Природные сообщества проверочная работа 5 класс

Проверочная работа по биологии 5 класс. Тема «Природные сообщества»

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Изображённый организм в пищевой цепи является

только производителем органических веществ

только потребителем органических веществ

потребителем и разрушителем органических веществ

производителем и потребителем органических веществ

Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________ (А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________ (Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________ (В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________ (Г). Она представлена бактериями и грибами.

Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

бабочка берёзовая пяденица

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между организмами и типом их отношений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Какие организмы в экосистеме смешанного леса являются производителями? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

С каким из перечисленных организмов у берёзы могут сложиться симбиотические отношения?

бабочка берёзовая пяденица

Какие приведены примеры искусственных экосистем? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К какому типу относят взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений?

Как называют отношения, которые складываются между акулой и рыбой-прилипало в природе?

Что из перечисленного является примером искусственной экосистемы?

Какие из приведённых организмов являются потребителями органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

почвенные зелёные водоросли

Читайте также:  Капибара где обитает природная зона

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

образуют органические вещества
из неорганических

усваивают готовые органические вещества

используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

принадлежат к растительноядным животным

являются первым звеном цепи питания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

чесоточный зудень и человек

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Конкуренция в искусственных сообществах возникает между

видами со сходными потребностями

видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению
и самоизреживанию.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Читайте также:  Природные зоны зарубежной азии

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на вопросы.

1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?

2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?

3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

Источник

Тест по биологии Природные сообщества 5 класс

Тест по биологии Природные сообщества для учащихся 5 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 5 заданий.

1 вариант

1. Взаимосвязь видов, последовательно извлекающих пита­тельные вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последую­щего, называется

1) природное сообщество
2) биологическое разнообразие
3) пищевая цепь
4) систематика

2. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

1) гусеница — скворец — листья — ястреб
2) ястреб — скворец — гусеница — листья
3) листья — скворец — ястреб — гусеница
4) листья — гусеница — скворец — ястреб

3. Растения выполняют в природном сообществе роль

1) потребителей
2) разлагателей
3) производителей
4) пожирателей

4. Совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями, называется

1) природное сообщество
2) биологическое разнообразие
3) пищевая цепь
4) жизнедеятельность

5. Бактерии чаще всего выполняют в экосистеме роль

1) потребителей
2) разлагателей
3) производителей
4) пожирателей

2 вариант

1. Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями среды образует

1) природное сообщество
2) биологическое разнообразие
3) пищевую цепь
4) жизнедеятельность

2. Мертвые растительные остатки, погибших животных перерабатывают до минеральных солей, воды и углекислого газа

1) растения
2) животные
3) грибы и бактерии
4) солнечный свет и кислород

Читайте также:  Государственные природные заказники положение

3. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

1) растительный планктон — мелкие ракообразные — хищные птицы — рыбы
2) мелкие ракообразные — растительный планктон — ры­бы — хищные птицы
3) растительный планктон — мелкие ракообразные — ры­бы — хищные птицы
4) рыбы — хищные птицы — растительный планктон — мелкие ракообразные

4. Производителями в природном сообществе являются

1) растения
2) грибы и гнилостные бактерии
3) травоядные животные
4) хищные животные

5. Животные выполняют в природном сообществе роль

1) потребителей
2) разлагателей
3) производителей
4) создателей органических веществ

Ответы на тест по биологии Природные сообщества
1 вариант
1-3
2-4
3-3
4-1
5-2
2 вариант
1-1
2-3
3-3
4-1
5-1

Источник

Проверочная работа по теме «Природные сообщества» 5 класс

Тест по теме «Природные сообщества» проводится после изучения данной темы урока, в качестве проверочной работы.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Природные сообщества» 5 класс»

Тема «Природные сообщества» 5 класс составила учитель биологии МАОУ «СОШ №10» г. Ревда Свердловской области Дружинина А.И

Тема «Природные сообщества»

составила учитель биологии МАОУ «СОШ №10»

г. Ревда Свердловской области

Задание 1. Заполни таблицу, выписав из текста учебника информацию Участники круговорота веществ в природном сообществе Группа организмов Примеры Производители Функции Потребители Разрушители (разлагатели)

Задание 1. Заполни таблицу, выписав из текста учебника информацию

Участники круговорота веществ в природном сообществе

Задание 2. Тест (написать цифру правильного ответа)

Задание 2. Тест (написать цифру правильного ответа)

6.

7.

8. Установи соответствие. Расставь цифры 1, 2 к каждой букве Организмы Группы А) бактерия Б) лягушка РАЗРУШИТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ В) гриб Г) заяц Д) жук-могильщик Е) волк А Б В Г Д Е

8. Установи соответствие. Расставь цифры 1, 2 к каждой букве

9.Найдите на рисунках производителя органического вещества, под какой буквой он обозначен?

9.Найдите на рисунках производителя органического вещества, под какой буквой он обозначен?

10.Какой организм в цепи питания лишний, напишите слово

10.Какой организм в цепи питания лишний, напишите слово

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(90) "Проверочный тест по теме «Природные сообщества»" ["seo_title"] => string(50) "provierochnyitiestpotiemieprirodnyiesoobshchiestva" ["file_id"] => string(6) "289342" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(5) "testi" ["date"] => string(10) "1454781067" > >
object(ArrayObject)#905 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(71) "Рабочая программа по биологии (6 класс)" ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3" ["file_id"] => string(6) "254124" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1447697631" > >
object(ArrayObject)#883 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(71) "Рабочая программа по биологии (6 класс)" ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4" ["file_id"] => string(6) "254125" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1447697640" > >
object(ArrayObject)#905 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(141) "Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: "Ярусы леса". 2-й класс" ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-oznakomlieniia-s-okruzhaiushchim-mirom-na-tiemu-iarusy-liesa-2-i-klass" ["file_id"] => string(6) "314927" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki" ["date"] => string(10) "1459790058" > >
object(ArrayObject)#883 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(49) "Рабочая программа окр. мир " ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir" ["file_id"] => string(6) "113062" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1409109757" > >

Источник

Оцените статью