Природные зоны липецкой области карта

Приложение к уроку окружающего мира по теме «Природные зоны Липецкой области»

В Липецкой области наибольшее распространение имеют черноземы. Встречаются темно-серые лесные, дерновые, подзолистые и другие.

Мощные черноземы распространены на юго-востоке области — в Добринском и Грязинском районах и на юго-западе — в Воловском районе. Мощные черноземы отличаются большим плодородием. Они содержат в верхнем слое почвы много перегноя и имеют мощность до 120-130 см. Почвы пористые, хорошо удерживают воздух и влагу. Они богаты азотом, фосфором, калием, кальцием.

Выщелоченные черноземы

Выщелоченные черноземы занимают главным образом западные и северные районы области.

Оподзоленные черноземы

Оподзоленные черноземы встречаются в Хлевенском и в южной части Задонского района. Они сформировались там, где произрастали широколиственные леса.

Серые лесные почвы образовались под покровом широколиственных лесов. Они распространены в Елецком, Задонском, Краснинском районах.. Эти почвы по сравнению с черноземными бедны перегноем, поэтому их удобряют и используют в хозяйстве.

Подзолистые почвы распространены в полосе хвойных лесных массивов на левобережье реки Воронежа.

Долины Воронежа, Дона, Красивой Мечи и других рек имеют дерновые почвы

Растительность и животный мир Липецкой области. Работа с текстом, заполнение таблицы.

Липецкая область находится в лесостепной природной зоне, поэтому для растительного покрова характерно присутствие лесных и степных видов.

Растения и животные лесных участков.

Леса занимают около 10% территории, чаще всего встречаются дубравы и сосновые боры. Нередки липа, ясень, клен, вяз. Из травянистых растений в лесах часто встречаются лесная звездчатка, фиалки, ландыш, медуница, копытень и др. на территории области обитают благородный олень, лось, косуля, лисица, кабан, барсук, белка, пестрый дятел, поползень, филин.

Растения и животные степных участков.

Степи почти полностью распаханы, сохранились на очень небольших участках. Это зеленые мхи, осока низкая, лапчатка донская, чабрец, типчак, ковыль.

Одни степные животные осваивают воздушное пространство, другие – почву, третьи селятся в травянисто-кустарниковом ярусе. Такие хищные птицы, как луни, обыкновенная пустельга и кобчик – великолепные летуны. Наиболее многочисленны среди обитателей почвы ногохвостки, клещи, черви. Довольно обычны здесь личинки разных видов жуков: хрущей, навозников, щелкунов, чернотелок. Из типичных подземных млекопитающих в наших степях обитает слепыш.

Открытый ландшафт вынуждает искать убежища, поэтому многие грызуны роют довольно глубокие и сложные норы: сурок-байбак, крапчатый суслик, обыкновенный хомяк и серый хомячок, большой тушканчик.

Однако большая масса животных селится в травянисто-кустарниковом ярусе. Цикады, клопы, тли и трипсы питаются соком растений. Кузнечики являются хищниками. В степи живут и более крупные хищники: степной хорек, ласка, степная гадюка.

Растения и животные водоемов.

В реках и озерах у самого берега можно встретить осоки, ирисы, стрелолисты, камыши. Произрастают растения с плавающими листьями — белые лилии и желтые кувшинки.

Среди обитателей рек и озер — окунь, щука, язь, сом, лещ, судак, плотва, карась, ерш. В теплый период гнездятся утки, гуси, цапли, лебеди, выпь, белощекая крачка. Вблизи водоемов обитают ужи.

Читайте также:  Природа морей азовского моря

Постройте график среднемесячной температуры Липецкой области.

Источник

Среди лесов. Лесная зона Липецкой области

Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Содержимое разработки

Открытый урок по окружающему миру 4 класс

На тему: «Среди лесов. Лесная зона Липецкой области».

Тип урока Усвоение новых знаний, умений, навыков

О. Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Р. развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;

В. воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование желания выполнять учебные действия.

познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Предметные: развитие навыков умения пользоваться картой природных зон России.

Основные понятия: природные зоны

Вступительное слово учителя.

