Природные сообщества подготовительная группа

Конспект на тему «Путешествие по экосистеме». (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Представленный материал помогает детям познать правила поведения в природе, воспитывает бережное отношение ко всему живому на земле.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №141 комбинированного вида Выборгского района Санкт — Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми на тему «Путешествие по экосистеме».

Елисеева Ирина Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

1. Обобщить представление детей о типичных экосистемах (лес, пустыня, водоёмы, луг).

2. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязь в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества, изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

3. Закреплять знания детей о правилах поведения в экосистемах.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

  • знакомство детей с моделями глобуса и географической картой, рассмотреть окраску карты, определить каким цветом окрашены вода, суша, зона лесов.
  • Презентации по экосистемам «Пустыня и её животные», «Луговые цветы», «Реки и озёра», «Лесное хозяйство».
  • Рассматривание иллюстраций по теме;
  • Чтение художественной литературы по теме: М. Пришвин «Золотой луг», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», «Большая детская энциклопедия дошкольника», «География для малышей»
  • Познакомить со знаком «SOS»; в каких случаях подают сигнал (когда терпят бедствие).
  • Личностно-ориентированная технология
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология игр.

— Мы с вами отправляемся в спасательную экспедицию. Прежде чем отправиться в поход, нам надо хорошенько подготовиться и продумать на каком транспорте мы будем путешествовать и какие вещи нам пригодятся.

Уточнить цель поездки (ответы детей).

— Первая остановка в лесу (выставить картину с изображением леса после пожара).

— Как вы думаете, что здесь произошло?

— Почему это могло здесь случиться?

— Лес посылает нам сигнал «СОС», он гибнет, умирает. Как происходит вымирание всего живого в лесу? (дети выстраивают цепочку: погибли растения, негде жить и нечем питаться животным и птицам, насекомым; деревья не выделяют кислород, воздух становиться неживым — это вредит здоровью людей и всему живому).

— Как можно исправить это? (ответы детей: посадить новые деревья, посеять семена трав …).

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

Вплоть до маленькой норушки.

Нет без ЛЕСА нам лекарств,

Горько мне писать всё это.

Без нужды костры не жгите,

Дидактическая игра «Кто вернётся в лес?». Дети выкладывают цепочку из картинок: выросла трава — появились насекомые, наземные мелкие животные; выросли кустарники — вернулись животные и птицы, живущие на них, появились хищники и т. д. Повторить правила поведения в лесу, отобрать напоминающие знаки «Береги лес от пожара» «Не разжигай костёр у деревьев» «Уходя из леса, потуши костёр».

— Дальше мы с вами продолжим экспедицию по воде. На чём можно двигаться по воде? Какие водоёмы вы знаете? Мы с вами поплывём на лодке.

Читайте также:  Пустельга где обитает природная зона

Физ.минутка : дети с воспитателем «пересаживаются на лодку» — из большого мягкого конструктора, делают имитированные движения веслами.

— Посмотрите на воду. Какая она грязная, мутная (провести опыт по очистке воды через воронку и вату).

— Как вы думаете, пострадают ли животные и люди от загрязнённой воды? (ответы детей). Что нужно сделать, чтобы сохранить воду в водоёмах чистой (по берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения)? По берегам рек и озёр выставить напоминающие знаки «Не бросай мусор в воду» «Не мой машины около воды» «Не рви водные растения».

Что такое река?
На воде облака.
Над водою — ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.

— Дальше мы продвигаемся вдоль реки и выходим на лужайку. Скажите, а что растёт на лугу, чем можно любоваться (цветы, растения, насекомые на цветах)? Луг — это место, где можно отдохнуть, полежать, понаблюдать за красивыми насекомыми, собрать лекарственные травы(на протяжении беседы воспитатель показывает слайды луговых растений и насекомых).

-Что же здесь случилось? Посмотрите, луг весь вытоптан, цветов и растений почти не осталось, навалены какие-то камни и брёвна. Что же надо сделать, чтобы луг опять зацвёл и ожил? (ответы детей: надо землю вспахать, взрыхлить, затем посадить новые растения). Прочитать стихотворение про цветущий луг.

Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С.Вургун.

— А мы с вами отправляемся дальше и следующая наша остановка — пустыня, место, где не всякий выживет и я думаю, там нам будет трудно. Как вы думаете почему? (там очень жарко, нет воды, бывают песчаные бури и животные там встречаются опасные(змеи).

— Что нам надо взять с собой? Как нам нужно одеться? (взять тёмные очки, чтобы солнце не ослепляло глаза; головной убор — чтобы не получить солнечный удар, аптечку, воду).

— А вы знаете, что в пустыне, в этой жаре и песке, могут расти растения и деревья(кактус, саксаул, верблюжья колючка). А вот наши деревья, такие как берёза, липа не смогут расти в пустыне, потому что они любят землю, влагу и птиц.

— Когда люди собираются в дорогу через пустыню, то они долго готовятся к этому путешествию и берут с собой всё необходимое и помогают им перевезти всё снаряжение животные пустыни, которые могут долго обходиться без воды. А что же это за животные? (ответы детей) А кого ещё можно встретить в пустыне? (ответы детей)

Дидактическая игра «Угадай, чьё это?» (у детей картинки с изображением части тела животного, они должны угадать какого и назвать это животное).

