Конспект урока по географии 7 класса на тему «Природные зоны Евразии»
план-конспект урока по географии (7 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира Евразии; углубить понятие природной зоны.
Обучающие : рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии и подтверждение проявления широтной зональности; ознакомление обучающихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности обучающихся.
Развивающие : совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развитие монологической речи, навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
Воспитывающие : формирование целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя, мультимедийный проектор и экран, компьютеры, карты физические и природных зон Евразии; атласы, таблицы природных зон, контурные карты.
Средства обучения: учебник В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География материков и океанов», электронная карта природных зон Евразии.
Тип урока: проблемный урок
Вступительное слово учителя.
Какой материк мы изучаем? Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен. Так ли это. Опровергнем или подтвердим это высказывание в ходе своей работы.
Но сначала мы с вами должны вспомнить, что мы уже знаем о материке Евразия.
1. Актуализация знаний. Блиц — опрос:
САМОЕ. САМОЕ. САМОЕ в природе материка Евразия. Сам материк Евразия является самым большим материком Земли, его площадь 53,3 млн. км 2 .
1)самая северная точка суши – мыс Челюскин (77°с.ш.);
2)самая высокая точка суши — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря;
3)самая низкая точка — побережье Мертвого моря, лежащего на 424 м ниже уровня моря;
4)самая большая глубина Мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м;
5)самая низкая температура воздуха Северного полушария – район Оймякона: —71 °С;
6)самое большое среднегодовое количество осадков – район Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;
7)самое большое озеро — Каспийское; его площадь 396 тыс. км 2 ;
8)самое глубокое пресноводное озеро мира — Байкал; его глубина 1637 м;
9)самая длинная река Евразии – Янцзы; 5800 м;
10)самая многоводная река – Енисей;
11)самая крупная река Европы не имеющая стока в океан — Волга
2.Проверка знания географической номенклатуры.
Показать на карте крупнейшие реки и озёра материка.
Работа по изучению нового материала:
А что мы сегодня будем изучать, вы узнаете после того, как отгадаете мои загадки.
1. Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
(Влажные экваториальные леса)
2. По широкой зоне едешь дни и ночи;
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.
Да в снегу кустарник борозду полощет.
3. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит этот лес.
Там нас ждут рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, он шумит.
4. На все стороны, куда ни бросишь взор:
5. Солнечный, жаркий жёлтый поток
Льётся здесь на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
Вывод учащихся о теме и целях урока.
2.Актуализация знаний. «Мозговой штурм».
1)что такое природный комплекс?
2)что называют природной зоной?
3)дать определение понятия – широтная зональность.
4)дать определение понятия – высотная поясность
5)что называют антропогенным ландшафтом?
3. Работа с картами атласа.
Проанализируйте карту «Природные зоны Евразии » на с.41 атласа. Какой вывод можно сделать о природных зонах материка?
Какая природная зона занимает наибольшую площадь?
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?
Назовите причины смены природных зон на материке Евразия?
Севернее тайги находится тундра. В этой зоне не растёт лес из-за низкой температуры воздуха. Южнее лесной зоны находится степь. Тепла там достаточно, почему же лес не растёт в этой зоне?
Почему зона широколиственных лесов не простирается сплошной полосой, а расположена только на западе и востоке материка, а отсутствует в центральных частях материка?
Практическая работа. Слайды 3-4. (Приложение 1)
Пользуясь картой атласа (с.35 и с.41) и картами слайда презентации, сравните лесные зоны Евразии и Северной Америки по площади и расположению. Какой можно сделать вывод?
4.Выступления учащихся с сообщениями.
Готовясь к уроку, группа ребят получила задание подготовить сообщения об особенностях природных зон Евразии. Итак, мы приступаем к решению главной поставленной задачи на уроке – изучить растительный и животный мир арктического, субарктического и умеренного поясов и начинаем заполнять таблицу. Вы должны внимательно слушать сообщения и нужные сведения заносить в таблицу.
Источник
Урок «Природные зоны Евразии» 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.
— Продолжить формирование умения устанавливать ПСС междуразличными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.
— Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты»?
Средства обучения: учебник В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А.Щенёва «География материков и океанов», электронная карта природных зон Евразии, таблицы для практической работы, контурные карты, атласы. Компьютер, презентация «Природные зоны Евразии. Влажные экваториальные леса», видеофильм «Природные зоны России. Тайга».
Тип урока: проблемный урок
2. Начало урока. Учитель сообщает тему и цели урока (слайд №1)
Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм».
3. «Мозговой штурм» (словарная работа) (слайд №2)
— Что такое природный комплекс?
Ответ воспитанников: Природный комплекс или природный территориальный комплекс (ПТК) – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.
— Что называют природной зоной?
Ответ воспитанников: Природная зона – часть географического пояса с однородными климатическими условиями.
— Дать определение понятия – широтная зональность.
Ответ воспитанников: Широтная зональность – закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам .
— Дать определение понятия – высотная поясность
Ответ воспитанников: Высотная поясность , высотная зональность — закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).
— Что называют антропогенным ландшафтом?
Ответ воспитанников: Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта , является полной противоположностью природному ландшафту . То есть антропогенный ландшафт – ландшафт, измененный человеком.
4. Выполним задание (слайд №3)
Используя карту Евразии «Природные зоны» (стр. 47 атласа) перечислите природные зоны по меридиану 100 градусов в. д., расположите «таблички» с названием природных зон (на доске) в той же последовательности как идет смена природных зон.
Работающий у интерактивной доски воспитанник должен:
-Показать(разместить) природные зоны на карте
Вопросы воспитаннику у доски:
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон? (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны) .
Назовите причину смены природных зон на материке Евразия. (Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора — широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным переносом воздушных масс и увеличением степени континентальности климата)
(Работа в процессе выполнения)
Класс параллельно выполняет работу на контурных картах, с использованием атласов и проверяет работу у доски.
5. Физкульт-минутка для глаз. (доска временно отключена)
6. Продолжение работы. Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли. Как вы думаете, какие природные зоны могли бы претендовать на такое звание? Определите эти природные зоны по карте.
Воспитанники называют все лесные природные зоны.
— У вас на партах лежат листы с таблицей, в которой большинство ячеек пустые. И оставлено место только для двух природных зон. Это не случайно. Дело в том, что только две природные зоны рассматривались учеными как «легкие планеты», об этом шли долгие споры. Но в последствии были сделаны выводы о том, что только одна природная зона может претендовать на это звание. И нашей с вами задачей на сегодняшнем уроке будет решение проблем: «Какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля»?» . (слайд № 4)
— Давайте определим, какие две природные зоны мы можем с вами выбрать из перечисленных для дальнейшей работы?
Воспитанники выбирают из 6 перечисленных зон 2: зону влажных экваториальных лесов и зону тайги, как самые обширные по занимаемой площади.
— Итак, мы приступаем к решению поставленной задачи и начинаем заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая, необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать две природные зоны? Вспоминаем план описания природной зоны. Какие мы выберем параметры для характеристики?
Воспитанники называют: климатический пояс, условия, растительный и животный мир, почвы.
Заполняются столбцы таблицы…(выделено курсивом)
Источник