Конспект урока по окружающему миру «Природные явления»
Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
- Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
- Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
- Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.
– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Планируемый результат.
Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- учебник “Окружающий мир” для 2 класса, автор О.Т. Поглазова.
- рабочая тетрадь по окружающему миру (1 часть)
- карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы.
1. Организационный момент
Учитель: А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
2. Систематизация знаний
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа).
– На прошлом уроке мы вспомнили, что относится к природе. Приведите примеры объектов природы. (Деревья, звезды, цветы, вода)
– На какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая природа)
— Ребята, а какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)
Многие погодные явления связаны со сменой времен года, сезонов. Такие погодные явления называются сезонными.
3. Постановка проблемы
— Какую же цель мы поставим на этом уроке? (узнать о явлениях природы.)
Мы поговорим о явлениях природы в разные времена года.
Учитель: В такую погоду мы не можем выйти на улицу в шортах и майке, ведь на улице холодно и мы замерзнем. Происходят погодные изменения, листва желтеет, улетают перелетные птицы, исчезают из виду насекомые. Это осень.
Рис. 2. Зима. Выпал снег, люди ходят в шубах – это зима.
Рис. 3. Лето. Трава зеленеет, на деревьях зеленые листья, можно купаться в речке – это лето.
Рис. 4. Весна . По реке идет лед, на земле появились проталины – это весна.
У каждого времени года свои природные явления.
4. ”Открытие” нового знания
— Я в вопросах вам называла слово «явления». А что такое «явление» природы?
— Более точное значение этого слова можно узнать в специальных словарях. Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю словарь) и найдем значение слова » явление» (показываю, как работать со словарём).
«Явление природы — всякое обнаружение чего-нибудь».
Какие же еще явления природы мы можем наблюдать? Помогут ответить на этот вопрос загадки.
Он как алмаз, и тверд и чист
Но пригревать начнут лучи
Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Ищем, ищем – не найдем. (Роса )
Он звездой прохладной тает
Дождик с солнцем сотворил
По нему не проходил. (Радуга)
В грозном небе веселится? ( Молния)
Работа в тетрадях. (Стр 32.Задание №3)
Учитель: Подчеркните в тексте явления, которые происходят в неживой природе, красным цветом, а в живой – зеленым. (Работа в парах)
5. Первичное закрепление
Учитель: Ребята, сейчас мы проверим, как вы усвоили новые знания (Работа в группах)
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы. Каждая группа получает квадрат с названием времени года. Из множества карточек вы должны выбрать явления природы, характерные для этого времени года.
Выберите, кто будет отвечать.
Выслушиваются выступления каждой группы.
Учитель: А сейчас я вам расскажу о редких природных явлениях. Одной из самых удивительных климатических аномалий, происходящих зимой, считается снежная гроза. Такое явление случается раз в 10 лет. Снежные грозы происходят из-за резкого повышения дневной температуры воздуха. Быстро движущиеся глубокие циклоны пригоняют влажный наэлектризованный воздух, который опускается на холодную землю большими массами с раскатами грома и молниями. Еще одним редким явлением считается снежная радуга. Эта аномалия заставляет очередной раз удивиться, какой непредсказуемой и чудесной бывает природа зимой. Радуга возникает из-за преломления лучей солнца на кристалликах льда, которые зависли в воздухе. Для этого необходимы 4 условия: высокая влажность, сильный мороз, яркое солнце, отсутствие ветра. Очень редким, но крайне опасным зимним явлением считается снежный шквал. Хотя в последние годы с изменением климата на планете эта аномалия встречается все чаще. Под шквалом понимается сильная снежная буря со скоростью ветра более 60 км/ч. Такой шторм всегда знаменуется гибелью людей и серьезными разрушениями.
Творческое задание в тетради (Стр 32, задание №4)
Сделаем вывод нашего урока: изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы
6. Включение нового знания в систему знаний и умений.
Учитель: Ребята, а какие явления природы могут принести вред здоровью человека? Приведите примеры. (Учащиеся приводят примеры из опыта)
Домашнее задание: Учебник. Стр. 94. Тетрадь (Стр.32 Задание №5)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
– О чем мы говорили на уроке?
Хочется ли узнать ещё больше по этой теме?
– Достигли ли поставленных целей?
— Где можно применить новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получилось?
— Над чем ещё надо поработать?
У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените свою работу на уроке. Спасибо всем за урок.
Источник