- Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания
- 1. Характеристика природных факторов оздоровительной физической культуры
- 12.Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания
- 13.Методы словесного воздействия.
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания
Естественные силы природы — вспомогательные средства, создающие условия для эффективного влияния физических упражнений на организм занимающихся. Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека.
В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.).
Естественные силы природы используются в двух направлениях: 1) для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями; 2) для закаливания организма занимающихся.
Закаливание — система гигиенических мероприятий способствующих повышению устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды (холод, жара, повышенная солнечная радиация и т.д.)
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека относят: 1) соблюдение гигиенических требований к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью;2) личную гигиену;3) гигиену питания спортсмена; 4) гигиену одежды и обуви физкультурника и спортсмена;5) гигиеническое обеспечение занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным для физкультурника и спортсмена, так как это повышает эффект воздействия упражнений.
Источник
1. Характеристика природных факторов оздоровительной физической культуры
Оздоровительная физическая культура – исторически обусловленное социальное явление, которое подчиняется общим закономерностям развития общества. Эти закономерности всецело зависят от характера тех отношений, которые устанавливаются между людьми и природой, между самими людьми в процессе их жизнедеятельности. Следовательно, познание и научное развитие ОФК невозможно без изучения причинно-следственных связей, обусловливающих ее возникновение, функционирование и развитие как обязательного атрибута жизни и деятельности людей. В общей целостности этих причинно-следственных связей и развития ОФК можно выделить природные (естественные), социальные (социально-экономические), объективные и субъективные факторы.
Вся деятельность человека, в том числе и физкультурно-оздоровительная, осуществляется в определенных природных, естественных условиях. В понятие «природа» включается как сам человек, так и все его естественное окружение, условия его обитания.
К природным условиям существования и развития человека, а следовательно и ОФК, относят географическую, климатическую и экологическую среду.
Под географической и климатической средой понимается та часть природы, непосредственно взаимодействующая с человеческим обществом. Она служит естественной предпосылкой и основой развития ОФК:
- Рельеф местности и климатические условия определяют характер физических упражнений. Это зимние и летние виды спорта, виды туризма, различные передвижения на лыжах, коньках, катание на санях, длительность использования естественных факторов природы – воды, воздуха, солнца, влажности воздуха и др. применяемых в различных видах ОФК.
- Рельеф местности и климатические условия определяют характер физкультурных сооружений, выбор времени для проведения занятий оздоровительной направленности, содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;
- Природные и климатические условия заставляют человека развивать соотстветствующие технические устройства, транспортную систему, приборы искусственного солнечного облучения, бассейны, водно — спортивные комплексы, создавать искусственные трамплины, зимние сады и т.д.
Источник
12.Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания
воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Есть два пути включения этих факторов в процесс физического воспитания:
1)организация занятий физическими упражнениями непосредственно в условиях природной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоемах и т. д.), благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект (например, усиливает его в случае интенсивной солнечной радиации и повышенной температуры воздуха);
2)организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера (солнечно-воздушных ванн, водных процедур и т.д.). Для повышения оздоровительного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь.
Естественно-средовые факторы только тогда приобретают значение средств физического воспитания, когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которой на физическое состояние, здоровье и работоспособность может быть, вообще говоря, как положительным, так и отрицательным.
Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содействующих реализации задач физического воспитания, одни, как известно, имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций (соблюдение норм и требований, предъявляемых гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму заняв и условиям восстановления, к состоянию мест занятий, оборудования, инвентаря, к костюму для занятий и т. д.). Ясно, что в совокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физического воспитания. Они ориентированы прежде всего на охрану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средств широко используемые в процессе физического воспитания, являются, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, искусственная аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, сауна, массаж и т.д.).
В физическом воспитании, как указывалось, предусматривается овладение необходимым минимумом гигиенических знаний и формирование навыков практического использования их.
13.Методы словесного воздействия.
1.Рассказ-устное изложение учебного материала в повествовательной форме.
2.Объяснение-лаконичное, обоснованное аргументами изложение вопроса(задания)
3.Бесседа-вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между педагогом и занимающимися.
4. Лекция-системное, всестороннее и логично-последовательное освещение определенной темы.
5. Инструктирование- точное, конкретное изложение предлагаемого задания.
6.Коментарии и замечания-пояснения следующие по ходу или перед заданием.
7.Распоряжения, указания, команды- конкретные формы руководства деятельностью занимающихся.
Источник
4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
Оздоровительные силы природы относятся к средствам физического воспитания, поскольку они так же, как и физические упражнения, воздействуют на саму природу человека и приводят к различным функциональным изменениям в его организме, и, таким образом, могут быть использованы для решения оздоровительных задач физического воспитания. Они используются в двух направлениях:
- для создания условий организации и проведения занятий физического воспитания;
- для закаливания.
- по направленности и механизму действия;
- по времени и условиям их использования (экстренные, текущие, профилактические).
- педагогическими (рациональное сочетание работы и отдыха, введение восстановительных тренировок и сборов, вариативность вспомогательных средств подготовки, объема и интенсивности нагрузок и т.д.);
- психологическими (подбор вспомогательных средств с учетом индивидуальных особенностей занимающегося, регуляция сна, психорегуляции и др.).
- естественно-гигиеническими (питание, рациональный режим жизни, естественные силы природы);
- специально-вспомогательными (термо-, электро-, баротерапия и др.).
- Организация тренирующего воздействия на организм.
- Быстрейшее устранение явлений утомления после перенесенных нагрузок.
- Предварительная стимуляция работоспособности перед началом выполнения физических нагрузок.
- Комплексность использования;
- Совместимость и рациональное сочетание используемых средств;
- Учет индивидуальных особенностей;
- Уверенность в полной безвредности;
- Использование средств в соответствии с содержанием работы;
- Кратковременность использования сильнодействующих средств.
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник