- Природное и общественное в человеке — теория для ЕГЭ по обществознанию
- Основное понятие
- Отличия человека от животного
- Сущность человека
- Природа человека
- Способности человека
- Уровни развития способностей
- Основные характеристики способностей человека
- Социализация
- Общественное и индивидуальное сознание
- Функции сознания
- Признаки сознания
- Структура сознания
- Уровни общественного сознания
- Виды общественного сознания
- Духовная жизнь и духовный мир человека
- План «Биосоциальная сущность человека»
- Практика по теме в формате ЕГЭ
Природное и общественное в человеке — теория для ЕГЭ по обществознанию
Сборник необходимой теории по теме кодификатора 1.1. «Природное и общественное в человеке» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Основное понятие
- ЧЕЛОВЕК — биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Отличия человека от животного
Биологические отличия человека от животных:
- прямостояние, прямохождение;
- развитый артикуляционный аппарат (органы речи);
- отсутствие плотного волосяного покрова;
- большой объём головного мозга (в соотношении с телом);
- развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.
Социодуховные отличия человека от животных:
- мышление и членораздельная речь;
- сознательная творческая деятельность;
- создание культуры;
- создание орудий труда;
- духовная жизнь.
Сущность человека
ИНДИВИД — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.
Основные черты индивидуальности:
- биологические — специфические черты, присущие определённой особи в силу сочетания наследственных и приобретённых свойств;
- психологические — целостная характеристика человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности;
- социальные — отношение к собственности, место в социально-классовой структуре и др.;
- философские — неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные.
ЛИЧНОСТЬ — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.
Социально значимые качества личности:
- активная жизненная позиция;
- наличие собственного мнения и умение его отстаивать;
- развитые коммуникативные способности;
- ответственность;
- наличие образования и т.п.
- совокупность социально значимых качеств человека;
- формируется в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества;
- формируется и развивается на протяжении всей жизни человека;
- субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- социальный статус — положение человека в социальной иерархии;
- социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
- направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
Природа человека
Биологические черты в человеке:
- анатомо-физиологические черты (рост, вес, цвет волос / глаз и т.д.);
- строение различных систем и органов;
- инстинкты;
- рефлексы;
- биологические потребности.
АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс происхождения и становления физического типа человека.
Социальные черты в человеке:
- мировоззрение;
- способность и готовность к общественно-полезному труду и творчеству;
- сознание и разум;
- понимание свободы и ответственности;
- регулировка инстинктов;
- социальные и духовные потребности.
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ — процесс становления социальной сущности человека.
Способности человека
СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.
ОБЩИЕ способности — помогают достичь успеха в различных областях деятельности. Примеры: наблюдательность, зрительная память, воображение и др.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности — помогают достичь высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности. Примеры: математические, музыкальные, художественные, спортивные и др.
Уровни развития способностей
- ЗАДАТКИ — врождённые качества, которые составляют основу для развития способностей.
- ОДАРЁННОСТЬ — такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.
- ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей.
- ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысший уровень развития способностей, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием новых путей творчества.
Основные характеристики способностей человека
- обеспечивают успешность выполнения определенного рода деятельности;
- основаны на генетически предопределенных задатках;
- развиваются постепенно в процессе обучения и освоения соответствующей деятельности;
- их развитие зависит от активности и целеустремленности самого человека.
Социализация
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс усвоения социальных норм и правил поведения, историко-культурного наследия общества (опыта предшествующих поколений) с помощью воспитания и обучения.
- первичная социализация: усвоение норм и ценностей ребёнком;
- вторичная социализация: усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
АГЕНТЫ (ИНСТИТУТЫ) СОЦИАЛИЗАЦИИ — люди и организации, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Общественное и индивидуальное сознание
СОЗНАНИЕ — это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
- общественноесознание — это совокупность общественных идей, знаний, целей, ценностей и т.п. (различных социальных групп, наций, общества в целом), выраженная в естественных или искусственных языках, объектах культуры и т.п;
- индивидуальноесознание — это отражение социальных явлений и процессов конкретным человеком через призму условий его воспитания, жизни и деятельности.
Функции сознания
- познание, путём восприятия органами чувств;
- отношения к миру людей;
- эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
- регулирование поведения в обществе.
Признаки сознания
- свойственно только людям;
- связано с речью;
- совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира;
- заключается в обобщенном отражении действительности.
Структура сознания
- бессознательное — процессы, имеющие власть над поведением человека; обретают проявление в снах, оговорках, мечтах;
- массовое — общественное мнение, транслируемое в СМИ, на митингах, демонстрациях;
- самосознание — осознание себя как личности (мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность);
- самопознание — постижение собственных физических и психологических особенностей;
- самооценка — носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу (реалистичную / нереалистичную);
- поведение — поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации;
- поступки — действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.
Уровни общественного сознания
1. Обыденный уровень — совокупность различных эмпирический знаний, которые формировались на протяжении длительного времени (обычаи, житейские нормы, пословицы, народная культура и т.д.). На данном уровне преобладают эмоциональный и чувственный компоненты восприятия реальности.
Формы: общественная психология, массовое сознание, общественное мнение.
2. Теоретический уровень общественного сознания представляет собой целенаправленное осмысление социальной реальности.
Формы: идеология, наука, религия, философия, искусство, мораль, миф.
Виды общественного сознания
Общественная психология — совокупность чувств, настроений, традиций, побуждений и т.п., характерных для данного общества в целом и для отдельных социальных общностей или групп.
Идеология — система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом (социальной общностью, социальной группой) мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов, а также основные цели общественного развития, и концептуальное оформление интересов определённых социальных групп.
Духовная жизнь и духовный мир человека
Важнейшим условием развития человека и общества является их духовная жизнь.
Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
Духовный мир человека — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений и т. д.
Смысл жизни — ценностный ориентир, в соответствии с которым личность осознаёт своё место в мире, значение своей деятельности в обществе, выстраивает свою линию жизни, оценивает своё прошлое, настоящее и будущее в соответствии с высшими духовными ценностями.
План «Биосоциальная сущность человека»
Человек как биосоциальное существо / Биосоциальная природа человека / Природное и общественное в человеке / Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
- Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
- Проявление биологической природы человека
- функционирование внутренних органов и систем;
- первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т.д.);
- генотип человека и механизмы наследственности и т.д.
- социальные потребности;
- интересы;
- самосознание;
- мировоззрение и т.д.
- влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
- возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
- удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм; в) развитие природных задатков в процессе деятельности и т.д.
Практика по теме в формате ЕГЭ
Практика по заданиям ЕГЭ по теме 1.1. «Природное и общественное в человеке». Ответы в конце страницы.
№1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
- Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
- Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
- Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
- К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.
№2. Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”. Один из слайдов называется “Признаки, отражающие социальную природу человека”. Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
- потребность в уважении со стороны других людей
- приспособление к условиям окружающей среды
- общение с помощью словесной речи
- стремление к самореализации в обществе
- способность к продолжению рода
- использование предметов, данных природой
№3. Найдите в приведённом ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
- способность к продолжению рода
- умение защищаться от врагов
- умение находить пропитание и обустраивать жильё
- способность преобразовывать природную среду
- забота о потомстве
- способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов
Ответы: 1 — 234; 2 — 134; 3 — 1235.
Готовый конспект по теме 1.1. «Природное и общественное в человеке» смотри ниже.
Скачать в pdf:
Источник