Природные зоны для 2 класса

Конспект урока по окружающему миру «Природная зональность» 2 класс

компьютер, экран, проектор, карта природных зон, магнитная доска, указка, названия природных зон на магнитах, индивидуальные карты природных зон России, раздаточные карточки, песочные часы, гербарий, Красная Книга,

урок-открытие и бездну откровений.

Куда летит наш школьный самолет?

К мирам, сияющим по нашему веленью!

— Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие. Увидим и узнаем много интересного о природе нашей страны, сделаем небольшое, но важное открытие.

— Посмотрим, с каким настроением мы отправимся в путь.

— У вас на столах лежит раздаточный материал. Покажите свое настроение: солнышко – приподнятое настроение, а тучка – грустное. С хорошим приподнятым настроением можно отправляться в путешествие, а у кого тучки – пусть они развеются во время полета.

— Когда человек собирается в дорогу, он берет с собой багаж. Мы тоже возьмем с собой багаж – наши знания.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

— Давайте вспомним, как называется наша страна? (Россия)

— Посмотрите, как огромна наша Родина. Она растянулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток! (показываю на карте)

— А где же мы с вами живем? ( в г. Волгодонске, Ростовской обл.) (показ на карте)

— Кто из вас был в других городах нашей страны? А в этой местности холоднее или теплее, чем у нас? Как вы думаете, снега зимой там выпадает больше или меньше ?

— И где зима суровее? А где лето теплее?

— Ваши примеры говорят о том, что природные условия не везде одинаковые. Сегодня нам предстоит понять, почему они так отличаются друг от друга! Выясним, что на территории нашей обширной Родины изменчив климат, и что еще зависит от этих изменений?

— Путешествовать мы будем на воздушном шаре. Мы полетим с севера на юг нашей страны, увидим, какие изменения в природе происходят, и подумаем, почему они происходят?

На доске записан проблемный вопрос : почему природа нашей страны меняется по направлению с севера на юг, от чего зависят эти изменения?

3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

— Мы пролетаем над зоной Ледяных пустынь, или Арктикой . Это огромное пространство Северного Ледовитого океана. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь – царство льда и снега.

— Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры . На тысячи километров с запада на восток – замерзшая земля. Тундру называют краем болот, мхов и лишайников. Растения здесь – карликовые, низкорослые, они прижимаются к земле, ищут у нее защиты. Летом тундра превращается в цветущий ковер.

— — Солнце поднимается все выше над горизонтом, мы пролетаем над тайгой – хвойным лесом. Разным деревьям требуется разное количество тепла: одним меньше, другим больше. Хвойные деревья хорошо растут в северной части лесной зоны, им меньше требуется тепла.

Читайте также:  Классификация природных ресурсов доклад

— Зона лесов занимает больше половины территории России. Лес – богатство нашей Родины. На протяжении многих веков человек пользуется его дарами.

— Солнце зовет нас дальше, южнее. Мы уже над широколиственными лесами . Они образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. Зима здесь гораздо мягче, чем в тайге, да и многолетней мерзлоты здесь нет, выпадает много поэтому для роста и развития растений достаточно тепла и влаги. Почвы богаты питательными веществами.

— Мы пролетаем над степью. Она располагается южнее зоны лесов. Тепла больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Все растения приспособились к жизни в степи. Весной степь усыпана тюльпанами и маками, но к лету наземные части этих растений отмирают. «Ой, ты, степь, привольная, раздольная…,» — так говорят казаки.

— Наш воздушный шар подхватил суховей, и мы уже над пустыней . Вот такая пустыня – без начала и края. Только песок, и ветер, и изнуряющая жара. Дождя не бывает по полгода.

— Какую проблему мы должны были с вами решить?

(почему природа меняется с севера на юг? Отчего зависят изменения?)

— Обсудите ваши предположения с соседом по парте.

— Так от чего же зависят природные условия на земле? (От распределения солнечного тепла).

— Правильно ли вы сделали вывод?

— Давайте убедимся, что солнце нагревает участки нашей планеты неравномерно, что многое зависит от высоты Солнца над горизонтом. И сейчас мы с вами посмотрим опыт, который это доказывает .

Учитель зажигает свечу, вызывает одного ребенка на середину класса.

— Вам необходимо будет понаблюдать, в каком случае рука будет лучше освещена. Показ.

