Урок окружающего мира в 3 классе по теме :»Природное сообщество».
-знать определение природного сообщества; классификацию природных сообществ; познакомится с разнообразием растительного и животного мира природных сообществ.
-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, понимание красоты природы России и родного края.
-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
— ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
1.Организационный момент.
— Ребята. Пришло время урока окружающего мира! Сейчас мы разделимся на группы. Для этого возьмите из коробки значок любого цвета и рассаживайтесь соответственно цвету круга на столе (Дети по очереди берут карточки из коробки. На карточках буквы и изображения объектов природы жёлтого, синего и зелёного цветов. Получилось 3 команды).
2. Актуализация знаний.
— Сегодня работаем в группах, но это будет не соревнование, а сотрудничество! (На доску крепится табличка со словом «сотрудничество»)
-Как вы понимаете смысл этого слова? ( Сотрудничество – это умение делать дело вместе, сообща трудиться, чтоб достигнуть намеченной цели).
— Чтобы определить тему нашего урока обратите внимание на буквы, выбранные вами. Они определены не случайно, попробуйте из них составить слово.
(получились слова: шмель, белка, цапля)
— Расскажите в каких условиях обитает животное: климат, рельеф, какие животные и растения его окружают (на подготовку 2 минуты).
Представитель от каждой команды рассказывает о животном. Учитель демонстрирует слайды: шмель на лугу, белка в лесу, цапля на озере.
— Можно ли сказать, что белка, цапля и шмель сотрудничают с растениями и животными, которые их окружают? (Да, потому что они помогают друг другу. Например, шмели питаются пыльцой и при этом происходит опыление цветка; белка ест семечки шишек и при этом разносит семена растений; цапля поедает нездоровых рыбёшек, лягушек, защищая водоём от болезнетворных микробов)
— Какова цель их сотрудничества? (Так они живут и размножаются)
3. Постановка темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Такая взаимосвязь живых организмов, обитающих в определённых природных условиях, на определённой территории называется природное сообщество.
— Как вы поняли ,что же такое сообщество? (Там животные и растения живут сообща, они сотрудничают, живут вместе, друг другу помогают)
— Пригодятся ли вам знания о природных сообществах в жизни? (эти знания нам пригодятся для изучения биологии в старших классах; если мы будем понимать как живёт природное сообщество, то мы будем знать как не навредить природе; это нам поможет сохранить природу)
4. Первичное усвоение новых знаний.
— Есть разные природные сообщества и многие из них вам знакомы с раннего детства.
— В каком природном сообществе живут шмель, белка и цапля? (ЛУГ, ЛЕС, ОЗЕРО)
/Каждое название сопровождается слайдом с изображением животных и растений соответствующего природного сообщества./
— А теперь прочитайте в учебнике определение понятия природное сообщество (стр.37).
5. Первичная проверка понимания.
— Каждая команда сейчас получает текст. Прочитайте описание сообщества, найдите ошибки.
(ученикам выдаются тексты с ошибками)
Главные растения луга – травы. Они здесь очень разнообразны. На одном квадратном метре иногда можно насчитать до 100 различных видов травянистых растений. В лугах распространены такие растения, как тысячелистник, нивяник, ромашка лекарственная, мышиный горошек, алтей, папоротник, кукушкины слезки, чина, клевер, лисохвост, тимофеевка, мятлик и многие другие. Огромное количество и разнообразие луговых цветов привлекает насекомых опылителей: пчел, шмелей, бабочек, цветочных мух. На зелени трав кормятся личинки бабочек – гусеницы. В лугу множество видов кузнечиков, саранчи, жуков и многих других насекомых. Также на лугах живут ящерицы, лягушки, жабы, змеи, ондатры. Здесь обитают птицы: перепел, трясогузка, коростель, скворец, тетерев, жаворонок, горихвостка. Звери луга: мыши, полевки, зайцы, лисицы, ласка, куница. В почве обитают бактерии и беспозвоночные животные. Есть на лугах и грибы: луговые опята, шампиньоны, дождевики, бледные поганки.
В зависимости от природной зоны леса могут быть хвойными, смешанными, широколиственными, тропическими и субтропическими. От этого зависит и видовой состав растительности. В лесах могут расти самые разные деревья: сосна, пихта, ель, береза, кедр, дуб, липа, ива и многие другие. Из кустарников широко распространен шиповник, смородина, малина, жимолость, ежевика, рогоз. К невысоким лесным растениям относятся папоротники, земляника, камыш, клюква, черника. Также в лесу растет много мхов и грибов.
Если говорить о животных природного сообщества “Лес”, то следует упомянуть медведя, тигра, волка, рысь, росомаху – это крупные лесные хищники. К крупным травоядным животным относятся лось, олень, косуля, сайгак, кабан. В лесах очень много больших и мелких грызунов, различных птиц. Но больше всего распространены в лесу разнообразные насекомые.
Пресноводные водоемы обычно богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье обитают тростник, рогоз, камыш, стрелолист, малина, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В толще воды обитают одноклеточные водоросли.
Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, саранча, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.
Рыбы пресных водоемов: карась, линь, плотва, голавль, сазан, язь, щука, окунь, судак, сом и многие другие виды. Земноводные и пресмыкающиеся водоемов: различные виды лягушек и их головастики, водяной и обыкновенный уж, гадюка Никольского.
С водоемами тесно связана жизнь многих птиц: здесь кормятся и гнездятся у воды утки, гуси, цапли, зимородки. В водной и околоводной среде обитают такие звери как бобр, выдра, норка, ондатра.
/Ребята читают отредактированные варианты, объясняя ошибки./
(Не все ошибки были исправлены с первого раза. Когда все тексты были прочитаны, редактирование продолжилось. Команды помогали друг другу.)
6. Систематизация знаний.
а)- Итак, мы называли природные сообщества лес, луг, водоём (озеро, река).
— Есть ещё поле, парк, сад, огород. (слайд)
— Что вы можете сказать об этих природных сообществах? (Сад и парк, как лес, там растут деревья, в парке может жить белка. Все эти сообщества: поле, огород, парк, сад появились благодаря человеку, их создал человек специально для себя.)
— Как бы вы назвали группы этих сообществ? (Натуральные и ненатуральные. Натуральные и искусственные.)
— Натуральные по-другому можно назвать естественные. Выделяют естественные и искусственные природные сообщества. (Слайд )
б) – А сейчас послушаем сказку! Это сказка для смышлёных ребят. Вот вам задания.
/Командам раздаются карточки заданий:
1) Составьте цепь питания по сказке
(клевер – шмель – мышь — сова)
2) Почему в начале сказки старик отказался считать сову другом?
(потому что старик не понимал связи в природе, не понимал, что все животные и растения в природном сообществе взаимосвязаны и важны друг для друга)
3) Как природа и человек связаны между собой?
(Человек не может жить без природы, но он не хозяин, а часть природы.)
«Сова» Виталий Валентинович Бианки 🍀 Анимированная Аудиокнига
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей:
— Ты, Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
— Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши- то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
-Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу — что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
— подобрать литературные произведения, в которых рассказывается о жизни леса,
— сделать сообщение о растениях или животных леса
— Выберите одно из заданий или предложите своё. (Можно сделать сопоставительное сообщение о лесном папоротнике и водяном папоротнике)
— Подведём итог, какие новые понятия вы усвоили сегодня? (Природное сообщество, искусственные и естественные сообщества).
Источник