Природные условия виды транспорта

Таблица Виды транспорта (география, 9 класс)

В России развиты все виды транспорта. Транспортная сеть лучше развита не европейской территории. Здесь она имеет радиально-кольцевую структуру. В азиатской части транспортные магистрали имеют широтное направление, проходят по южной части региона.

Влияние на окружающую среду

Не зависит от природных условий.

Универсальность(перевозка грузов и пассажиров).

Отсутствие сети дорог на северо-востоке.

Высокая стоимость строительства.

Перегруженность основных магистралей.

Невозможно доставить грузы «от двери до двери»

Изменение среды шириной 50 м по всей трассе.

Большой расход воды для мытья подвижного состава.

Загрязнение твёрдыми отходами полотна, станций.

Большая манёвренность и скорость движения.

Доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»

Недостаточно автомобилей малой и большой грузоподъёмности.

Высокая себестоимость перевозок.

Низкое качество отечественных автомобилей.

Лидер загрязнений среди транспорта

газообразными и твёрдыми отходами.

Доставка в труднодоступные районы.

Высокая скорость перевозки.

Зависимость от погодных условий.

Высокая стоимость перевозок.

Высокая стоимость строительства самолётов и аэропортов.

Велик уровень загрязнения атмосферы.

Продукты горения топлива сохраняются длительное время.

Шумовое загрязнение при взлёте и посадке.

Низкая себестоимость перевозок.

Большая грузоподъёмность судов.

Не нужно создавать транспортные пути.

Зависимость от природных условий.

Высокая стоимость строительства судов и портов.

Загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

При перевалке сыпучих грузов загрязнение атмосферы пылью.

Небольшие затраты на обустройство портов и путей.

Низкая себестоимость перевозок.

Использование естественных путей.

Сезонность работы транспорта.

Несовпадение направлений перевозок грузов и течений рек.

Загрязнение нефтепродуктами и твёрдыми отходами рек.

Высокая пропускная способность.

Низкая себестоимость транспортировки.

Сохранность транспортируемого груза.

Возможность укладывать трубопроводы повсеместно.

Возможность транспортировать грузы газообразные и жидкие.

Невозможно перемещать небольшие объёмы.

Источник

По природной среде следования

В зависимости от природной среды, по которой или в которой пролегают пути сообщения, транспортная сфера подразделяется на следующие виды транспорта:

а) сухопутный транспорт — виды транспорта (железнодорожный, автомобильный), которые перевозят грузы и людей по путям сообщения, пролегающим по поверхности земли или под ней. Естественно, в свою очередь сухопутный транспорт подразделяется на следующие виды:

б) водный транспорт — виды транспорта (морской, речной), которые перевозят грузы и людей по путям сообщения, пролегающим по поверхности воды или под ней. Сухопутный транспорт подразделяется на следующие виды:

3. По объекту перевозки.

Транспортная сфера в зависимости от вида объекта перевозки делится на следующие виды транспорта:

Читайте также:  Укажите природные зоны занимающие

пассажирский транспорт;

грузопассажирский транспорт -на этом виде транспорта осуществляются как пассажирские перевозки, так и доставка грузов.

4. По типу потока.

Иногда транспорт в зависимости от типа пассажирского и грузового потоков подразделяют на следующие виды транспорта:

дискретный транспорт — любой транспорт, на котором объекты перевозок (грузы и пассажиры) переме­щаются по линиям единицами или отдельными группа­ми (партиями) с помощью независимо движущихся транс­портных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и др.);

непрерывный транспорт — транспорт, где объекты перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких лент, шнеков, скребков, эскалаторов и др., а также трубопроводов.

Существуют конструкции, в которых как бы совмещаются принципы дискретного и непрерывного движения. К ним можно отнести, в частности, канатные дороги с закрепленными на тягово-несущем тросе грузовыми или пассажирскими емкостями (вагонетками и кабинами), а также нории с закрепленными на движущихся цепях ковшами. Однако названные конструкции ближе к непрерывным видам транспорта, поскольку грузовые и пассажирские емкости здесь не имеют свободы движения относительно друг друга.

5. По географической протяженности транспортных линий.

В рамках современного транспорта общего пользования в зависимости от географической протяженности транспортных линий выделяются магистральные и немагистральные виды транспорта:

магистральный транспорт обозначает относительно протяженные транспортные линии, связывающие транспортные терминалы важнейших городов и промышленных центров страны или ее регионов.

немагистральный транспорт (линии местного значение). Данный вид транспорта представляет небольшие ответвления от основных магистралей. Причем на этих ответвлениях также эксплуатируется подвижной состав железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного и воздушного транспорта общего пользования;

городской транспорт. Указанный вид немагистрального транспорта осуществляет транспортное обслуживание населения городов и их пригородов, перевозя пассажиров к местам работы, отдыха в др., а также доставляя грузы, необходимые для жизнедеятельности людей. Городской транспорт представляет собой комплекс разных видов транспорта общего пользования (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, пригородные поезда и др.). При этом в каждом городе собственно городской транспорт действует независимо от подобных видов транспорта, находящихся в других городах.

6. По охвату пространства (территорий).

Важной характеристикой транспортных сетей (видов транспорта) является их скорее не «территориальная», а пространственная организация, то есть схема взаимного размещения отдельных элементов транспортной сети на различных иерархических уровнях:

7. По периоду использования в связи с природ­но-климатическими условиями.

