Природные явления 2 класс радуга

Методическая разработка урока по окружающему миру «Природное явление- радуга»
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс)

Цель урока: создать условия для формирования представлений о природном явлении — радуга, условиях её появления.

1. Интерес к изучению явлений природы

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга»

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация, и др.), проводить опыты.

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.

1.Актуализация знаний, мотивация

— Сегодня у нас интересный и красивый урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие.

— Кто готов заглянуть в глубины науки, открыть одну из её тайн?

– Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чём идёт речь?

В них ни въехать, ни войти.

— О чём мы будем говорить на уроке! Да, ребята. Вы догадались мы сегодня с вами поговорим? (О радуге)

–– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Ответить на вопрос: «Что такое радуга?»)
Сегодня вы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная и кто является строителями радуги.

2. Исследование в малых группах № 1.

Каждой группе предлается текст:

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался радугой — одним из самых красивых явлений природы.

-Что же означает слово «РАДУГА»? Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга.

Это природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

«Строят» радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Читайте также:  Какая природная зона каштановых почв

-А почему радуга разноцветная?

Солнечный свет кажется нам белым. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет проходит через капельки воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. Другими словами можно сказать, что лучи солнца отражаются в капельках дождя. Так образуется радуга.

После прочтения дети должны ответить на вопросы:

-При каких условиях появляется радуга?

-Почему радуга разноцветная

Каждая группа рассказывает, к каким выводам они пришли, ответив на поставленные в задании вопросы.

4. Исследование в группах № 2

— А вы хотите увидеть радугу сейчас?

Следуя инструкциям, проделайте опыты.

Опыт № 1. «Получение радуги в домашних условиях»

1.Поставьте стакан с гранями, наполненный водой, на белый лист бумаги, так чтобы луч солнца проходил через него.

2.Что видите на бумаге? Сделайте вывод, что заменил стакан?

Опыт № 2. Сложение спектральных цветов.

1.Возьмите круг, нарисуйте на нем все цвета радуги, насадите этот круг на ось (зубочистку) и начните быстро его вращать.

2.Что заметили? (Из разноцветного круг станет одноцветным, цвета при вращении смешались, слились). Сделайте вывод.

Каждая группа рассказывает, что наблюдали и к каким выводам пришли.

-Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? К каким выводам пришли?

На доске появляется формула: радуга= капелька воды (призма)+луч солнца

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

2 — В радуге есть коричневый цвет?

3- Строители радуги – тучи и дождь?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

5- Урок был полезен и понятен?

Источник

Проект «Откуда берётся радуга?» (2 класс)

1. Введение. 1.1. Обоснование темы. 1.2. Цель исследования. 1.3. Задачи исследования. 1.4. Гипотеза. 1.5. Этапы исследования.

2. Основная часть. 2.1. Что такое радуга? 2.2. Кто раскрасил радугу? 2.3. Возникновение радуги. 2.4. Кто изучал радугу?

5. Список литературы.

1. Введение. 1.1. Обоснование темы. — Ребята, отгадайте загадку. Что это за явление природы?

Солнце светит и смеется,
А на Землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга.

Читайте также:  Живая неживая природа 2 класс плешаков

— Правильно, это радуга. А знаете ли вы, что такое радуга? А вот мы теперь знаем.

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой.
Многие, наверное, замечали, что радуга появляется после дождя.
Я много раз видел(а) радугу, и всегда это явление природы приводило меня в восторг.
Она настолько красивая, что ее воспевают во многих песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Многие люди, также как и я с нетерпением ждут дождя, чтобы полюбоваться радугой.

— Что это за чудо природы?

— Как образуется радуга?

— А можно ли наблюдать эту красоту дома?

— Какие еще существуют радуги?

Эти и многие другие вопросы заинтересовали меня и моих одноклассников. Эта тема стала нам интересна потому, что не многие знают, как образуется радуга. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, мы решили провести исследовательскую работу.

1.2. Цель исследования: узнать причину появления радуги.

1.3. Задачи исследования:

ü Узнать, кто раскрасил радугу.

ü Поставить опыт получения радуги в домашних условиях.

ü Узнать историю изучения радуги.

1.4. Гипотеза: радуга существует в природе, а возможно ли получить ее в домашних условиях? Если возможно, то, каким способом.

1.5. Этапы исследования:

Предмет исследования: радуга.

2.1.Что такое радуга?

Для того, чтобы узнать причину возникновения радуги, мы начали с изучения литературы. В толковом словаре дано понятие радуги. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу.

2.2. Кто раскрасил радугу?

Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

Ответ на этот вопрос мы нашли в энциклопедии для любознательных. Нам кажется, что свет белый. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.

2.3. Возникновение радуги.

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.

Читайте также:  Возможные природные ситуации природного характера

И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой. Ведь капли и расщепляют солнечный, белый свет, потому что они и есть маленькие призмы и отражают эти разноцветные лучи на небе. Думаю, все видели каплю, которая срывается с отверстия крана умывальника, поэтому все согласятся, что она похожа на призму. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит. А дождь это миллионы таких капелек. Вот и весь секрет этого прекрасного природного явления. Дождь усеивает все небо маленькими призмами, а солнечный свет, проходя через них, расщепляется на спектр. При этом мы имеем на небе чудесную картину – радугу.

2.4.Кто изучал радугу?

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги?

С мамой мы нашли ответ на этот вопрос в Интернете.

Первая попытка объяснить радугу была сделана в 1611 г. архиепископом Антонио де Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни.

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. Но он еще не знал о разложении белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой.
Спустя 30 лет Исаак Ньютон объяснил, как преломляются цветные лучи в каплях дождя. По образному выражению американского ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в наше время, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра». Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Но, впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

Несмотря на то, что теория радуги Декарта–Ньютона создана более 300 лет назад, она правильно объясняет основные особенности радуги, в том числе расположение цветов.

2.5. Радуга бывает разной.

Радуга бывает с одной, с двумя дугами.

Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных.

Источник

Оцените статью