— Рука лучше освещена, когда она расположена ладошкой к свету, или перпендикулярно. И соответственно, получает больше тепла.

— Теперь вы поняли, почему меняется природа с севера на юг?

Вывод: — С севера на юг климат меняется, а вместе с ним — природа. Это зависит от угла падения солнечных лучей, распределения солнечного тепла.

— И природа меняется не сразу. На огромных территориях растут одинаковые растения: одни и те же травы, деревья.

-Огромные пространства земли с одинаковым климатом, растительностью, животным миром, называют ПРИРОДНЫМИ ЗОНАМИ.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

В России их несколько.

— Давайте еще раз перечислим их. (Работа с картой и атласами природных зон России)

(У учителя и детей — карточки с названиями природных зон.)

— Кто вспомнит, как называется самая северная природная зона. Там, где всегда льды?

(учитель прикрепляет название на демонстрационной карте, а дети — соответствующие названия – на свои карты природных зон).

— По карте определите, какая природная зона занимает большую территорию?

5. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

— А вы догадались, в какой природной зоне живем мы? Чего у нас больше, если уехать подальше от города? (трав)

— Травы растут в степи, значит мы живем в степной зоне.

Читайте также:  Бразилия природные ресурсы кратко

— Давайте немножко о ней поговорим.

— Какие растения степной зоны вы запомнили из видеоролика? Но это еще не все. Гербарий нам покажет и другие растения

(Слайд «Ростовский» заповедник)

— Ребята, в нашей Ростовской области осталось очень мало мест с нетронутой степной растительностью, так как почти все земли распаханы.

— Некоторые виды растений охраняются в Заповеднике «Ростовский»: касатик, ковыль, тюльпан, василек, синяк. Это значит, что на территории заповедника нельзя пасти скот, нельзя эти травы собирать, так как их осталось очень мало.

7. РАБОТА С ТЕСТАМИ, ТРЕНАЖЕРАМИ

— А теперь посмотрите на ваши карты на партах, вспомните названия природных зон.

— Обратите внимание на карту на экране. Это не просто карта. Это – тренажер. Нам с вами необходимо перенести изображения растений в зоны их произрастания.:

Сосна, ель, береза, дуб, ковыль, тюльпан. Итак, в лесной зоне больше деревьев, а в степи – трав.

— А теперь проверим, как вы усвоили, что где растет.

Соединить растение с зоной его обитания: (растение — рисунок)

8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

— А что произойдет, если ель мы поместим в зону тундры? (Она погибнет, так как ей не хватит тепла, питательных веществ)

Вычеркнуть лишнее изображение растения и объяснить, почему оно лишнее:

1 ряд – ковыль, типчак, сосна, тюльпан (растения степи)

2 ряд – клен, ковыль, дуб, липа (растения широколиственных лесов)

3 ряд – липа, сосна, ель, кедр. (растения тайги)

— Послушайте, какая история произошла в нашей школе. Однажды мы решили посадить около школы мандариновое дерево. Оно росло у нас в цветочном горшке на подоконнике в классе. Мы за ним ухаживали, поливали, рыхлили землю. Но с каждым днем оно все больше сохло, а потом и вовсе погибло.

— Как вы думаете, почему? (не хватало тепла, в почве не было нужных микроэлементов)

— Правильно, ребята. Поэтому на следующую весну мы высадили… Как вы думаете, какие деревья? (Могли посадить березу, тополь, вяз) Посадили клены. И они прижились, стали радовать нас своей зеленью.

— А как же в нашем городе существуют еловые, каштановые аллеи, сосновый бор, не присущие степному климату? ( люди создали особые условия для роста этих растений, их специально выращивали, растения постепенно привыкли к жизни в нашей природной зоне) .

— Что же надо учитывать, сажая растения около дома или около школы? (условия их жизни, приспособленность к окружающей среде)

— Ребята, сегодня наше путешествие подходит к концу. Поднимите солнышко те, кто что-то новое узнал на уроке.

— Что же такое – природная зона? Какие природные зоны вы запомнили?

— Кто в какой природной зоне хотел бы побывать?

Дома нарисуйте эту природную зону и расскажете родителям о ней. А карта останется вам в качестве подсказки.

