Природные зоны евразии конспект

Конспект урока по географии 7 класса на тему «Природные зоны Евразии»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира Евразии; углубить понятие природной зоны.

Обучающие : рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии и подтверждение проявления широтной зональности; ознакомление обучающихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности обучающихся.

Развивающие : совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развитие монологической речи, навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.

Воспитывающие : формирование целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.

Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя, мультимедийный проектор и экран, компьютеры, карты физические и природных зон Евразии; атласы, таблицы природных зон, контурные карты.

Средства обучения: учебник В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География материков и океанов», электронная карта природных зон Евразии.

Тип урока: проблемный урок

Вступительное слово учителя.

Какой материк мы изучаем? Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен. Так ли это. Опровергнем или подтвердим это высказывание в ходе своей работы.

Но сначала мы с вами должны вспомнить, что мы уже знаем о материке Евразия.

1. Актуализация знаний. Блиц — опрос:

САМОЕ. САМОЕ. САМОЕ в природе материка Евразия. Сам материк Евразия является самым большим материком Земли, его площадь 53,3 млн. км 2 .

1)самая северная точка суши – мыс Челюскин (77°с.ш.);

2)самая высокая точка суши — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря;

3)самая низкая точка — побережье Мертвого моря, лежащего на 424 м ниже уровня моря;

4)самая большая глубина Мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м;

5)самая низкая температура воздуха Северного полушария – район Оймякона: —71 °С;

6)самое большое среднегодовое количество осадков – район Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;

7)самое большое озеро — Каспийское; его площадь 396 тыс. км 2 ;

8)самое глубокое пресноводное озеро мира — Байкал; его глубина 1637 м;

9)самая длинная река Евразии – Янцзы; 5800 м;

10)самая многоводная река – Енисей;

11)самая крупная река Европы не имеющая стока в океан — Волга

2.Проверка знания географической номенклатуры.

Показать на карте крупнейшие реки и озёра материка.

Читайте также:  Внутренним признаком природного объекта является наличие плодородного

Работа по изучению нового материала:

А что мы сегодня будем изучать, вы узнаете после того, как отгадаете мои загадки.

1. Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нем.

Он многоярусный, лианой оплетен,

И «легкими Земли» зовется он.

В нем много «драгоценностей» растет,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдешь

И мне ты эту зону назовешь.

(Влажные экваториальные леса)

2. По широкой зоне едешь дни и ночи;

Но нигде не встретишь леса или рощи,

Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.

Да в снегу кустарник борозду полощет.

3. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит этот лес.

Там нас ждут рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, он шумит.

4. На все стороны, куда ни бросишь взор:

5. Солнечный, жаркий жёлтый поток

Льётся здесь на жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.

Вывод учащихся о теме и целях урока.

2.Актуализация знаний. «Мозговой штурм».

1)что такое природный комплекс?

2)что называют природной зоной?

3)дать определение понятия – широтная зональность.

4)дать определение понятия – высотная поясность

5)что называют антропогенным ландшафтом?

3. Работа с картами атласа.

Проанализируйте карту «Природные зоны Евразии » на с.41 атласа. Какой вывод можно сделать о природных зонах материка?

Какая природная зона занимает наибольшую площадь?

В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?

Назовите причины смены природных зон на материке Евразия?

Севернее тайги находится тундра. В этой зоне не растёт лес из-за низкой температуры воздуха. Южнее лесной зоны находится степь. Тепла там достаточно, почему же лес не растёт в этой зоне?

Почему зона широколиственных лесов не простирается сплошной полосой, а расположена только на западе и востоке материка, а отсутствует в центральных частях материка?

Практическая работа. Слайды 3-4. (Приложение 1)

Пользуясь картой атласа (с.35 и с.41) и картами слайда презентации, сравните лесные зоны Евразии и Северной Америки по площади и расположению. Какой можно сделать вывод?

4.Выступления учащихся с сообщениями.

Готовясь к уроку, группа ребят получила задание подготовить сообщения об особенностях природных зон Евразии. Итак, мы приступаем к решению главной поставленной задачи на уроке – изучить растительный и животный мир арктического, субарктического и умеренного поясов и начинаем заполнять таблицу. Вы должны внимательно слушать сообщения и нужные сведения заносить в таблицу.

Читайте также:  Охрана природы право гражданина

Источник

Урок «Природные зоны Евразии» 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.

— Продолжить формирование умения устанавливать ПСС междуразличными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.

— Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты»?

Средства обучения: учебник В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А.Щенёва «География материков и океанов», электронная карта природных зон Евразии, таблицы для практической работы, контурные карты, атласы. Компьютер, презентация «Природные зоны Евразии. Влажные экваториальные леса», видеофильм «Природные зоны России. Тайга».

Тип урока: проблемный урок

2. Начало урока. Учитель сообщает тему и цели урока (слайд №1)

Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм».

3. «Мозговой штурм» (словарная работа) (слайд №2)

— Что такое природный комплекс?

Ответ воспитанников: Природный комплекс или природный территориальный комплекс (ПТК) – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.

— Что называют природной зоной?

Ответ воспитанников: Природная зона – часть географического пояса с однородными климатическими условиями.

— Дать определение понятия – широтная зональность.

Ответ воспитанников: Широтная зональность – закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам .

— Дать определение понятия – высотная поясность

Ответ воспитанников: Высотная поясность , высотная зональность — закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).

— Что называют антропогенным ландшафтом?

Ответ воспитанников: Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта , является полной противоположностью природному ландшафту . То есть антропогенный ландшафт – ландшафт, измененный человеком.

4. Выполним задание (слайд №3)

Используя карту Евразии «Природные зоны» (стр. 47 атласа) перечислите природные зоны по меридиану 100 градусов в. д., расположите «таблички» с названием природных зон (на доске) в той же последовательности как идет смена природных зон.

Читайте также:  9 тонн природного камня 13 мешков цемента

Работающий у интерактивной доски воспитанник должен:

-Показать(разместить) природные зоны на карте

Вопросы воспитаннику у доски:

В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон? (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны) .

Назовите причину смены природных зон на материке Евразия. (Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора — широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным переносом воздушных масс и увеличением степени континентальности климата)

(Работа в процессе выполнения)

Класс параллельно выполняет работу на контурных картах, с использованием атласов и проверяет работу у доски.

5. Физкульт-минутка для глаз. (доска временно отключена)

6. Продолжение работы. Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли. Как вы думаете, какие природные зоны могли бы претендовать на такое звание? Определите эти природные зоны по карте.

Воспитанники называют все лесные природные зоны.

— У вас на партах лежат листы с таблицей, в которой большинство ячеек пустые. И оставлено место только для двух природных зон. Это не случайно. Дело в том, что только две природные зоны рассматривались учеными как «легкие планеты», об этом шли долгие споры. Но в последствии были сделаны выводы о том, что только одна природная зона может претендовать на это звание. И нашей с вами задачей на сегодняшнем уроке будет решение проблем: «Какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля»?» . (слайд № 4)

— Давайте определим, какие две природные зоны мы можем с вами выбрать из перечисленных для дальнейшей работы?

Воспитанники выбирают из 6 перечисленных зон 2: зону влажных экваториальных лесов и зону тайги, как самые обширные по занимаемой площади.

— Итак, мы приступаем к решению поставленной задачи и начинаем заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая, необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать две природные зоны? Вспоминаем план описания природной зоны. Какие мы выберем параметры для характеристики?

Воспитанники называют: климатический пояс, условия, растительный и животный мир, почвы.

Заполняются столбцы таблицы…(выделено курсивом)

Источник

Оцените статью