Проверочная работа по биологии 5 класс. Тема «Природные сообщества»
Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Изображённый организм в пищевой цепи является
только производителем органических веществ
только потребителем органических веществ
потребителем и разрушителем органических веществ
производителем и потребителем органических веществ
Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________ (А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________ (Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________ (В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________ (Г). Она представлена бактериями и грибами.
Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
бабочка берёзовая пяденица
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между организмами и типом их отношений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Какие организмы в экосистеме смешанного леса являются производителями? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
С каким из перечисленных организмов у берёзы могут сложиться симбиотические отношения?
бабочка берёзовая пяденица
Какие приведены примеры искусственных экосистем? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К какому типу относят взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений?
Как называют отношения, которые складываются между акулой и рыбой-прилипало в природе?
Что из перечисленного является примером искусственной экосистемы?
Какие из приведённых организмов являются потребителями органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
почвенные зелёные водоросли
Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
образуют органические вещества
из неорганических
усваивают готовые органические вещества
используют солнечную энергию для синтеза органических веществ
принадлежат к растительноядным животным
являются первым звеном цепи питания
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
чесоточный зудень и человек
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Конкуренция в искусственных сообществах возникает между
видами со сходными потребностями
видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ
Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению
и самоизреживанию.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм», ответьте на вопросы.
1) Почему возникают конкурентные отношения в природе?
2) Почему отношения берёз одного возраста в лесу нельзя назвать паразитизмом?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?
Источник
Тест по биологии Природные сообщества 5 класс
Тест по биологии Природные сообщества для учащихся 5 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 5 заданий.
1 вариант
1. Взаимосвязь видов, последовательно извлекающих питательные вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последующего, называется
1) природное сообщество
2) биологическое разнообразие
3) пищевая цепь
4) систематика
2. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) гусеница — скворец — листья — ястреб
2) ястреб — скворец — гусеница — листья
3) листья — скворец — ястреб — гусеница
4) листья — гусеница — скворец — ястреб
3. Растения выполняют в природном сообществе роль
1) потребителей
2) разлагателей
3) производителей
4) пожирателей
4. Совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями, называется
1) природное сообщество
2) биологическое разнообразие
3) пищевая цепь
4) жизнедеятельность
5. Бактерии чаще всего выполняют в экосистеме роль
1) потребителей
2) разлагателей
3) производителей
4) пожирателей
2 вариант
1. Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями среды образует
1) природное сообщество
2) биологическое разнообразие
3) пищевую цепь
4) жизнедеятельность
2. Мертвые растительные остатки, погибших животных перерабатывают до минеральных солей, воды и углекислого газа
1) растения
2) животные
3) грибы и бактерии
4) солнечный свет и кислород
3. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) растительный планктон — мелкие ракообразные — хищные птицы — рыбы
2) мелкие ракообразные — растительный планктон — рыбы — хищные птицы
3) растительный планктон — мелкие ракообразные — рыбы — хищные птицы
4) рыбы — хищные птицы — растительный планктон — мелкие ракообразные
4. Производителями в природном сообществе являются
1) растения
2) грибы и гнилостные бактерии
3) травоядные животные
4) хищные животные
5. Животные выполняют в природном сообществе роль
1) потребителей
2) разлагателей
3) производителей
4) создателей органических веществ
Ответы на тест по биологии Природные сообщества
1 вариант
1-3
2-4
3-3
4-1
5-2
2 вариант
1-1
2-3
3-3
4-1
5-1
Источник
Проверочная работа по теме «Природные сообщества» 5 класс
Тест по теме «Природные сообщества» проводится после изучения данной темы урока, в качестве проверочной работы.
Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Природные сообщества» 5 класс»
Тема «Природные сообщества»
составила учитель биологии МАОУ «СОШ №10»
г. Ревда Свердловской области
Задание 1. Заполни таблицу, выписав из текста учебника информацию
Участники круговорота веществ в природном сообществе
Задание 2. Тест (написать цифру правильного ответа)
8. Установи соответствие. Расставь цифры 1, 2 к каждой букве
9.Найдите на рисунках производителя органического вещества, под какой буквой он обозначен?
10.Какой организм в цепи питания лишний, напишите слово
Похожие файлы
object(ArrayObject)#883 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(90) "Проверочный тест по теме «Природные сообщества»" ["seo_title"] => string(50) "provierochnyitiestpotiemieprirodnyiesoobshchiestva" ["file_id"] => string(6) "289342" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(5) "testi" ["date"] => string(10) "1454781067" > >
object(ArrayObject)#905 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(71) "Рабочая программа по биологии (6 класс)" ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3" ["file_id"] => string(6) "254124" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1447697631" > >
object(ArrayObject)#883 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(71) "Рабочая программа по биологии (6 класс)" ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4" ["file_id"] => string(6) "254125" ["category_seo"] => string(9) "biologiya" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1447697640" > >
object(ArrayObject)#905 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(141) "Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: "Ярусы леса". 2-й класс" ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-oznakomlieniia-s-okruzhaiushchim-mirom-na-tiemu-iarusy-liesa-2-i-klass" ["file_id"] => string(6) "314927" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki" ["date"] => string(10) "1459790058" > >
object(ArrayObject)#883 (1) < ["storage":"ArrayObject":private] =>array(6) < ["title"] =>string(49) "Рабочая программа окр. мир " ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir" ["file_id"] => string(6) "113062" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1409109757" > >
Источник