Паспорт и технологическая карта хода урока в 5 классе «Природные сообщества»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Формирование культуры личности, развитие теоретического мышления 5-классников на основе осмысления организации и значения природных сообществ.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость природных сообществ для себя лично;
ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий;
ПУД-1: выделяет родовой и видовые признаки изучаемых понятий;
ПУД-3: переводит информацию из одной знаковой системы (текста) в другую (кластер) и наоборот;
ПУД-4: выделяет основную мысль в тексте, резюмирует ее;
ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы;
КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
КУД-2: аргументированно отстаивает свою точку зрения;
РУД-1: формулирует учебную цель и учебную задачу урока с помощью познавательных вопросов;
РУД-2: планирует предстоящую деятельность в виде познавательных вопросов;
РУД-3: выбирает пути и способы решения учебной задачи;
РУД-4: осуществляет самоконтроль, самооценку деятельности;
РУД-5: осуществляет личностную и содержательную рефлексию;
ПР-1: знает признаки природного сообщества;
ПР-2:объясняет, как связаны звенья природного сообщества между собой;
ПР-4:объясняет суть и значение круговорота веществ в природе.
Программные требования к образовательным результатам раздела «Жизнь организмов на планете Земля»
— определять природное сообщество и его звенья;
Ученик получит возможность научиться:
— описывать круговорот веществ в природе.
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться
Образованная и культурная личность
План изучения учебного материала
1. Звенья природного сообщества.
3. Круговорот веществ в природе.
Природное сообщество, производители, потребители, разрушители, пищевая цепь, круговорот веществ в природе
Урок изучения нового материала
Технология формирующего оценивания
Технология развивающего обучения
Компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, листы самооценки
1) записать в тетради названия трех природных сообществ, не прозвучавших на уроке. В каждом сообществе указать по одному производителю, потребителю и разрушителю;
2) п.20, в.3 после параграфа (письменно в тетради);
3) составить в тетради 3 пищевые цепочки (4 и более звена).
Технологическая карта хода урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности, рабочий лист, лист самооценивания.
Задание: Прочитайте высказывание известного итальянского архитектора, художника и изобретателя Леонардо да Винчи: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» .
— Согласны ли вы с этим высказыванием?
Обобщение, вывод: Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий, и мы сегодня еще раз в этом убедимся.
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)
Задание: Закончите предложения.
1. На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 1)_________________,2) ___________________,3) __________________.
2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды является .
3. Природное сообщество состоит из ____________звеньев.
4. В природном сообществе живые организмы связаны между собой через.
5. Один из важных процессов в природном сообществе — это.
— Все ли предложения в задании у вас получилось закончить?
Самооценка. Работа с листом самооценки
— На какой вопрос необходимо сегодня ответить, чтобы выполнить задание полностью? Какова цель урока?
— Какие задачи для достижения данной цели необходимо выполнить? (Обращает внимание на незаконченные учащимися предложения в задании).
Рабочий лист, задание №1 (письменно).
Формулируют цель и задачи урока, записывают число итемуурока
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 мин.)
Задание: Выберите номера изображений природных сообществ и объясните свой выбор.
Обобщение, вывод: природное сообщество можно узнать по наличию в нем определенных компонентов (звеньев) — живых организмов и условий среды.
— Все живые организмы природного сообщества можно разделить на 3 группы: производители, потребители и разрушители.
Задание: Соотнесите живые организмы с группами, к которым они относятся.
Группы живых организмов: Примеры живых организмов:
А) производители; 1) насекомые;
Б) потребители; 2) хищные животные;
В) разрушители. 3) личинки насекомых;
7) растительноядные животные.
— Поднимите руку те, ребята, кто еще затрудняется в выполнении задания. В чем вы испытываете затруднение?
— Давайте вернемся к задачам нашего урока. Какую из задач мы с вами выполнили?
— Какже связаны друг с другом живые организмы природного сообщества?
— Разветвленные пищевые цепи образуют пищевые сети природных сообществ.
Задание: Составьте пищевые цепи из предложенных организмов:
а) бабочка, лягушка, нектар, ястреб;
б) опавшие листья, еж, дождевой червь;
в) растение, коршун, кузнечик, змея, лягушка.
— Поднимите руку те, ребята, кто научился строить пищевые цепи.
— А какая связь имеется между живыми организмами и еще одним звеном природного сообщества – неживой природой?
Задание: Составьте схему природного сообщества, указав стрелками связи между звеньями.
Проверка: о ткройте учебник на стр.91 и проверьте, правильно ли заполнена схема?
— Какой еще связью можно было бы дополнить эту схему?
— В итоге на схеме у нас получился замкнутый круг движения. Так что же движется по этому кругу в природе?
Обобщение, вывод: круговорот веществ наблюдается во всех природных сообществах — это движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу. Он обеспечивает все организмы на нашей планете необходимыми для их существования химическими элементами.