В соответствии со степенью влияния природно-климатического фактора на возможность эксплуатации транспорта, его (транспорт) подразделяют на следующие виды:

Читайте также:  Живая природа родного края

-круглогодичный транспорт. Этот вид транспорта включает в себя трубопроводный (абсолютно независимый от климатических условий) железнодорожный (практически независимый), автомобильный и воздушный (относительно независимые), морской (независимый при наличии ледоколов) транспорт;

сезонный транспорт. Под данную категорию подпадают, главным образом, внутренний водный транспорт северных (из-за замерзания судоходных рек и озер в зимний период) и южных (из-за обмеления судоходных рек в засушливый период) стран и в меньшей степени, морской транспорт при отсутствии ледоколов в самое холодное время года.

8. По составу объектов перевозки.

-Универсальный транспорт. Этот вид транспорта, способный осуществлять перевозки пассажиров и различные грузы. Железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт, а также соответствующие виды городского транспорта являются универсальными типами транспорта;

-Специализированный транспорт. Данный вид транспорта приспособлен и предназначен для выполнения только какого-либо одного вида перевозок (грузовых или пассажирских) или для перемещения только одного вида грузов (сыпучих, жидких). Современные трубопроводы как магистрального, так и промышленного назначения, а также канатные и конвейерные виды транспорта являются специализированными, хотя перспективные конструкции (проекты) могут быть приспособлены к транспортированию пассажиров и широкого ассортимента грузов.

9. По охвату территорий государств.

внутренний транспорт (осуществляющий перевозки внутри страны);

внешний транспорт (в большей части морской, выполняющий перевозки в основном за границу).

10. _ По форме собственности.

По принадлежности к какой-то категории собственников выделяют соответствующие виды транспорта общего пользования. В частности, в РФ существует федеральный (государственный), муниципальный и частный транспорт.

11. По порядку использования.

а) Транспорт общего пользования (публичный транспорт) – это транспорт, который обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены: государственным предприятием, общественной организацией, фирмой или частным лицом. К транспорту общего пользования относятся: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, все вида городского транспорта.Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Она обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.

б) Транспорт необщего пользования (непубличный транспорт)- внутрипроизводствен­ный транспорт, а также транспортные средства всех видов, при­надлежащие нетранспортным предприятиям; является, как пра­вило, составной частью каких-либо производственных систем.

Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом. К транспорту необщего пользования относится железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный, конвейерный, канатный, пневмотранспорт и ряд других, находящихся в ведении предприятий.
Полная классификация видов транспорта представлена на рис.1.4.

Признаки классификации Разряды (классы) признаков классификации
А. Конструктивно-физические природно-географические признаки я разряды (классы) видов транспорта
По конструктивным особенностям Железнодорожный Морской Внутренний водный Автомобильный
Воздушный Трубопроводный Гужевой Космический
По природной, среде следования Сухопутный (железно­дорожный, автомобильный, гужевой) Водный (морской, речной) Воздушный Космический
Наземный Подземный Надводный Подводный
По объекту перевозки Пассажирский Грузовой Грузопассажирский
По типу потока Дискретный Непрерывный
По протяженности линий Магистральный Немагистральный
Местного значения Городской
По охвату территории Субрегиональный Региональный Страновой Планетарный Космический
По климатическим условиям Круглогодичный Сезонный
Б. Эксплуатационный и экономические признаки и разряды (классы) видов транспорта
По составу объектов перевозки Универсальный Специализированный
По охвату государств Внутренний Внешний
По форме собственности Федеральный (государственный) Муниципальный Частный
По порядку пользования Общего пользования Необщего пользования
Читайте также:  Вынужденное автономное существование человека природе

Рисунок 1.4 — Классификация видов транспорта

Источник

Какой вид транспорта наиболее зависим от природных условий и погоды?

achievement

Как-то мне случилось поработать с иностранными организациями. Товары, которые они поставляли на территорию РФ, проходили двумя путями: морским и воздушным. По своей должности я должен был отслеживать движение груза. Так вот, зачастую при доставке грузов авиатранспортом партнеры затягивали поставку, мотивируя это «Bad Weather Conditions» (нелетной погодой), а вот для морских перевозок такое случалось реже.

Авиатранспорт как самый зависимый от погоды

В первую очередь, прокладка транспортных маршрутов зависит от климатических условий той или иной территории, по которой они пролегают. Для воздушного транспорта существует специальная прикладная наука — авиационная метеорология, которая выделяет следующие метеоусловия, влияющие на доступность полетов:

  • Дальность возможной видимости.
  • Высота и нижняя граница облаков.
  • Скорость и направление ветра.

В случае, если действующие показатели этих условий будут ниже предельных значений, то вылет будет запрещен. Существует еще и условия, которые могут возникнуть спонтанно и затруднить полет. К ним относится турбулентность, грозы, град, статическое электричество в облаках.

Таким образом, авиатранспорт будет самым зависимым от погоды средством передвижения, т.к. вероятность возникновения неприемлемых условий на его пути значительно выше.

Обледенение самолета и его опасность для воздушного судна

Конденсат и переохлажденные капли воды могут вызвать обледенение фюзеляжа и нарушать аэродинамические свойства самолета, которые не позволят ему лететь в обычном режиме. В настоящее время эта проблема решается с помощью:

  • Наземной химической обработки судна.
  • Электроподогревом отдельных частей самолета.
  • Автоматической сколкой льда в полете (выбрасывание шипов).

Борьба с обледенением до сих пор носит критичный характер и недостаточное внимание к этому вопросу приводит к трагическим последствиям.

Так, в 2013 г. в Тюменской области через 11 минут после взлета упал пассажирский ATR-72, корпус которого был недостаточно обработан химическими веществами при наземном обслуживании.

Источник

Оцените статью