Природные ресурсы являются объектами права собственности

Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него за­конодательством обязанность обеспечения рационального исполь­зования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окру­жающей среды. Эта обязанность в практическом смысле означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответст­вующие требования, предусмотренные законодательством. Например, если собственник природных ресурсов передает их в пользование дру­гим лицам, что, как правило, на него возлагается обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды (это особенно часто встречается приме­нительно к государственной собственности).

В природоресурсном законодательстве право собственности ус­тановлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Объект является важным признакам права собственности, позволяющим от­граничить его и иные вещные права от других абсолютных прав (на имя в авторском праве, на жизнь, свободу передвижения). Объектом вещного права служит индивидуально определенное имущество. Гражданский кодекс относит «природные ресурсы» к «недвижимому имуществу». В статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам прямо отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение кото­рых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения.

Таким образом, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные ресурсы являются:

1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.);

2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружаю­щей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Читайте также:  Изменение природы хозяйственной деятельностью человека африка

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмо­сферном воздухе как объекте права собственности. По Федераль­ному закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является, что обусловлено его физичес­ким состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция нахо­дится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован . На него установить какую-либо форму собственности поскольку он мигрирует (ветра, циклоны) и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ, и введение собствен­ности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность, а это абсурд. В силу этого исключается воз­можность фактического владения им.

Земля – частная, государственная, муниципальная

Недра – только государственная.

Воды – частная, государственная, муниципальная

Леса – частная, государственная, муниципальная (преимущественно государственная)

Животный мир — только государственная.

Атмосферный воздух – в собственности быть не может по объективным причинам.

Особо охраняемые природные территории и объекты — только государственная.

Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Представляется, что этот пере­чень субъектов — исчерпывающий.

Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федера­ции, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, авто­номных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представи­тельные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.

Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все природопользователи имеют право:

— осуществлять пользование природным объектом в пределах установленных законодательством, лицензией и договором;

— получать информацию о состоянии природного объекта, предоставленного в пользование.

Общими обязанностями природопользователей являются:

— осуществлять использование природными объектами рационально, в соответствии с их целевым назначением, способами, не наносящими вреда окружающей природной среде и здоровью человека;

Читайте также:  Признаки живой неживой природы зимой

— осуществлять природоохранные мероприятия, предусмотренные законодательством и договором;

— своевременно и правильно вносит платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;

— обеспечивать соблюдение экологических нормативов;

— предоставлять специальным государственным органам информацию о состоянии природного объекта в порядке, установленном законодательством;

— восстанавливать природные объекты, нарушенные в процессе природопользования за свой счет.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

11. Понятие права собственности на природные ресурсы. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы.

Можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности;

какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

По Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. Он не может быть индивидуализирован, в силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших полномочий собственника.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются:

физические и юридические лица;

субъекты Федерации и муниципальные образования.

Представляется, что этот перечень субъектов — исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы от имени государства правомочия собственника в соответствии со ст. 114 Конституции России осуществляет осуществляет Правительство РФ.

12. Право государственной собственности на природные объекты. Федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Порядок разграничения.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

Читайте также:  Особо охраняемыми природными территориями регионального значения могут быть

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.

В совместном ведении находятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами. Вне пределов ведения федеральных органов власти и их полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они обладают правом самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, осуществлять бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство.

Как уже отмечалось, ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения относит вопросы: владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничения государственной собственности; природопользования; охраны окружающей среды и экологической безопасности и др. Субъектами права государственной собственности на земельные участки являются: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. В соответствии с Федеральным законом О разграничении государственной собственности на землю от 17 июля 2001 г. это право возникает с момента государственной регистрации, основанием которой являются акты Правительства РФ об утверждении перечня земельных участков — объектов государственной деятельности и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Источник

Оцените статью