Источник

Путешествие по природным зонам
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Занятие по экологии разработано для обучающихся 2 класса. Формируется представление об основных природных зонах России. Дети знакомятся с животным и растительным миром природных зон, получают представление о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне и об экологических проблемах каждой зоны. К занятию прилагается презентация, состоящая из двух частей , которая сделает занятие более ярким для детей, запоминающимся и интересным.

Читайте также:  Природные богатства используемые только человеком

Скачать:

Вложение Размер
Файлметодическая разработка занятия на тему «Путешествие по природным зонам» 1.38 МБ
Файлпервая часть презентации «Путешествие по природным зонам» 2.9 МБ
Файлвторая часть презентации «Путешествие по природным зонам» 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Путешествие по природным зонам Составитель: Ветлугаева Я.С. педагог дополнительного образования «ЦДОД им. В. Волошиной»

Птицы Арктики Полярная крачка Тупик Розовая чайка Кайра

Морской лев Морской котик Обитатели Арктики Морж

Растения Арктики Камнеломка Лютик Лисохвост альпийский

Обитатели Арктики Северный олень Полярная лиса Пингвин Полярный заяц

Мох – ягель Лишайник Мхи и лишайники тундры

Морошка Карликовая береза Клюква Подосиновик Растительность тундры

Животные тундры Полярная сова Куропатка Лемминг Песец

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чемпионы леса Лиственница Кедр Ель Самое долговечное дерево Самое высокое дерево Самое красивое, новогоднее дерево

Чемпионы леса Береза Рябина Осина Дерево – символ России Самое гибкое дерево, лесная балерина Самое морозоуствойчивое , пугливое дерево

Соболь Волк Росомаха Кабарга Обитатели тайги

Бурый медведь Лиса Рысь Белка Обитатели леса

Птицы леса Тетерев Глухарь Дятел Кедровка

Растения степи Ковыль Перекати-поле

Тушканчик Суслик Мышь-полевка Степная гадюка Обитатели степи

Птицы степи Степной орел Серая куропатка Дрофа Жаворонок

Ремерия Полынь Песчаная акация Верблюжья колючка Растения пустыни

Сайгак Корсак Длинноухий ёж Верблюд Животные пустыни

Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл . – М.: Дрофа, 2008. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс.- М.: Просвещение 2009. http://www.naturall.ru/node/4?page=0%2C2 http://www.glenkar.ru/forum/lofiversion/index.php/t1908.html http://www.distedu.ru/mirror/_geo/geo.1september.ru/2004/11/10.htm http://www.masters.donntu.edu.ua/2008/ggeo/dychno/ind/index.htm http://foto.geocaching.su/displayimage.php?album=toprated&cat=0&pos=753 http://www.fototerra.ru/Russia/Jamal/Finaldarkworld-158.html http://habrahabr.ru/blogs/popular_science/80852/ http://www.pushkino.org/ipb/index.php?s=&act=ST&f=79&t=38600 http://prostoflora.ru/lekarstvennyerastenija/69.html http://prostoflora.ru/lekarstvennyerastenija/75.htm http://www.greeninfo.ru/fruits/oxycoccus.html http://www.kolamap.ru/library/flora/flora1.html http://www.ecosystema.ru/08nature/world/29.htm http://www.photogorky.ru/showphoto.php?photo_id=30778 http://pochemy.net/?n=330 Список литературы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по природным зонам нашей Родины

Викторина «Путешествие по природным зонам нашей Родины».

Путешествие по природным зонам.

Конспект урока окружающего мира по образовательной системе «Школа 2100».

квн «Путешествие по природным зонам нашей Родины» 4 класс

Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему «Природные зоны».

Урок — путешествие по природным зонам нашей Родины. Окружающий мир 4 класс.

С помощью игровых моментов и увлекательных заданий учащиеся путешествуют по природным зонам нашей Родины.

Урок-квн по«Окружающему миру» «Путешествие по природным зонам нашей Родины»

Аннотация: Урок-квн по«Окружающему миру» «Путешествие по природным зонам нашей Родины»Увлекательное путешествие в природные зоны нашей Родины, во время которого дети услышат и увидят много интересного.

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс «путешествие по природным зонам России»

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото.

Урок на тему: «Ледяная зона» (1 урок из раздела «Путешествие по природным зонам России»)

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона.

Источник

Оцените статью