- Земли оздоровительного назначения
- Земли рекреационного назначения
- Земли историко-культурного назначения
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 N 26-ФЗ (последняя редакция)
- 68. Особенности правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- 69. Правовой режим земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценных земель
- Природные территории оздоровительного назначения
Земли оздоровительного назначения
1. Земли природно-заповедного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
2. Порядок использования земель природно-заповедного фонда определяется законом.
Статья 47. Определение земель оздоровительного назначения
К землям оздоровительного назначения относятся земли, обладающие природными лечебными свойствами, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей.
Статья 48. Ограничение деятельности на землях оздоровительного назначения
- На землях оздоровительного назначения запрещается деятельность, которая противоречит их целевому назначению или может отрицательно повлиять на природные лечебные свойства этих земель.
- На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округи и зоны санитарной (горно-санитарной) охраны.
- В пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны запрещаются передача земельных участков в собственность и предоставление в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для деятельности, несовместимой с охраной природных лечебных свойств и отдыхом населения.
- Земли оздоровительного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
- Порядок использования земель оздоровительного назначения определяется законом.
Земли рекреационного назначения
- Земли рекреационного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
- На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также отрицательно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.
- Порядок использования земель рекреационного назначения определяется законом.
Земли историко-культурного назначения
- Земли историко-культурного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
- Вокруг историко-культурных заповедников, мемориальных парков, древних погребений, архитектурных ансамблей и комплексов устанавливаются охранные зоны с запрещением деятельности, которая вредно влияет или может повлиять на соблюдение режима использования их земель.
- Порядок использования земель историко-культурного назначения определяется законом.
Источник
Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 N 26-ФЗ (последняя редакция)
С 01.09.2024 преамбула излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 469-ФЗ).
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Основные понятия
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
- Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов
- Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
- Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации
- Статья 4.1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
- Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
- Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
- Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов
- Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов
- Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами
- Статья 13. Поддержка развития курортов в Российской Федерации
- Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования
- Статья 15. Статус санаторно-курортных организаций
- Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
- Статья 17. Разрешение споров
- Статья 18. Разрешение международных споров
- Статья 19. Виды ответственности
- Статья 20. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
- Статья 21. Международные договоры
- Статья 22. Заключительные положения
Источник
68. Особенности правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
- На территории первой зонызапрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
- На территории второй зонызапрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
- На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением.
69. Правовой режим земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценных земель
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов публичной власти полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок государственного управления.
Отнесение, использование и охрана земель особо охраняемых территорий и объектов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти регионов в соответствии с законодательством и органами местного самоуправления (п.3, 4 ст.94 ЗК РФ).
Настоящие земли являются собственностью государства, соответственно федеральной и региональной в зависимости от назначения. Возможны особо охраняемые территории местного значения. Они устанавливаются совместно органами региональной исполнительной власти и органами местного самоуправления (п.4 ст.94 ЗК РФ).
Источник
Природные территории оздоровительного назначения
С 01.09.2024 ст. 96 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 469-ФЗ).
ЗК РФ Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Источник