Читайте также:  Природно географические условия античной цивилизации

— Мы с вами побывали в лесу, на реке, лугу, в пустыне, узнали много интересного про экосистемы, узнали как человек может помочь природе в процветании и выживании животных в природе.

Воспитатель читает стихотворение

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?…

Источник

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Лесное сообщество»

2. Обогащать представления детей об особенностях существования животных и растений в сообществе «лес». Поддерживать детей в соблюдении экологических правил.

3. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, проявление ответственности за свои поступки.

Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Лесное сообщество“» размещена в разделах

Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Материал. Иллюстрации, материал для полосы препятствий, экологические знаки, цветы, гнездо, паутина, схема «этажей» леса, модели цепей питания.

Ход. Ребята, вы любите сказки?

I. Присядьте на стульчики и послушайте сказку. Однажды девочка с мамой и папой поехали за город. Стоял солнечный весенний день. Машина быстро неслась по шоссе. Мимо пролетали дачные поселки, зеленые поля, березовые рощи. Желтели одуванчики, щебетали птицы. И вдруг… девочка попала как будто в черно-белое кино: вдоль дороги стоял черный лес. Машина остановилась. Девочка вышла из машины, подождала пока выйдут папа с мамой, взяла их за руки. Ей было страшно! Черные деревья поднимали к небу голые ветки. Как черная проволока торчали кусты. По голой земле ветер нес серый пепел, стояла мертвая тишина – ни пения птиц, ни стрекота кузнечиков.

— Вот такой может стать наша земля, — сказал папа, — если люди не будут беречь природу.

— А что здесь случилось? – спросила девочка.

— Я думаю, что какие-то горе – туристы забыли погасить костер, ветер раздул его и начался пожар. Лес погиб!

Грустная девочка вернулась к машине. Она поняла, как много зависит от человека: будут ли петь соловьи и стрекотать кузнечики, будет ли Земля голубой и прекрасной или станет черной и мертвой.

А вы поняли? (Да, поняли)

II. Давайте проверим, умеете ли вы быть друзьями природы, и отправимся на прогулку в волшебный лес (по полосе препятствий со словами) :

Мы к лесной поляне вышли

Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки

— Посмотрите, какие красивые цветы. Может быть, сорвем их? (Ответы детей) Экологический знак.

— Давайте тихо войдем в лес, чтобы не напугать его обитателей. Присядем на полянке и послушаем пение птиц.

— Посмотрите, здесь в кустах гнездышко с птенчиками. Можем ли мы взять этих птенцов домой? (ответы детей). Экологический знак.

Читайте также:  Бессознательное природа функции методы исследования тбилиси

— Ребята, а это кто? (Ёж) Может его возьмем? (ответы). Экологический знак.

— Что это? (Это паутинка. Ее сплел паук.)

— Сейчас в этой паутине погибнет бабочка. Может надо порвать паутину, чтобы спасти бабочку? (Нет, давайте ее аккуратно освободим, паутина такая красивая. Это дом паука). Экологический знак.

— Здесь так много насекомых. Давайте мы превратимся в насекомых и вспомним физ минутку «Веселые насекомые».

Физминутка «Веселые насекомые».

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (Бегут, частые взмахи ладонями)

А за нею шмель – шмелёк (Взмахи более резкие)

И веселый мотылек (Взмахи руками от плеча)

Два жука и стрекоза, (Направление поменять)

Как фонарики глаза. (Кружки вокруг глаз)

Пожужжали, полетали, (Бегут, жужжа и делая взмахи)

От усталости устали. (Падают на ковер)

III. Лес – это большой многоэтажный дом, в котором живет много обитателей. Каждый имеет свой лесной этаж. Как в большом доме.

— Какие растения живут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы).

— Почему эти растения живут, растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые).

— Ниже растут березы, рябины, почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).

— Кто занимает этаж еще ниже? (Кустарники).

— Что растет на нижнем этаже? (Мох, грибы, травы).

— Ребята, а что в ваших домах находится под этажами? (Подвал).

— В моем лесу тоже есть лесной подвал, смотрите. (Открыть полоску под которой корни деревьев).

— В лесу деревья селятся по этажам, а животные бегают кто где хочет? (Нет, они тоже каждый живут на своем этаже).

Игра «Рассели животное по этажам».

1). Почему заяц живет на первом этаже?

2). Белка не упадет с дерева?

3). Почему птица живет так высоко?

Все животные располагаются в зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов.

IV. Возвращаемся в детский сад.

Теперь вы видите, что лес – это большой дом, в котором живут и растения, и животные. Выберите конверты и составьте цепи питания.

Растения «кормят» насекомых и мелких животных; они «кормят» более крупных

животных; а они в свою очередь – хищников. Кто же кормит растение? (Солнце,

вода, воздух). А что будет, если мы уберем одно звено цепи? (ответы). Нарушится

V. У меня есть картина, но она незаконченная. Давайте вместе создадим картину о лесном сообществе (на приготовленный фон приклеивают лесных обитателей).

VI. Итог: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? В заключение послушайте стихотворение

Занятие с элементами экспериментирования по ознакомлению с процессом очистки воды «Мы — помощники» в подготовительной группе Тема: «Мы – помощники». Тип: интеллектуально развивающее Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Источник

Оцените статью