План-конспект обобщающего урока повторения на тему «Природные зоны России» в 8 классе
— Закрепление знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России.
— Закрепить знания о закономерности смены природных зон.
— Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
— Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
— Развивать познавательный интерес и творческую активность.
— атлас по географии для 8 класса;
— физическая карта России (на доске);
— раздаточный материал (изображения животных и растений природных зон, тексты с описанием природных зон);
— проектор, ИКТ, презентация к уроку.
— Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Первичное закрепление знаний.
— Закрепление изученного, проектная деятельность.
— Рефлексия (подведение итогов занятия).
— Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Организационный момент (1 мин): Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок у нас необычный: во-первых, присутствует много гостей, во-вторых, что нашему уроку предшествовала большая подготовительная работа.
2. Определение темы урока, постановка цели и задач урока (2-3 мин).
— Расшифруйте тему сегодняшнего урока.
— Правильно, это ПОВТОРЕНИЕ. А как вы думаете, что мы сегодня повторим и закрепим?
— Природные зоны (отвечают учащиеся).
Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
— Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Повторение и обобщение знаний о природных зонах России». Давайте сформулируем цель урока и кратко озвучим задачи. (ответы учащихся). Сегодня вы разбиты на несколько групп, и это не случайно. Каждой из групп предстоит проявить себя не только как ученики, но и немного больше. Каждая группа – это отдельная организация, которая будет решать задачи и проблемы одной из природных зон, которая им попадется, а в конце защитить свой небольшой проект.
— Итак, давайте приступим. Сейчас по 1 представителю команды подойдут к столу, на котором лежат листы с надписями природных зон и возьмут их себе. Так команды определят с какой из природных зон они сегодня будут работать. (по 1 представителю подходят и берут себе листы).
3. Первичное закрепление знаний (10 мин).
— Определились с зонами, а теперь первое задание для каждой из групп: каждая команда получает раздаточный материал, с изображение животных и растений вашей природной зоны, ваша задача состоит в том, чтобы подписать их названия и озвучить их. На задание вам отводится 5 мин. (3 мин. на решение задачи, 2 мин. на озвучивание). Приступаем!
(Работа в группах с раздаточным материалом, ответы учащихся).
— Молодцы! Вы полностью справились с заданием! Очень хорошо, а теперь второе задание ждет вас. Сейчас каждая команда получит литературное произведение с описанием природы – задача каждой команды определить по описанию природную зону, о которой говорится в стихотворении. Затем 1 представитель команды зачитывает произведение и говорит ответ. На задание вам отводится 5 мин. Приступаем!
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
И, как ковёр, устлал дорогу.
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
Лес, как бы кадильным дымом
Я люблю дышать всей грудью
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Как же называются ?
Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики.
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.
Скачут зайцы через них –
Зайцы здоровенные,
В небесах горят огни
Необыкновенные.
Там мышата, не дрожа,
Храбро и уверенно,
Собирают урожай
Спелых яблок северных.
Ведь не станут их ловить
Хищники бедовые,
Из боязни подавить
Деревца плодовые.
Если будешь там гулять,
Ты уж, по возможности,
Постарайся проявлять –
Побольше осторожности. (тундра, Безладнов В. )
Раздолье и ширь.
Миражи и простор.
Седовласый ковыль
И тюльпанов ковёр.
Здесь пугливый вьюрок
В свет выводит птенцов,
Вдалеке от дорог
И орланов — бойцов.
На прострел луговой
Прилетит махаон.
И кивнёт головой
Тонколистный пион.
Синеглазый шалфей
Здесь порадует нас.
И отвагой своей
Удивит вдруг бекас.
Высоко над землёй
Жаворонок летит.
И шмелишка степной
Василёк опылит.
Лютик в землю упал,
Став слезинкой полей.
Здесь справляет свой бал
(Работа в группах с литературными произведениями, ответы учащихся)
— Молодцы ребята! Вы прям гении географии! Ну что ж, вы заслужили небольшой отдых. Давайте немного расслабимся, а то, наверное, уже устали сидеть. Встаем!
4. Физкультминутка (2 мин).
— Когда я говорю вам «тундра», вы приседаете, когда я говорю «тайга» вы наклоняетесь вправо и влево, когда говорю «лес» — тянетесь вверх, когда «пустыня» — закрываете глаза. Начинаем.
5. Закрепление изученного материала, проектная деятельность (9 мин).
— Присаживайтесь. А теперь вас ждет самое ответственное задание. Вам потребуется слаженность в действиях. Каждая команда будет туристическим агентством по национальным паркам и заповедникам России. Вам придется воспользоваться атласами на стр. 22-23 – «Природные зоны России» и 26-27 – «Особо охраняемые зоны». Ваша задача состоит в том, чтобы составить небольшой туристический маршрут в пределах вашей природной зоны по заповедникам и национальным паркам России. Затем 2 представителя команды на физической карте России расскажут о своем маршруте и назовут заповедники и национальные парки. И не забудьте придумать название для своей фирмы, и, конечно же, о длительности вашего путешествия. А также о способе передвижения по маршруту. Время выполнения 8 мин. (5 мин. – на составление маршрута и по 1 мин. каждой команде на озвучивание). Приступайте!
