Природные склонности человека в обществе

Природное и общественное в человеке — теория для ЕГЭ по обществознанию

Сборник необходимой теории по теме кодификатора 1.1. «Природное и общественное в человеке» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Основное понятие

  • ЧЕЛОВЕК — биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Отличия человека от животного

Биологические отличия человека от животных:

  • прямостояние, прямохождение;
  • развитый артикуляционный аппарат (органы речи);
  • отсутствие плотного волосяного покрова;
  • большой объём головного мозга (в соотношении с телом);
  • развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.

Социодуховные отличия человека от животных:

  • мышление и членораздельная речь;
  • сознательная творческая деятельность;
  • создание культуры;
  • создание орудий труда;
  • духовная жизнь.

Сущность человека

ИНДИВИД — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.

Основные черты индивидуальности:

  • биологические — специфические черты, присущие определённой особи в силу сочетания наследственных и приобретённых свойств;
  • психологические — целостная характеристика человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности;
  • социальные — отношение к собственности, место в социально-классовой структуре и др.;
  • философские — неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные.

ЛИЧНОСТЬ — высшая ступень развития человека, на которой он вы­ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со­циально значимых свойств и качеств.

Социально значимые качества личности:

  • активная жизненная позиция;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать;
  • развитые коммуникативные способности;
  • ответственность;
  • наличие образования и т.п.
  • совокупность социально значимых качеств человека;
  • формируется в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества;
  • формируется и развивается на протяжении всей жизни человека;
  • субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
  • социальный статус — положение человека в социальной иерархии;
  • социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
  • направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
Читайте также:  Виды ландшафтов антропогенный природный природно антропогенный

Природа человека

Биологические черты в человеке:

  • анатомо-физиологические черты (рост, вес, цвет волос / глаз и т.д.);
  • строение различных систем и органов;
  • инстинкты;
  • рефлексы;
  • биологические потребности.

АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс происхождения и становления физического типа человека.

Социальные черты в человеке:

  • мировоззрение;
  • способность и готовность к общественно-полезному труду и творчеству;
  • сознание и разум;
  • понимание свободы и ответственности;
  • регулировка инстинктов;
  • социальные и духовные потребности.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ — процесс становления социальной сущности человека.

Способности человека

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.

ОБЩИЕ способности — помогают достичь успеха в различных областях деятельности. Примеры: наблюдательность, зрительная память, воображение и др.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности — помогают достичь высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности. Примеры: математические, музыкальные, художественные, спортивные и др.

Уровни развития способностей

  • ЗАДАТКИ — врождённые качества, которые составляют основу для развития способностей.
  • ОДАРЁННОСТЬ — такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.
  • ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей.
  • ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысший уровень развития способностей, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием новых путей творчества.

Основные характеристики способностей человека

  • обеспечивают успешность выполнения определенного рода деятельности;
  • основаны на генетически предопределенных задатках;
  • развиваются постепенно в процессе обучения и освоения соответствующей деятельности;
  • их развитие зависит от активности и целеустремленности самого человека.

Социализация

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс усвоения социальных норм и правил поведения, историко-культурного наследия общества (опыта предшествующих поколений) с помощью воспитания и обучения.

  • первичная социализация: усвоение норм и ценностей ребёнком;
  • вторичная социализация: усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

АГЕНТЫ (ИНСТИТУТЫ) СОЦИАЛИЗАЦИИ — люди и организации, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Общественное и индивидуальное сознание

СОЗНАНИЕ — это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

  • общественноесознание — это совокупность общественных идей, знаний, целей, ценностей и т.п. (различных социальных групп, наций, общества в целом), выраженная в естественных или искусственных языках, объектах культуры и т.п;
  • индивидуальноесознание — это отражение социальных явлений и процессов конкретным человеком через призму условий его воспитания, жизни и деятельности.
Читайте также:  Общий принцип охраны природы

Функции сознания

  1. познание, путём восприятия органами чувств;
  2. отношения к миру людей;
  3. эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
  4. регулирование поведения в обществе.

Признаки сознания

  • свойственно только людям;
  • связано с речью;
  • совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира;
  • заключается в обобщенном отражении действительности.

Структура сознания

  • бессознательное — процессы, имеющие власть над поведением человека; обретают проявление в снах, оговорках, мечтах;
  • массовое — общественное мнение, транслируемое в СМИ, на митингах, демонстрациях;
  • самосознание — осознание себя как личности (мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность);
  • самопознание — постижение собственных физических и психологических особенностей;
  • самооценка — носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу (реалистичную / нереалистичную);
  • поведение — поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации;
  • поступки — действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.

Уровни общественного сознания

1. Обыденный уровень — совокупность различных эмпирический знаний, которые формировались на протяжении длительного времени (обычаи, житейские нормы, пословицы, народная культура и т.д.). На данном уровне преобладают эмоциональный и чувственный компоненты восприятия реальности.

Формы: общественная психология, массовое сознание, общественное мнение.

2. Теоретический уровень общественного сознания представляет собой целенаправленное осмысление социальной реальности.

Формы: идеология, наука, религия, философия, искусство, мораль, миф.

Виды общественного сознания

Общественная психология — совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений и т.п., характерных для данного общества в целом и для отдельных социальных общностей или групп.

Идеология — система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом (социальной общностью, социальной группой) мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов, а также основные цели общественного развития, и концептуальное оформление интересов определённых социальных групп.

Духовная жизнь и духовный мир человека

Важнейшим условием развития человека и общества является их духовная жизнь.

Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

Духовный мир человека — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений и т. д.

Смысл жизни — ценностный ориентир, в соответствии с которым личность осознаёт своё место в мире, значение своей деятельности в обществе, выстраивает свою линию жизни, оценивает своё прошлое, настоящее и будущее в соответствии с высшими духовными ценностями.

Читайте также:  Оформление уголка природы первая младшая группа

План «Биосоциальная сущность человека»

Человек как биосоциальное существо / Биосоциальная природа человека / Природное и общественное в человеке / Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

  1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
  2. Проявление биологической природы человека
    1. функционирование внутренних органов и систем;
    2. первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т.д.);
    3. генотип человека и механизмы наследственности и т.д.
    1. социальные потребности;
    2. интересы;
    3. самосознание;
    4. мировоззрение и т.д.
    1. влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
    2. возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
    3. удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм; в) развитие природных задатков в процессе деятельности и т.д.

    Практика по теме в формате ЕГЭ

    Практика по заданиям ЕГЭ по теме 1.1. «Природное и общественное в человеке». Ответы в конце страницы.

    №1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
    2. Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
    3. Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
    4. Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
    5. К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.

    №2. Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”. Один из слайдов называется “Признаки, отражающие социальную природу человека”. Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

    1. потребность в уважении со стороны других людей
    2. приспособление к условиям окружающей среды
    3. общение с помощью словесной речи
    4. стремление к самореализации в обществе
    5. способность к продолжению рода
    6. использование предметов, данных природой

    №3. Найдите в приведённом ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. способность к продолжению рода
    2. умение защищаться от врагов
    3. умение находить пропитание и обустраивать жильё
    4. способность преобразовывать природную среду
    5. забота о потомстве
    6. способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов

    Ответы: 1 — 234; 2 — 134; 3 — 1235.

    Готовый конспект по теме 1.1. «Природное и общественное в человеке» смотри ниже.

    Скачать в pdf:

    Источник

Оцените статью