- О природных способностях и их развитии
- Что такое способности?
- Раскрытие природных способностей зависит от двух основных моментов
- Как определить свои способности?
- Задатки и способности человека, природные способности.
- Виды способностей
- Признаки человеческих способностей
- Механизм формирования способностей
- Примеры природных задатков человека
О природных способностях и их развитии
Пожалуй, каждый из нас хоть однажды задумывался о своих способностях и талантах. Есть ли они у вас, как их найти, как развивать – и это далеко не все, что мы хотим узнать по этой теме. Подробно разобраться в феномене природных способностей нам поможет эксперт по вопросам карьеры и поиска призвания, психолог, интернет-тренер и прекрасная мама двух дочек Ольга Струговщикова.
Что такое способности?
Учебник по психологии на этот вопрос отвечает так: «это психологические особенности личности, от которых зависит степень успешности освоения навыков, умений и знаний. При этом способности не сводятся только к наличию этих навыков, умений и знаний».
Другими словами, способности помогают человеку легко обучаться выполнению различных дел. То есть когда вы чему-то легко и быстро учитесь, когда на лету схватываете какие-либо виды деятельности, значит, у вас есть к ним способности.
Существует расхожее мнение, что все способности даны нам от рождения, подарены природой. Поэтому мы с этим “набором” ничего не можем сделать. Но это совершенно не так.
На практике каждый из нас обладает определенным комплексом анатомо-физиологических особенностей. Говоря простыми словами, каждый человек уникален и отличается от других на уровне строения тела, органов и особенностей их работы. Это называется задатками. Часть нам достается в наследство от предков и родственников, другая является исключительно нашей, сформированной за 9 месяцев пребывания в мамином животике.
То есть в нас заложены определенные задатки, предрасположенности к конкретным способностям. Но их формирование и дальнейшее развитие происходит пожизненно.
Раскрытие природных способностей зависит от двух основных моментов
- Окружение, например, правильный учитель или кружок;
- Собственная мотивация, упорство, настойчивость в развитии.
Таким образом, все, что вы сейчас имеете, является результатом деятельности врожденных природных данных и ваших собственных действий до настоящего времени. Но это далеко не предел ваших возможностей. У вас есть огромный потенциал, и множество талантов находятся в зачаточном состоянии и ждут своего выхода в свет. Вы можете их развить, главное – желание.
Как определить свои способности?
Найти ответ на данный вопрос довольно просто. Наверняка вы легко их перечислите. С другой стороны, в поиске собственных талантов существуют определенные сложности. Например, способности даются нам без усилий, словно сами собой. Поэтому мы не ценим их и не замечаем. Они получены «просто так» и воспринимаются совершенно естественными, они не видятся особыми или выдающимися. Мы даже представить не можем, что другие этого не умеют. Нам кажется, что абсолютно все вокруг могут делать так же.
Еще одна сложность поиска способностей заключается в том, что они могут проявиться только в действии. Если вы никогда не пробовали заниматься каким-то делом, то не сможете открыть к нему свою предрасположенность. То есть вы не узнаете, обладаете ли талантом к вождению автомобиля, бухучету, плаванию или игре на трубе, пока хотя бы раз не попробуете сделать это.
Следующая сложность проявления природных способностей связана с тем, что для этого требуются определенные условия и время. Недостаточно однажды попробовать плавать, чтобы сделать однозначный вывод о наличии таланта или его отсутствии. Нужно выделить время для обучения конкретному умению, и в процессе станет понятно, насколько легко или сложно оно вам дается, есть ли в вас задатки к этому виду деятельности.
Четвертая сложность практически сводит на «нет» определение любых способностей. Это сравнение себя и своих достижений с другими людьми. Талант – это именно то, чем мы отличаемся друг от друга. И если кто-то выполняет работу тяжело и долго, а вам она дается легко и быстро, то сразу видно какие у кого таланты. Конечно, сравнение показывает, имеете ли вы склонность к определенному виду деятельности. Но учитывайте, что способности могут быть развиты на разном уровне. Поэтому если вы что-то делаете эффективно и легко, но в сравнении с другим человеком проигрываете, то это говорит не об отсутствии у вас таланта в этой области, а о возможностях для развития и роста.
Заключительный момент – низкая самооценка. Она является причиной неверных мыслей «у меня нет талантов». У каждого есть способности. Нужно только их разглядеть и научиться ценить. Как правило, человек имеет все задатки для овладения любимой работой. Если они еще не развиты достаточно хорошо, то это свидетельствует о страхах, сомнениях и запретах. Обычно их внушают нам воспитывающие взрослые или мы сами приходим к ложному выводу, что эти задатки не нужны, что они хуже других или что это вообще не таланты.
Конечно, можно обратиться к опросникам и тестам для определения способностей. Но это займет слишком много времени и сил, поскольку для каждой способности нужен отдельный тест. К тому же, большинство из них покажут только известные вам таланты, умолчав о нераскрытых дарованиях.
Для поиска своих способностей стоит начать с самоаудита. Но непременно понадобится и взгляд со стороны: близким, друзьям и коллегам проще разглядеть ваши дарования. Дополнительные подсказки дадут ваши собственные мечты, ведь в них часто отражается заложенный в нас природный потенциал.