Будет, думаю, он увлекательным.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

— Скажите, над каким разделом мы работаем? (По родным просторам).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Перед вами карта, как она называется?

— Линия, которая делит Землю на два полушария.

-Покажите на карте экватор.

— Как изменяется температура от экватора?

-Солнечные лучи неодинаково нагревают поверхность Земли.

-Если температура воздуха неодинакова, что можно сказать о растениях и животных?

— В разных частях Земли разные животные и растения.

-Растения и животные находятся на одной территории при одинаковых условиях.

О чем мы говорили на прошлом уроке? (о природных зонах) Чтобы продолжить путешествие по России, давайте повторим.

А что такое природная зона? (Природная зона – это территория, для которой характерны однообразные климатические условия, состав почвы, особенности растительного и животного мира. Названия природных зон соответствуют названию преобладающей в них растительности. Например, зона широколиственных или смешанных лесов, степей.)

А какие природные зоны России вы знаете? ( Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, лиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни- учебник стр.74-75).

3.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы рассмотрели природные зоны: зону арктической пустыни, зону тундры и тайги. Ребята подготовили сообщения о пройденных зонах.

-(учебник) Сообщение о арктической зоне (Пипин Максим)

-Кто живет в арктической пустыне( )

Ребята, как вы думаете с какими следующими природными зонами мы с вами познакомимся сегодня на уроке? (Зоны смешанных и широколиственных лесов, лесостепи).

Материал из учебника, вопросы вспомните.(учебник 74-75) Найдите на карте природных зон России лесные зоны. Каким цветом они выделены? Как вы думаете, какая природная зона характерна для Липецка и Липецкой области? ( зона лесостепи).

Читайте также:  Осадки природных зон южной америки

Давайте эту природную зону на карте, каким цветом она выделена?

Липецкая область с одной стороны не относится ни к одной из этих зон, а с другой стороны название этой зоны включает в себя сразу две зоны.

Посмотрите на слайд и постарайтесь предположить, как называется эта зона.

4. Открытие новых знаний.

На территории области встречаются леса и степи. Ученые назвали такую природную зону лесостепь.

Термин лесостепь стал широко употребляться в российской научной литературе после работ Василия Васильевича Докучаева. Лесостепи распространены и на других материках. Посмотрите на карту. Лесостепь- это переходная зона, где лесные и степные участки чередуются на небольших по площади территориях.

Липецкая область располагается в лесостепной зоне. Для этой зоны характерно чередование Лесной растительности и степной. Леса распространены в долинах рек, балках, а так же на водоразделах. На территории области произрастают преимущественно широколиственные леса.

В целом лесов сохранилось немного — ими занято около 9 процентов площади области. Остальная часть занята пашнями, лугами, приусадебными участками и другими землями. На долю пашни приходится более 70 процентов территории.

Растительность области насчитывает около 1200 видов, в том числе 40 видов деревьев и кустарников.

Лесные массивы занимают 160 тысяч гектаров земли. Распространены они неравномерно. На Среднерусской возвышенности лесов мало — встречаются отдельными массивами по долинам рек Дона, Быстрой Сосны, Красивой Мечи. Леса в основном сосредоточены на Окско-Донской низменности. Особенно большие массивы лесов сохранились на левобережье реки Воронежа

Типичными для Липецкой области являются дубравы. На них приходится 40 процентов площади лесов. На Среднерусской возвышенности дубравы встречаются по балкам, в верховьях рек. Обширные массивы дубрав имеются на Доно-Воронежском междуречье. Кроме дуба в этих лесах растут ясень, клен, вяз, липа, встречается сосна.

В пойме реки Воронежа среди лугов располагаются леса с преобладанием ольхи. На песчаных левобережных террасах долины реки произрастают сосновые леса.

Смешанные леса распространены на левобережье Воронежа. Богатым уголком нашего края является Уеманский лес, входящий в Воронежский государственный заповедник.

Сосновые леса имеют большое практическое значение, так как дают высококачественную древесину, служат рекреационной зоной, предохраняют почву от разрушения эрозионными процессами.