(Работа в группах с картами атласа, озвучивание ответов учащимися)
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.
— Молодцы ребята! Вы проявили себя не только как юные географы, но и как предприниматели. Это похвально! А теперь давайте подведем итоги урока! На партах у вас наклеены стикеры, на них вам нужно будет написать, ваши эмоции от урока на одной стороне, а на другой стороне оценить свою работу на уроке по 5 бальной шкале.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин).
Когда сделаете это, запишите домашнее задание: написать в тетрадях небольшое эссе на тему «Я люблю лес потому что…» в 15-20 предложениях.
Источник
Обобщающий урок географии в 8 классе по теме «Природные зоны России»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Воспитательная . Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
Оборудование: Карта «Природные зоны России», атлас (стр4-5,14-15,18-19,20-21,22-23),фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.
Тип урока . Обобщающее повторение.
Метод . Репродуктивный и частично — поисковый.
1. Актуализация. Проверка знаний.
2. Работа с картами атласа.
1 раунд. Актуализация. (индивидуально, 2 жетона)
- Что такое природная зона?
- От каких факторов зависит размещение природных зон по поверхности планеты?
- Какие природные зоны можно встретить на территории России?
2 раунд. Слайд-вопросы: Кто лишний? (команда, 1 жет)
- Бел медведь, морж, пингвин , гагарка (арктика)
- Росомаха, лемминг, полярный волк, уссурийский тигр ( лесотундра )
- Верблюд, кабан, кедровка, бур медведь (тайга)
- Дрофа, дятел, суслик, корсак (степь)
- Ушастый ёж, скорпион, белка, тушканчик (пустыни, полупустыни)
3 раунд «Подбери пару». (ком по карточкам и у доски) 1 жет
(В команде, посовещавшись, используя карту атласа и таблицу, определить пары. Из команды приглашаются по одному человеку к доске и крепит ответ на доску.) МАГНИТЫ.
Необходимо подобрать соответствие природная зона – почва.
- Тайга – дерново-подзолистая
- Степи – черноземы
- Тундра – глеевая
- Лесостепи – серые лесные
- —- красноземы; каштановые.
4 раунд ВИДЕРАУНД «Угадай природную зону!» (1 жетон за 4 верных ответа, 2 за все правильные ответы из пяти зон)
ОТВЕТЫ в картах взаимопроверки . ПРОВЕРЯЮТ СОПЕРНИКИ
5 раунд ПРИВЕТ от Федора Конюхова! (4 жетона) (КАРТОЧКИ)
Каждой команде пришло письмо от путешественника. Определите природную зону по его рассказу.
- Наблюдается недостаточное увлажнение. Периодически случаются засухи, суховеи, пыльные бури. Эта природная зона сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. Много грызунов. (Степи)
- Увлажнение избыточное. Почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Много неглубоких и небольших озёр. Сильные ветры. «Лес» высотой до колена, даже по щиколотку. «Деревья» чуть выше гриба. Карликовые деревца и кустарнички прижимаются к земле.
- Растительность хорошо приспособлена к сухому климату: у растений длинные и разветвлённые корни, вместо листьев — колючки. Животные днём обитают в порах или зарываются в песок, могут длительное время обходиться без воды.
- Самая большая по площади из всех зон. Кроны могучих хвойных деревьев плотно сомкнуты, под ними всегда пасмурно даже в солнечный день. По земле растелился ковёр с густым ворсом из мха, покрытый хвойным опадом. Много грибов и богатая фауна.
6 раунд САМЫЙ УМНЫЙ ( устно)
(Вопросы на закрепление) 2 жет за вопрос
1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).
2. Почему в тундре не растут большие деревья? (Вечная мерзлота, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).
3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).
4. Почему в арктической пустыне преобладают хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).
5. В чем сходство пустынь юга и севера? (Скудные почвы и растит, минимальное видовое разнообразие)
6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно уменьшает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таять).
7. Назовите самую распространенную породу дерева и ботанический символ России? (Лиственница).
8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние,хвоя — неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).
9.Как животные приспособились к условиям северных зон? (Мех, жир, масса тела, хищничество)
10.Почему лиственницу называют лиственницей? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).
11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).
12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).
13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)
14.В чем сходство и различия южных и северных безлесных зон? (север – влажно, но холодно, юг — тепло, но сухо)
15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные — в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)
16. Как растения и животные приспособились к условиям пустыни?
4. Подведение итогов . Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :» Природные зоны России».
ПОДСЧЕТ ЖЕТОНОВ. Победителям – приз (ФОТОСЕССИЯ!)
Выставление оценок за урок.
Источник