Природные зоны обобщение 8 класс

План-конспект обобщающего урока повторения на тему «Природные зоны России» в 8 классе

— Закрепление знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России.

— Закрепить знания о закономерности смены природных зон.

— Пробудить интерес к познанию окружающего мира.

— Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

— Развивать познавательный интерес и творческую активность.

— атлас по географии для 8 класса;

— физическая карта России (на доске);

— раздаточный материал (изображения животных и растений природных зон, тексты с описанием природных зон);

— проектор, ИКТ, презентация к уроку.

— Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Первичное закрепление знаний.

— Закрепление изученного, проектная деятельность.

— Рефлексия (подведение итогов занятия).

— Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Организационный момент (1 мин): Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок у нас необычный: во-первых, присутствует много гостей, во-вторых, что нашему уроку предшествовала большая подготовительная работа.

2. Определение темы урока, постановка цели и задач урока (2-3 мин).

— Расшифруйте тему сегодняшнего урока.

http://festival.1september.ru/articles/605467/img1.jpg

— Правильно, это ПОВТОРЕНИЕ. А как вы думаете, что мы сегодня повторим и закрепим?

— Природные зоны (отвечают учащиеся).

Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).

— Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Повторение и обобщение знаний о природных зонах России». Давайте сформулируем цель урока и кратко озвучим задачи. (ответы учащихся). Сегодня вы разбиты на несколько групп, и это не случайно. Каждой из групп предстоит проявить себя не только как ученики, но и немного больше. Каждая группа – это отдельная организация, которая будет решать задачи и проблемы одной из природных зон, которая им попадется, а в конце защитить свой небольшой проект.

— Итак, давайте приступим. Сейчас по 1 представителю команды подойдут к столу, на котором лежат листы с надписями природных зон и возьмут их себе. Так команды определят с какой из природных зон они сегодня будут работать. (по 1 представителю подходят и берут себе листы).

3. Первичное закрепление знаний (10 мин).

— Определились с зонами, а теперь первое задание для каждой из групп: каждая команда получает раздаточный материал, с изображение животных и растений вашей природной зоны, ваша задача состоит в том, чтобы подписать их названия и озвучить их. На задание вам отводится 5 мин. (3 мин. на решение задачи, 2 мин. на озвучивание). Приступаем!

(Работа в группах с раздаточным материалом, ответы учащихся).

— Молодцы! Вы полностью справились с заданием! Очень хорошо, а теперь второе задание ждет вас. Сейчас каждая команда получит литературное произведение с описанием природы – задача каждой команды определить по описанию природную зону, о которой говорится в стихотворении. Затем 1 представитель команды зачитывает произведение и говорит ответ. На задание вам отводится 5 мин. Приступаем!

Читайте также:  Какие природные камни радиоактивны

Осинник жёлтый бьёт тревогу;

И, как ковёр, устлал дорогу.

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

Лес, как бы кадильным дымом

Я люблю дышать всей грудью

А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Как же называются ?

Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики.
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.

Скачут зайцы через них –
Зайцы здоровенные,
В небесах горят огни
Необыкновенные.

Там мышата, не дрожа,
Храбро и уверенно,
Собирают урожай
Спелых яблок северных.

Ведь не станут их ловить
Хищники бедовые,
Из боязни подавить
Деревца плодовые.

Если будешь там гулять,
Ты уж, по возможности,
Постарайся проявлять –
Побольше осторожности. (тундра, Безладнов В. )

Раздолье и ширь.
Миражи и простор.
Седовласый ковыль
И тюльпанов ковёр.

Здесь пугливый вьюрок
В свет выводит птенцов,
Вдалеке от дорог
И орланов — бойцов.

На прострел луговой
Прилетит махаон.
И кивнёт головой
Тонколистный пион.

Синеглазый шалфей
Здесь порадует нас.
И отвагой своей
Удивит вдруг бекас.

Высоко над землёй
Жаворонок летит.
И шмелишка степной
Василёк опылит.

Лютик в землю упал,
Став слезинкой полей.
Здесь справляет свой бал

(Работа в группах с литературными произведениями, ответы учащихся)

— Молодцы ребята! Вы прям гении географии! Ну что ж, вы заслужили небольшой отдых. Давайте немного расслабимся, а то, наверное, уже устали сидеть. Встаем!

4. Физкультминутка (2 мин).

— Когда я говорю вам «тундра», вы приседаете, когда я говорю «тайга» вы наклоняетесь вправо и влево, когда говорю «лес» — тянетесь вверх, когда «пустыня» — закрываете глаза. Начинаем.

5. Закрепление изученного материала, проектная деятельность (9 мин).

— Присаживайтесь. А теперь вас ждет самое ответственное задание. Вам потребуется слаженность в действиях. Каждая команда будет туристическим агентством по национальным паркам и заповедникам России. Вам придется воспользоваться атласами на стр. 22-23 – «Природные зоны России» и 26-27 – «Особо охраняемые зоны». Ваша задача состоит в том, чтобы составить небольшой туристический маршрут в пределах вашей природной зоны по заповедникам и национальным паркам России. Затем 2 представителя команды на физической карте России расскажут о своем маршруте и назовут заповедники и национальные парки. И не забудьте придумать название для своей фирмы, и, конечно же, о длительности вашего путешествия. А также о способе передвижения по маршруту. Время выполнения 8 мин. (5 мин. – на составление маршрута и по 1 мин. каждой команде на озвучивание). Приступайте!