Развивайте свои способности и открывайте новые возможности! Успехов вам!
Источник
Задатки и способности человека, природные способности.
Считается, что задатки и способности человеческой натуры – это уникальные свойства и качества, которые присущи тому или иному индивидууму. Способностями могут считаться совершенно разные умения, знания и навыки. К ним можно отнести такие особенности как абсолютная грамотность, прекрасная память, способность осуществлять мгновенный счет в уме, художественные таланты, отличные физические данные. Частично наличие таких особенностей можно объяснить генетической наследственной формулой, однако некоторые возможности человека могут проявиться со временем.
Виды способностей
Задатками принято считать врожденные анатомические и физиологические особенности функционирования мозга, нервной системы. Задатки человека определяют базу для развития природных способностей. При этом стоит учитывать, что задатки не определяют способности, но являются предпосылкой для их формирования.
В соответствии с задатками и способностями человека определяется его одаренность. Различают общую одаренность и одаренность специальную. Общая одаренность человека является его способностью к обучению, специальная – характеризует высокую степень уникальных способностей, таких как гениальность и талант.
Талант представляет собой способность к достижению наивысших успехов в деятельности.
Гениальностью с точки зрения психологии принято считать способность человека к созданию чего-то принципиально нового.
Для гениальности характерны следующие особенности:
- осознание человеком своих задатков и способностей;
- незаурядность личности;
- проникновение способности в характер.
Основными показателями одаренности считаются легкость и быстрота усвоения материала, время проявления, широта переноса, а также сопоставимость условий с результатами.
Признаки человеческих способностей
Существует три основных признака, характеризующих задатки и способности человека:
- индивидуально-психологическая природа особенностей;
- их влияние на успешный результат деятельности;
- способствование быстрому обучению всему новому.
В целом, природные способности человека можно охарактеризовать следующими критериями:
- предрасположенность к какому-либо роду деятельности;
- скорость обучения знаниям, навыкам и умениям;
- наличие предельных границ способности;
- нестандартные результаты;
- общественное признание уникальности возможностей;
- уровень аккумуляции;
- устойчивость к стрессам.
Механизм формирования способностей
Механизм формирования задатков и способностей человека представляет собой обобщение и закрепление всех психических процессов отношений, проявляющихся в деятельности.
Составляющими механизма являются:
- уровень продуктивности деятельности;
- быстрота обучения;
- оригинальность и индивидуальность при выполнении действий;
- проявление выдающихся результатов (особенно раннее);
- склонность к осуществлению определенной деятельности.
Обладая задатками и способностями, человек может изменять форму и результативность своей деятельности. Кроме того, существуют факторы, которые напрямую влияют на уровень развития способностей:
- врожденные задатки как исходная предпосылка;
- время проявления способностей;
- формирование способностей к той деятельности, к которой возник интерес;
- общее и всестороннее развитие интересов;
- сотрудничество и соперничество.
Природными способностями человека может определяться его жизнь и образ деятельности. Зависимость будущего человека от его способностей определяется тем, насколько ценны эти умения для самого обладателя, в какой степени они развиты и в какой мере используются в работе и повседневной жизни.
Источник
Примеры природных задатков человека
Я очень переживала, что меня «прихватит» когда муж будет на работе и я буду одна с малым дома. Но вот начну: недели за две до родов моей дочери снилось, что я родила, потом снилось мужу и папе. Но самое интересное. что мне приснилось, что я родила! 25 апреля (пятница) я открываю глаза и мужу шепчу, что мне приснилось, что я родила. Он сказал, значит скоро родишь. И вот муж начал собираться на работу, а я встала и бегаю в туалет каждые пять минут (мама была у меня неделю и в субботу собиралась уезжать на выходные). В общем пошутили мы по поводу родов и муж уехал на работу. Через 10 минут я ему звоню и прошу вернуться и отвезти меня в роддом, т. к. уже непонятные ощущения были. Муж вернулся, переложил мои пакеты из моей машины в свою (пакеты я с собой в машине возила и не доставала, вдруг за рулем прихватит, а я без сумок). Приехали мы в НИИАП в 9:30. А в приемнике очередь на поступление. Я со схваточками жду очереди (благо была вторая). Вообщем, меня в приемнике посмотрела молодая девочка-врач и сказала, что открытие 3,5 пальца. Моего врача не было, он был на конференции и освободится только после 13 часов. А время было около 10. Я боялась, что он не успеет приехать. Ему позвонили и сообщили что «его беременная» приехала. Меня оформили, сделали и повели в родзал. Ко мне подошла старшая акушерка Пушкаренко Татьяна Евгеньевна (вроде правильно запомнила) и сообщила, что Александр Владимирович будет после 13 часов и попросил ее за мной присмотреть. Часов в 11:30 мне подключили КТГ (отслеживали схватки и сердечко малыша). Схватки шли, но слабые (я звонила мужу и переписывалась с подруж
л с сыном, ой девочки, я как увидела его, так расплакалась (я так за ним скучала. ).
Источник