Условия и принципы предпринимательской деятельности
Субъекты предпринимательства функционируют в определенной общественной ситуации – предпринимательской среде, которая включает комплекс географических, технологических, социально-культурных, экономических, правовых и политических условий:
1. К географическим условиям предпринимательства относятся природно-климатические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, а также доступность сырья и энергоресурсов, наличие транспортных магистралей. Эти условия в значительной мере определяют расходы на доставку сырья.
2. Технологические условия – отражают уровень использования достижений научно-технического прогресса. Например, автоматизация производства ведет к сокращению потребности в рабочей силе и в то же время обостряет проблему безработицы.
3. Социально-культурные условия – отражают уровень развития общества, который проявляется в изменении потребности людей в тех или иных товарах с учетом вкуса, моды, нравственно-религиозных норм и др. Социально-культурная среда влияет также на отношение людей к работе, условиям труда, технике безопасности, уровню заработной платы и пр.
4. К экономическим относится целый комплекс условий, учитывающих покупательную способность населения, наличие свободных рабочих мест, возможность и условия получения кредитов, уровень развития инфраструктуры бизнеса (банков, оптовых и розничных продавцов, рекламных агентств, служб трудоустройства и др.).
5. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках соответствующей правовой среды. Принимаемые государством законы и другие нормативно-правовые акты должны способствовать развитию предпринимательства.
6. Политическая ситуация в стране: в значительной степени способы управления экономикой зависят от политических целей находящегося у власти правительства.
Предприниматель должен постоянно следить за условиями предпринимательской среды, учитывать возможные их колебания и изменения, быстрее адаптироваться к новым условиям.
Основные принципы предпринимательской деятельности: экономическая самостоятельность и независимость предпринимателя, плановость, новаторство и творческий поиск, мобильность, экономическая заинтересованность и ответственность.
1. Экономическая самостоятельность и независимость предпринимателя заключаются в том, что в принятии решений он действует самостоятельно, исходя из собственных целей и интересов (он сам определяет каналы и способы реализации произведенной продукции, выбирает поставщиков необходимых ему средств производства, заключает с партнерами по бизнесу коммерческие сделки и т.п.).
2. Плановость: предприниматель выбирает наиболее эффективные программы деятельности в зависимости от складывающихся условий на рынке. Планирование деятельности позволяет предпринимателю избежать влияния большинства рисков.
3. Новаторство и творческий поиск: чтобы удержаться на рынке в условиях жесткой конкуренции, снизить издержки производства и повысить качество продукции, предприниматель обязан постоянно заниматься творческим и научным поиском. Он направляет значительные отчисления от прибыли на разработку новых для рынка товаров и услуг, освоение новых рынков сбыта, совершенствование технологии и организации производства.
4. Мобильность: этот принцип требует учета быстро меняющихся требований рынка и конкретных запросов потребителей. Его игнорирование ведет к потере позиций на рынке, снижению уровня конкурентоспособности, а в ряде случаев и к банкротству.
5. Экономическая заинтересованность и ответственность. Движущим фактором предпринимательской деятельности является стремление к получению максимальной прибыли. Организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя и личную ответственность за результаты своей деятельности.
Источник