспорта, с указанием протяжённости транспортных путей и самостоятельно выполненными расчётами густоты (плотности) имеющихся путей сообщения, посубъектно. Аналогичная таблица приведена на с.23 Метод. указаний…,2007.

Дать полную характеристику грузопотокам природного сырья и топлива, формируемым в районе (состав грузов ввоза, вывоза, транзита, местного сообщения). Допускается как табличное, так и текстовое представление материала. Указать вид (виды) транспорта, выполняющий (е) наибольший объём перевозок данных групп грузов. Дать оценку уровню развития транспортной системы.

в)Грузоформирующие производства района, посубъектно, отметить все добывающие предприятия: горнодобывающие, рыбо,- и лесозаготовительные производственные предприятия, и т.п. Из других видов экономической деятельности отметить основные энергетические предприятия, исходным сырьём для которых являются топливные ресурсы; строительные предприятия, получающие некоторые природные ресурсы для развития основного производства и т.п.

Читайте также:  Красивая природа цветы розы

Составить таблицу, аналогичную представленным в приложении Г (см. Г5,Г6 в ПЗ). Дать оценку мезо-микро-макроположению района, исходя из особенностей грузопотока природного сырья и топлива (аналогично см. пункт «б» с.8 Метод. указаний….,2007)

г)Геополитические особенности природно-ресурсного района. Указать ближайшее «соседство» района и обозначить те субъекты, которые имеют значение для развития природно-ресурсных транспортных связей района. Указать протяжённость общих границ и охарактеризовать «соседей» с позиций их ресурсно-товарной и транспортной значимости для исследуемого района.

Дать геополитическую оценку влиянию местоположения района на формирование условий мобильности (перемещения) для ресурсов, как предметов транспортной работы.

д)Экологическая обстановка в районе.

Необходимо оценить экологическое состояние окружающей природной среды через уровни воздействия предприятий (производств), добывающих природные ресурсы. Для этого из Приложения Л (таблицаЛ2), с.46 Метод. указаний 2007, выбрать производства, «отвечающие» имеющемуся ПРП.

Рассмотреть воздействие «единичного» предприятия, затем перемножить эту «балльность» по каждой группе выделенных производств на их количество в пределах исследуемого района и дать оценку совокупному влиянию добывающих производств и транспорта на окружающую природную среду района транспортного обслуживания. Транспорт, как производство, учитывается, поскольку осуществляется перемещение добытого природного сырья и топлива до его непосредственного потребителя.

Материал представить в виде таблицы, сделать вывод об особенностях воздействия производственного комплекса района на ОПС. Завершить раздел представлением информации, приобретённой из публицистических источников (со ссылкой!), насколько природные экосистемы исследуемого района утеряли свою биологическую продуктивность в связи с техногенным воздействием.

2.Оценка ПРП района транспортного обслуживания. В этом разделе необходимо дать экономическую оценку природным ресурсам и условиям их освоения (аналогично с.11-12 Метод. указаний, 2007). Выполнить аналитическое сравнение (сопоставление) ПРП изучаемого района со среднероссийскими значениями (с.12 МУ и Приложение А2). Подчеркнуть преимущества и недостатки имеющегося ПРП с позиций места района в хозяйственной (т.е. территориальной и производственной) структуре России.

Читайте также:  Построил первую научную систему живой природы

Для этого необходимо составить таблицу характерных особенностей ПРП, их значимости, и сопоставить долевое участие каждой из характеристик ПРП в создании «преимуществ» и «недостатков» ПРП конкретного (исследуемого) района.

Характерные особенности ПРП ТСЭС

Характеристики природно-ресурсного потенциала

Источник

Оцените статью