Таблица Виды транспорта (география, 9 класс)
В России развиты все виды транспорта. Транспортная сеть лучше развита не европейской территории. Здесь она имеет радиально-кольцевую структуру. В азиатской части транспортные магистрали имеют широтное направление, проходят по южной части региона.
Влияние на окружающую среду
Не зависит от природных условий.
Универсальность(перевозка грузов и пассажиров).
Отсутствие сети дорог на северо-востоке.
Высокая стоимость строительства.
Перегруженность основных магистралей.
Невозможно доставить грузы «от двери до двери»
Изменение среды шириной 50 м по всей трассе.
Большой расход воды для мытья подвижного состава.
Загрязнение твёрдыми отходами полотна, станций.
Большая манёвренность и скорость движения.
Доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»
Недостаточно автомобилей малой и большой грузоподъёмности.
Высокая себестоимость перевозок.
Низкое качество отечественных автомобилей.
Лидер загрязнений среди транспорта
газообразными и твёрдыми отходами.
Доставка в труднодоступные районы.
Высокая скорость перевозки.
Зависимость от погодных условий.
Высокая стоимость перевозок.
Высокая стоимость строительства самолётов и аэропортов.
Велик уровень загрязнения атмосферы.
Продукты горения топлива сохраняются длительное время.
Шумовое загрязнение при взлёте и посадке.
Низкая себестоимость перевозок.
Большая грузоподъёмность судов.
Не нужно создавать транспортные пути.
Зависимость от природных условий.
Высокая стоимость строительства судов и портов.
Загрязнение водных объектов нефтепродуктами.
При перевалке сыпучих грузов загрязнение атмосферы пылью.
Небольшие затраты на обустройство портов и путей.
Низкая себестоимость перевозок.
Использование естественных путей.
Сезонность работы транспорта.
Несовпадение направлений перевозок грузов и течений рек.
Загрязнение нефтепродуктами и твёрдыми отходами рек.
Высокая пропускная способность.
Низкая себестоимость транспортировки.
Сохранность транспортируемого груза.
Возможность укладывать трубопроводы повсеместно.
Возможность транспортировать грузы газообразные и жидкие.
Невозможно перемещать небольшие объёмы.
Источник
По природной среде следования
В зависимости от природной среды, по которой или в которой пролегают пути сообщения, транспортная сфера подразделяется на следующие виды транспорта:
а) сухопутный транспорт — виды транспорта (железнодорожный, автомобильный), которые перевозят грузы и людей по путям сообщения, пролегающим по поверхности земли или под ней. Естественно, в свою очередь сухопутный транспорт подразделяется на следующие виды:
б) водный транспорт — виды транспорта (морской, речной), которые перевозят грузы и людей по путям сообщения, пролегающим по поверхности воды или под ней. Сухопутный транспорт подразделяется на следующие виды:
3. По объекту перевозки.
Транспортная сфера в зависимости от вида объекта перевозки делится на следующие виды транспорта:
— пассажирский транспорт;
— грузопассажирский транспорт -на этом виде транспорта осуществляются как пассажирские перевозки, так и доставка грузов.
4. По типу потока.
Иногда транспорт в зависимости от типа пассажирского и грузового потоков подразделяют на следующие виды транспорта:
— дискретный транспорт — любой транспорт, на котором объекты перевозок (грузы и пассажиры) перемещаются по линиям единицами или отдельными группами (партиями) с помощью независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и др.);
— непрерывный транспорт — транспорт, где объекты перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких лент, шнеков, скребков, эскалаторов и др., а также трубопроводов.
Существуют конструкции, в которых как бы совмещаются принципы дискретного и непрерывного движения. К ним можно отнести, в частности, канатные дороги с закрепленными на тягово-несущем тросе грузовыми или пассажирскими емкостями (вагонетками и кабинами), а также нории с закрепленными на движущихся цепях ковшами. Однако названные конструкции ближе к непрерывным видам транспорта, поскольку грузовые и пассажирские емкости здесь не имеют свободы движения относительно друг друга.
5. По географической протяженности транспортных линий.
В рамках современного транспорта общего пользования в зависимости от географической протяженности транспортных линий выделяются магистральные и немагистральные виды транспорта:
— магистральный транспорт обозначает относительно протяженные транспортные линии, связывающие транспортные терминалы важнейших городов и промышленных центров страны или ее регионов.
— немагистральный транспорт (линии местного значение). Данный вид транспорта представляет небольшие ответвления от основных магистралей. Причем на этих ответвлениях также эксплуатируется подвижной состав железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного и воздушного транспорта общего пользования;
— городской транспорт. Указанный вид немагистрального транспорта осуществляет транспортное обслуживание населения городов и их пригородов, перевозя пассажиров к местам работы, отдыха в др., а также доставляя грузы, необходимые для жизнедеятельности людей. Городской транспорт представляет собой комплекс разных видов транспорта общего пользования (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, пригородные поезда и др.). При этом в каждом городе собственно городской транспорт действует независимо от подобных видов транспорта, находящихся в других городах.
6. По охвату пространства (территорий).
Важной характеристикой транспортных сетей (видов транспорта) является их скорее не «территориальная», а пространственная организация, то есть схема взаимного размещения отдельных элементов транспортной сети на различных иерархических уровнях:
7. По периоду использования в связи с природно-климатическими условиями.