— Поднимите, пожалуйста, руку те, кто понял в чем заключается круговорот веществ в природе?
— А теперь те, кто пока еще обдумывает материал.
— Давайтевновь вернемся к задачам урока и найдем среди них выполненные. Достигли ли мы цели нашего урока? Давайте это проверим
Отмечают выполнение задачи
Письменно в тетрадях, 3 ученика — у доски.
Рабочий лист, задание №2 (письменно).
Групповая работа с учителем
Отмечают выполнение задач и достижение цели
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)
Задание: Вернитесь к заданию №1 в Рабочем листе, которое вы выполняли в начале урока. Давайте выполним его еще раз.
Рабочий лист, задание №1 (письменно)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)
— Ребята, где в жизни могут пригодиться знания о природных сообществах?
Самооценка. Заполнение листа самооценки под руководством учителя
— Встаньте те ребята, у которых во второй колонке листа самооценки «+»больше, чем в первой.
— Встаньте те, ребята, кто набрал 5 баллов в конце урока.
— А теперь те, кто набрал 4 балла.
Домашнее задание (по выбору, см.Рабочий лист)
Содержательная оценка учебной деятельности школьников.
Рабочий лист, домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Леонардо да Винчи (1452-1519) Известный итальянский архитектор, художник и изобретатель «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»
1 . На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 1)_______________________________________, 2) _______________________________________, 3) _______________________________________. 2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды я вляется _________________ ___________________________________ . 3 . Природное сообщество состоит из ____________ звеньев . (число) 4 . В природном сообществе живые организмы связаны между собой через _______________________________________________________________. 5 . Один из важных процессов в природном сообществе — это _______________________________________________________________. Задание 1. Закончите предложения:
Я МОГУ: В начале урока (+ / -) В конце урока (+ / -) объяснить, что такое « экологические факторы » привести примеры приспособления организмов к условиям обитания назвать основные звенья природного сообщества объяснить, как связаны между собой звенья природного сообщества назвать и объяснить самый важный процесс, протекающий в природном сообществе ИТОГО: ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Как узнать природное сообщество? 1 4 3 2
Разрушители Потребители Производители Структура природного сообщества Неживая природа Живые организмы 1. Бактерии 2. Хищные животные 3. Насекомые 4. Грибы 5. Растения 6. Личинки насекомых 7. Растительноядные животные
Пищевая цепь последовательность организмов, в которой каждый предыдущий служит пищей для последующего Пищевая сеть
Составьте пищевые цепи и з предложенных организмов: а ) бабочка, лягушка, нектар, цапля; б) опавшие листья, ёж, дождевой червь ; в) растение, коршун, кузнечик, змея, лягушка .
Редьярд Киплинг (1865-1936) Английский писатель, журналист и путешественник
Английское судно «Дон» (год постройки -1875, 4208 т.) Английское судно «Магдалина» (год постройки -1889, 5373 т.)
Как связаны звенья природного сообщества между собой? Потребители Производители Разрушители Неживая природа КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ
1 . На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды я вляется 3 . Природное сообщество состоит из звеньев. (число) 4 . В природном сообществе живые организмы связаны между собой через 5 . Один из важных процессов в природном сообществе — это Задание 1. Закончите предложения: 4 пищевые цепи круговорот веществ 1) факторы живой природы; 2) ф акторы неживой природы 3) а нтропогенные факторы. зимняя спячка животных / колючки у кактуса.
Я МОГУ: В начале урока (+ / -) В конце урока (+ / -) объяснить, что такое « экологические факторы » привести примеры приспособления организмов к условиям обитания назвать основные звенья природного сообщества объяснить, как связаны между собой звенья природного сообщества назвать и объяснить самый важный процесс, протекающий в природном сообществе ИТОГО: ЛИСТ САМООЦЕНКИ
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В.В. Бианки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие «Природные сообщества»
Основная задача данного урока раскрыть понятие «природные сообщества», выяснить его основные компоненты, сложность их взаимоотношений на примере пищевых связей. Сформировать умение распозн.
паспорт урока русского языка в 6 классе «Имя числительное» с использованием технологии «Учимся вместе»
Паспорт открытого урока руссского языка в 6 классе по теме «Имя числительное», который проведён в рамках самобразования по теме «Технологии организации сотрудничества» и построен на основе технол.
Паспорт урока и технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Файл содержит технологическую карту урока и паспорт урока русского языка для 6 класса.
Открытый урок на тему «Междометие — особая часть речи» (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока
Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме «Междометие — особая часть речи» для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка.
паспорт урока английского языка на тему:»Типы вопросов в английском языке»
Паспорт урока по технологии: «Моделирование юбки»
Паспорт урока __технологии в _7 классе.
Конспект урока биологии «Природные сообщества»
Основная цель урока- развитие творческого потенциала обучающихся.
Источник