Природа Греции и занятия древних греков
Цель: способствовать созданию собственного представления о древнейшем периоде греческой истории на основе работы с разными видами источников: исторической картой, учебником, дополнительной информацией.
- Образовательные : познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории; активизировать известные школьникам знания по истории Древнего Востока и Азии; в процессе работы продолжить знакомство с картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание.
- Развивающие: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу.
- Воспитательные : подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей;
Планируемые результаты:
Личностные – формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.
- регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
- познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
- коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.
Предметные – определять на карте местоположения Древней Греции, природные и климатические условия, сравнивать данные с ранее изученными государствами.
Формируемые УУД :
Регулятивные: учащийся научится:
- использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.
Коммуникативные: учащийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .
Познавательные: учащийся научится:
Оборудование: учебник «История Древнего мира» Т.П. Андреевская изд. «Вентана-Граф», презентация, рабочие листы, раздаточный материал.
Основные понятия: античный, Эллада, эллины.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
– Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
– Кто из нас сейчас не мечтает о путешествиях – новые страны, острова, земли, города. А в древности люди тоже путешествовали. Вот перед вами страница из дневника одного древнего мореплавателя. Весь текст не сохранился, время сделало свое дело, но остались отрывки. «Я родом из города Тир . …… Сегодня наш корабль ……… Это страна морских людей , не похожая на мою родину ..… Крутые обрывистые склоны гор …… Нет рек ….. Здесь нет наших лесов …… Жара . Их боги живут на горе …. Приехали ……. на олимпийские игры . Спарта и Афина – это города …» Жаль, но на этом текст обрывается. Обсудите в группах вопросы
– Из какой страны мореплаватель.
– О какой стране он пишет в своем дневнике? Почему?
– Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить?
Что вы знаете об этой стране?
Учащиеся дают свои предположения и аргументируют их.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1) У вас на парте находятся рабочие листы. Выполните задание 1.
Соотнести сведения, характерные для Китая и Греции (комментарий для тех, кто не поймет задание – поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным)(Приложение 1)
2) Выявление места и причины затруднения.
- Вы справились с заданием?
- С какой частью работы вы легко справились?
- Где возникли затруднения?
- Что необходимо для выполнения задания?
3) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Мы познакомились с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Назовём их. Более 3,5 тысяч лет назад первые государства возникли и в Европе.
Сегодня мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку, Олимпийские игры . Историю Древней Греции называют античной историей. В переводе с латинского слово «античность» означает древность.
Посмотрите на следующий слайд и назовите тему нашего урока
Тема нашего урока «Природа Греции и занятия древних греков»
Проблемный вопрос: почему первые государства в Европе возникли в Греции?
Что нам предстоит сегодня узнать на уроке?
Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий. Составляем план:
- Географическое положение Древней Греции.
- Природные и климатические условия.
- Занятия жителей.
Поощрение за полный ответ – талантом. Это денежная единица в Древней Греции. Талантом в древней Греции измеряли самое ценное.
- (Частично).
- (С той, что касается древнего Китая)
- (В определении сведений для Греции:
- (Во-первых, знания по темам Древний Китай и Древняя Греция, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение)
Записывают в тетрадь тему урока
Выяснить географическое положение, природные и климатические условия Древней Греции, занятия ее жителей
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Греции.
1. Предлагаю вам поработать с картой на с. 114 учебника, п. 1 и выполнить задание №2 в рабочем листе.
– В какой части света находится Греция?
– На каком п-ове находится Греция?
– Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?
– На какие части делится Греция?
Итак, подведем итог. Греция – страна на юге Европы, расположенная на балканском полуострове.
– А кто мне скажет, как греки называли свою страну?
Эллада. А сами греки называли себя эллинами. Это название происходит от имени царя Эллина, которого греки считали своим родоначальником.
Следующий этап нашего урока – природные условия. Для этого разделимся на 4 группы.
2. Работа в группах
Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна ответить на вопросы и выявить особенность природы Греции.
Сейчас нам необходим небольшой отдых.
Давай встанем, мысленно пойдем к горе Олимп и поднимемся на гору. Остановились. Выпрями плечи. Мы, наслаждаемся горным, чистым воздухом. Север прямо перед нами, юг сзади нас. Посмотри на восток, там, где восходит солнце – правая сторона, подняли руки, а теперь медленно повернемся на запад, где заходит солнце – левая сторона, опустили руки, встали в исходное положение опусти голову вниз. Там внизу горы остались наши страхи, неуверенность, болезни, плохое настроение. Стряхнули все негативное. А теперь, посмотри наверх, и закрой глаза, подними руки вверх, давай окунемся в энергию неба, солнца. Развивай в себе воображение. Почувствуй, как лучи солнца согревают нас, наполняют наше тело теплом, здоровьем, спокойствием.
Почувствуй в себе внутреннюю силу, уверенность. Мы чувствуем себя бодрым, отдохнувшим, открывай глаза. Пора возвращаться, садись, продолжаем работать.
Выступление групп
Итог: В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения – виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос – были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб.
А сейчас выполним задание 3 в рабочем листе
Приём «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». (Приложение 1)
Выполняют задание в рабочем листе
Источник