В соответствии со степенью влияния природно-климатического фактора на возможность эксплуатации транспорта, его (транспорт) подразделяют на следующие виды:
-круглогодичный транспорт. Этот вид транспорта включает в себя трубопроводный (абсолютно независимый от климатических условий) железнодорожный (практически независимый), автомобильный и воздушный (относительно независимые), морской (независимый при наличии ледоколов) транспорт;
— сезонный транспорт. Под данную категорию подпадают, главным образом, внутренний водный транспорт северных (из-за замерзания судоходных рек и озер в зимний период) и южных (из-за обмеления судоходных рек в засушливый период) стран и в меньшей степени, морской транспорт при отсутствии ледоколов в самое холодное время года.
8. По составу объектов перевозки.
-Универсальный транспорт. Этот вид транспорта, способный осуществлять перевозки пассажиров и различные грузы. Железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт, а также соответствующие виды городского транспорта являются универсальными типами транспорта;
-Специализированный транспорт. Данный вид транспорта приспособлен и предназначен для выполнения только какого-либо одного вида перевозок (грузовых или пассажирских) или для перемещения только одного вида грузов (сыпучих, жидких). Современные трубопроводы как магистрального, так и промышленного назначения, а также канатные и конвейерные виды транспорта являются специализированными, хотя перспективные конструкции (проекты) могут быть приспособлены к транспортированию пассажиров и широкого ассортимента грузов.
9. По охвату территорий государств.
— внутренний транспорт (осуществляющий перевозки внутри страны);
— внешний транспорт (в большей части морской, выполняющий перевозки в основном за границу).
10. _ По форме собственности.
По принадлежности к какой-то категории собственников выделяют соответствующие виды транспорта общего пользования. В частности, в РФ существует федеральный (государственный), муниципальный и частный транспорт.
11. По порядку использования.
а) Транспорт общего пользования (публичный транспорт) – это транспорт, который обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены: государственным предприятием, общественной организацией, фирмой или частным лицом. К транспорту общего пользования относятся: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, все вида городского транспорта.Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Она обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.
б) Транспорт необщего пользования (непубличный транспорт)- внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом. К транспорту необщего пользования относится железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный, конвейерный, канатный, пневмотранспорт и ряд других, находящихся в ведении предприятий.
Полная классификация видов транспорта представлена на рис.1.4.
Признаки классификации | Разряды (классы) признаков классификации | ||||
А. Конструктивно-физические природно-географические признаки я разряды (классы) видов транспорта | |||||
По конструктивным особенностям | Железнодорожный | Морской | Внутренний водный | Автомобильный | |
Воздушный | Трубопроводный | Гужевой | Космический | ||
По природной, среде следования | Сухопутный (железнодорожный, автомобильный, гужевой) | Водный (морской, речной) | Воздушный | Космический | |
Наземный | Подземный | Надводный | Подводный | ||
По объекту перевозки | Пассажирский | Грузовой | Грузопассажирский | ||
По типу потока | Дискретный | Непрерывный | |||
По протяженности линий | Магистральный | Немагистральный | |||
Местного значения | Городской | ||||
По охвату территории | Субрегиональный | Региональный | Страновой | Планетарный | Космический |
По климатическим условиям | Круглогодичный | Сезонный | |||
Б. Эксплуатационный и экономические признаки и разряды (классы) видов транспорта | |||||
По составу объектов перевозки | Универсальный | Специализированный | |||
По охвату государств | Внутренний | Внешний | |||
По форме собственности | Федеральный (государственный) | Муниципальный | Частный | ||
По порядку пользования | Общего пользования | Необщего пользования |
Рисунок 1.4 — Классификация видов транспорта
Источник
Какой вид транспорта наиболее зависим от природных условий и погоды?
Как-то мне случилось поработать с иностранными организациями. Товары, которые они поставляли на территорию РФ, проходили двумя путями: морским и воздушным. По своей должности я должен был отслеживать движение груза. Так вот, зачастую при доставке грузов авиатранспортом партнеры затягивали поставку, мотивируя это «Bad Weather Conditions» (нелетной погодой), а вот для морских перевозок такое случалось реже.
Авиатранспорт как самый зависимый от погоды
В первую очередь, прокладка транспортных маршрутов зависит от климатических условий той или иной территории, по которой они пролегают. Для воздушного транспорта существует специальная прикладная наука — авиационная метеорология, которая выделяет следующие метеоусловия, влияющие на доступность полетов:
- Дальность возможной видимости.
- Высота и нижняя граница облаков.
- Скорость и направление ветра.
В случае, если действующие показатели этих условий будут ниже предельных значений, то вылет будет запрещен. Существует еще и условия, которые могут возникнуть спонтанно и затруднить полет. К ним относится турбулентность, грозы, град, статическое электричество в облаках.
Таким образом, авиатранспорт будет самым зависимым от погоды средством передвижения, т.к. вероятность возникновения неприемлемых условий на его пути значительно выше.
Обледенение самолета и его опасность для воздушного судна
Конденсат и переохлажденные капли воды могут вызвать обледенение фюзеляжа и нарушать аэродинамические свойства самолета, которые не позволят ему лететь в обычном режиме. В настоящее время эта проблема решается с помощью:
- Наземной химической обработки судна.
- Электроподогревом отдельных частей самолета.
- Автоматической сколкой льда в полете (выбрасывание шипов).
Борьба с обледенением до сих пор носит критичный характер и недостаточное внимание к этому вопросу приводит к трагическим последствиям.
Так, в 2013 г. в Тюменской области через 11 минут после взлета упал пассажирский ATR-72, корпус которого был недостаточно обработан химическими веществами при наземном обслуживании.
Источник