На Окско-Донской низменности по западинам плоских водоразделов распространены осиновые кусты — остатки лесостепных ландшафтов, когда-то имевших большое распространение на территории области.

Степи, существовавшие на территории области, распаханы и заняты посевами сельскохозяйственных культур. Степная растительность сохранилась в виде узких полос или отдельных пятен по склонам балок и оврагов.

По поймам рек располагаются пойменные луга. На них растут травы: костер, пырей, мятлик, лисохвост, тимофеевка, а так же много осок.

В реках и озерах у самого берега растут осоки, ирисы, стрелолисты, камыши. Произрастают растения с плавающими листьями — белые лилии и желтые кувшинки.

В пределах Липецкой области встречаются участки, имеющие реликтовую растительность, сохранившуюся от доледникового периода — Галичья гора и Морозова гора, Воргольские скалы, Воронов камень, урочища Плющань и Быкова шея.

Читайте также:  Бывает ли природный антибиотик

В Липецкой области создан государственный заповедник Галичья гора, в состав которого входят названные урочища.

Животный мир области очень разнообразен. Поскольку область расположена в лесостепной зоне, животный мир ее представлен лесными и степными видами. На территории области обитает свыше 60 видов млекопитающих, более 250 видов различных птиц, 30 видов рыб, 8 видов пресмыкающихся и 8 видов земноводных.

Большинство млекопитающих живут в лесах. Из хищных водятся волки, лисицы, хорьки, енотовидные собаки, изредка — куницы, барсуки, встречается выдра.

В небольшом количестве водятся белки, по берегам рек притоков Воронежа живут бобры. Из копытных животных в лесах водятся лоси. Косуль и кабанов в лесах встречается очень мало. Особенно большое распространение имеют грызуны — суслики, мыши, полевки, зайцы, хомяки и тушканчики.

В реках и озерах обитают выхухоли, водяные крысы и ондатры. В Липецкой области обитают животные, принадлежащие к отряду насекомоядных — крот и несколько видов землероек. Из отряда рукокрылых млекопитающих водятся различные виды летучих мышей.

Разнообразен и многочислен мир пернатых. Постоянно у нас обитает около 30 видов. К ним относятся домовый воробей, галка, сорока, ворон, сизый голубь, тетерев, неясыть, домовой сыч, тетеревятник, хохлатый жаворонок. Сюда же можно отнести ворону, серую куропатку, полевого воробья, сойку, большинство видов дятлов и обыкновенную овсянку.

Основная масса птиц на зиму улетает на юг, а в теплое время года возвращается обратно. Есть и такие птицы, которые живут у нас только зимой, а весной улетают на север. К таким кочующим в зимнее время птицам относятся свиристели, черные дятлы, чижи, снегири, чечетки.

Большинство птиц Липецкой области обитает в лесах. В хвойных лесах птиц гораздо меньше, чем в лиственных. На реках и озерах в теплое время года гнездится много водоплавающих птиц. Некоторые птицы живут вблизи жилья человека. Они населяют постройки в селениях или гнездятся в парках и садах в пределах населенного пункта.

В реках и озерах обитают различные рыбы: окунь, щука, голавль, язь, плотва, сом, лещ, судак, красноперка, линь, карась, ерш, сазан. В водоемах обитают также раки, моллюски, земноводные. Из пресмыкающихся водятся ужи, гадюки, ящерицы.

Мир насекомых отличается большим разнообразием. В области водятся многочисленные виды жуков, бабочек, прямокрылых, а также пчелы, осы, шмели…

˗ Перечислите основные природные зоны России.

˗ Почему происходит смена природных зон?

— Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

(Самооценка. Учитель подводит итоги работы и предлагает детям оценить свою работу на уроке и самочувствие, используя сигнальные карточки.)

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением Б. Шальневым.

Что кольцована песней Кольцова,

Пядь от пяди Орла и Тамбова,

Вековечной любви и заботы,

И русского флота рожденья

Осенённая светом родненья

Каждая природная зона характеризуется одинаковыми:
-температурой;
-влажностью;
-почвами;
-растительностью;
-животными.

Источник

Оцените статью