(Работа в группах с картами атласа, озвучивание ответов учащимися)

6. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.

— Молодцы ребята! Вы проявили себя не только как юные географы, но и как предприниматели. Это похвально! А теперь давайте подведем итоги урока! На партах у вас наклеены стикеры, на них вам нужно будет написать, ваши эмоции от урока на одной стороне, а на другой стороне оценить свою работу на уроке по 5 бальной шкале.

Читайте также:  Наш дом природа является

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин).

Когда сделаете это, запишите домашнее задание: написать в тетрадях небольшое эссе на тему «Я люблю лес потому что…» в 15-20 предложениях.

Источник

Обобщающий урок географии в 8 классе по теме «Природные зоны России»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Воспитательная . Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

Оборудование: Карта «Природные зоны России», атлас (стр4-5,14-15,18-19,20-21,22-23),фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.

Тип урока . Обобщающее повторение.

Метод . Репродуктивный и частично — поисковый.

1. Актуализация. Проверка знаний.

2. Работа с картами атласа.

1 раунд. Актуализация. (индивидуально, 2 жетона)

  1. Что такое природная зона?
  2. От каких факторов зависит размещение природных зон по поверхности планеты?
  3. Какие природные зоны можно встретить на территории России?

2 раунд. Слайд-вопросы: Кто лишний? (команда, 1 жет)

  1. Бел медведь, морж, пингвин , гагарка (арктика)
  2. Росомаха, лемминг, полярный волк, уссурийский тигр ( лесотундра )
  3. Верблюд, кабан, кедровка, бур медведь (тайга)
  4. Дрофа, дятел, суслик, корсак (степь)
  5. Ушастый ёж, скорпион, белка, тушканчик (пустыни, полупустыни)

3 раунд «Подбери пару». (ком по карточкам и у доски) 1 жет

(В команде, посовещавшись, используя карту атласа и таблицу, определить пары. Из команды приглашаются по одному человеку к доске и крепит ответ на доску.) МАГНИТЫ.

Необходимо подобрать соответствие природная зона – почва.

  1. Тайга – дерново-подзолистая
  2. Степи – черноземы
  3. Тундра – глеевая
  4. Лесостепи – серые лесные
  5. —- красноземы; каштановые.

4 раунд ВИДЕРАУНД «Угадай природную зону!» (1 жетон за 4 верных ответа, 2 за все правильные ответы из пяти зон)

ОТВЕТЫ в картах взаимопроверки . ПРОВЕРЯЮТ СОПЕРНИКИ

5 раунд ПРИВЕТ от Федора Конюхова! (4 жетона) (КАРТОЧКИ)

Каждой команде пришло письмо от путешественника. Определите природную зону по его рассказу.

  1. Наблюдается недостаточное увлажнение. Периодически случаются засухи, суховеи, пыльные бури. Эта природная зона сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. Много грызунов. (Степи)
  2. Увлажнение избыточное. Почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Много неглубоких и небольших озёр. Сильные ветры. «Лес» высотой до колена, даже по щиколотку. «Деревья» чуть выше гриба. Карликовые деревца и кустарнички прижимаются к земле.
  3. Растительность хорошо приспособлена к сухому климату: у растений длинные и разветвлённые корни, вместо листьев — колючки. Животные днём обитают в порах или зарываются в песок, могут длительное время обходиться без воды.
  4. Самая большая по площади из всех зон. Кроны могучих хвойных деревьев плотно сомкнуты, под ними всегда пасмурно даже в солнечный день. По земле растелился ковёр с густым ворсом из мха, покрытый хвойным опадом. Много грибов и богатая фауна.
Читайте также:  Государственный природный заповедник реферат

6 раунд САМЫЙ УМНЫЙ ( устно)

(Вопросы на закрепление) 2 жет за вопрос

1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).

2. Почему в тундре не растут большие деревья? (Вечная мерзлота, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).

3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).

4. Почему в арктической пустыне преобладают хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).

5. В чем сходство пустынь юга и севера? (Скудные почвы и растит, минимальное видовое разнообразие)

6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно уменьшает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таять).

7. Назовите самую распространенную породу дерева и ботанический символ России? (Лиственница).

8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние,хвоя — неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).

9.Как животные приспособились к условиям северных зон? (Мех, жир, масса тела, хищничество)

10.Почему лиственницу называют лиственницей? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).

11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).

12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).

13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)

14.В чем сходство и различия южных и северных безлесных зон? (север – влажно, но холодно, юг — тепло, но сухо)

15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные — в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)

16. Как растения и животные приспособились к условиям пустыни?

4. Подведение итогов . Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :» Природные зоны России».

ПОДСЧЕТ ЖЕТОНОВ. Победителям – приз (ФОТОСЕССИЯ!)

Выставление оценок за урок.

Источник

Оцените статью