Урок географии в 9 классе на тему «Западная Сибирь: природные условия и ресурсы»
Цель урока: сформировать представление о своеобразии природы Западной
Сибири.
1. Образовательные: познакомить с особенностями ЭГП Западно-Сибирского района, выявить особенности природных условий и их взаимосвязи, обеспеченность природными ресурсами, проблемы освоения Западной Сибири.
Отработать географическую номенклатуру данной территории.
2. Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, т.е. развивать логическое мышление.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе своей страны, её природно-ресурсному потенциалу.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта
Западной Сибири, компьютер, мультимедийный проектор, экран, атласы, контурные карты, учебник под ред. А.И. Алексеева для 9-го класса, изд-во “Просвещение”.
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. (Сегодня на уроке нам необходимы учебники, атласы и контурные карты, а также компьютерные презентации, которые вы подготовили.)
2. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы изучали как шло
освоение территории Сибири русскими. И одним из вариантов домашнего задания была подготовка презентации на эту тему. Просмотр презентации: “Освоение Сибири”.
3. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать азиатскую часть России и сегодня мы подробно начинаем знакомиться с Западной Сибирью. Основная цель нашего урока: выявить своеобразие (уникальность) природы этой территории.
1) Видеоряд с изображением природы Западной Сибири.
Вспомните алгоритм изучения экономического района. С чего мы начинаем
изучение района? (С состава района, ЭГП.)
2) Работа с политико-административной картой России.
Рассмотрите карту атласа, определите какие субъекты РФ входят в состав Западно-Сибирского района, покажите на политико-административной карте России.
Тюменская область с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО,
Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Алтайский край (краевой центр г. Барнаул) и республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск).
3) Давайте попробуем оценить экономико-географическое положение района.
Какие особенности вы можете назвать? (ответ одного из учеников по настенной физической карте Западной Сибири: расположение в азиатской части России, большая протяженность как с севера на юг, так и с запада на восток, в основе района – Западно-Сибирская равнина, на юге граничит с Казахстаном, Монголией, на западе с экономическими районами: Уралом, Европейским Севером, на востоке с Восточной Сибирью, на севере имеет выход в Карское море Северного Ледовитого океана, слабая транспортная освоенность)
В чем преимущество ЭГП Западной Сибири перед другими азиатскими районами?
(Близость к развитым европейским районам.)
4) А сейчас мы начинаем изучение особенностей природы Западной Сибири и каждый из вас станет специалистом в определенной области. Класс делится на небольшие группы. Группы работают по алгоритмам в течение 5 минут, при подготовке вы можете использовать текст учебника § 44, 49, карты атласа для 8–9 класса, после чего один представитель от группы делает сообщение не более 2 минут.
Алгоритм для группы геологов:
1. По картам атласа 8–9 класса определите, какие формы рельефа расположены
на территории Западной Сибири? Назвать и показать на карте.
2. Объяснить происхождение форм рельефа.
3. Как влияет рельеф на речную систему Западной Сибири и распространение болот?
4. Сделайте вывод о влиянии рельефа на особенности природы и хозяйственную деятельность.
Алгоритм для группы климатологов:
1. Какие факторы влияют на формирование климата Западной Сибири?
2. По картам атласа 8–9 класса или в учебнике 9 класса на стр.202
определите, в каких климатических поясах расположен район?
3. Назовите характерные черты климата Западной Сибири.
4. Сделать вывод о влиянии климата на другие особенности природы и
хозяйственную деятельность человека?
Алгоритм для группы гидрологов:
1. Используя учебник § 44, 49, карты атласа, определите, какие виды
внутренних вод расположены на территории Западно-Сибирского района.
Составьте схему.
2. Покажите крупные реки и озера, назовите их особенности.
3. Объясните распространение болот и многолетней мерзлоты в Западной
Сибири.
4. Какое влияние оказывают внутренние воды на хозяйственную деятельность человека?
Алгоритм для группы ландшафтоведов:
1. Используя карту “Природные зоны азиатской части России” на стр.203
учебника, определите, в каких природных зонах расположен Западно-Сибирский район?
2. От чего зависит распространение природных зон?
3. Как распространение природных зон оказывает влияние на хозяйственное освоение территории?
Алгоритм для специалистов по природным ресурсам:
1. Какими ресурсами обладает Западно-Сибирский район?
2. Докажите что Западная Сибирь – главная топливная база нашей страны.
Проанализируйте диаграммы на стр.221 учебника.
3. Покажите крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, нефте- и
газопроводы.
4. Как влияют природные ресурсы на специализацию Западной Сибири?
5) Выступления представителей от групп по 2 минуты.
Обобщив отчеты всех специалистов можно сделать вывод: Западная Сибирь – это уникальная территория с богатейшими природными ресурсами, особенно топливными, которые имеют большое значение для развития нашей страны и разнообразными, а на большей территории суровыми природными условиями, которые вызывают проблемы и затрудняют освоение этой территории. Разнообразие природных условий и ресурсов оказывает влияние на развитие специализации района. А отрасли специализации мы
будем изучать на следующем уроке.
4. Закрепление. Работа на контурной карте.
Инструктивная карточка. (Внимательно прочитайте, все ли понятно?)
1. Откройте контурные карты “Западная и Восточная Сибирь” на стр.14–15 и подпишите субъекты РФ, входящие в состав Западно-Сибирского района.
2. Подпишите географические объекты, характеризующие ЭГП Западной Сибири (страны и районы с которыми граничит район, береговую линию)
3. Подпишите Западно-Сибирскую равнину (низменность), Сибирские Увалы, горы Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.
4. Подпишите реки: Обь, Иртыш, Бия, Катунь; озера: Чаны, Телецкое.
5. Отметьте месторождения нефти, газа, угля и подпишите их. Проведите
основные направления нефте- и газопроводов.
В заключении нашего урока хочется вспомнить, что у каждого субъекта
федерации или города есть своя символика, в частности – герб. А что бы вы
изобразили на гербе Западной Сибири?
Нарисовать на доске цветными маркерами или по группам на листах А4, с
последующим вывешиванием на магнитной доске.
5. Домашнее задание: Прочитать §49, ответить на вопросы 3и 4
творческого характера, по желанию изобразить герб Западной Сибири или отдельных ее территорий. Подготовить презентацию о выдающихся людях Западной Сибири (желающие подойдите после уроков для обсуждения плана презентации).
6. Оценки за работу на уроке. Подготовка презентаций и выступающие от
групп – оценка “5”.
Работа на контурной карте будет продолжена на следующем уроке, после чего будут выставлены оценки всем.
Источник