Природные зоны план изучения природной зоны

Технологическая карта урока географии «Природные зоны Земли» (7 класс)

— формировать основные умения и навыки работы с учебником, картами, атласом и текстом.

Планируемые результаты урока

— сформулировать определение понятия «природная зона»;

— знать основные причины смены природных зон;

— называть и показывать границы природных зон;

— называть географическое положение природных зон с помощью тематической карты;

— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;

— описывать внешний облик природных зон;

— работать с картами и атласом.

— определять тему, цель, проблему в процессе учебной деятельности;

— выбирать средства достижения цели в парах, группе и индивидуально;

— оформлять результаты по изученному материалу в виде таблиц, схем;

— излагать свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя, подтверждая фактами;

— организовывать свою работу в группе.

— овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природных зон;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её рационального использования;

— развитие внимания, творческого мышления.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Природная зона. Виды природных зон. Широтная зональность. Высотная поясность.

Решаемая учебная проблема: Как более точно описать природу материка или страны с помощью источников географической информации.

Практическая работа: Описание природных зон по плану.

1. Учебник. География. 7 класс. Страны и континенты. А.И. Алексеев. – М.: Просвещение, 2013г.

2. Атлас 7 класс. География материков и океанов. Издательство: Дрофа, 2018

3. Настенная карта природных зон Земли.

ИКТ на уроке: Презентация «Природные зоны Земли.»

Организационный момент

— Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?

— Вы готовы к новым знаниям?

Чтобы получить сегодня «5» —

Надо много знать, думать, рассуждать.

Верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Взаимодействие с учителем.

1. Актуализация знаний

Прежде чем начать новую тему, я предлагаю вам ответить на вопросы.

1.Многолетний режим погоды, характерный для данной территории.

2.Все неровности земной поверхности.

3.Верхний плодородный слой земной поверхности.

2. Постановка учебной проблемы.

— Представьте такую ситуацию «вас пригласили в телепрограмму о путешествиях (например, «Орёл и решка»), где вы должны описать природу какой-нибудь страны! Какую страну бы вы посетили?»

— Ребята, а как вы считаете можно ли подробно описать природу страны не побывав в ней? (а с помощью источников географической информации?)

С какой проблемой мы столкнулись: Как более точно описать природу с помощью источников географической информации.

Читайте также:  Лаборатория химии природных соединений

Вступают в диалог с учителем, называют страны.

3. Формулирование проблемы. Планирование учебной деятельности.

Прошу внимание на экран. (картинки природных зон)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Учитель при необходимости уточняет.

Окончательная тема нашего урока звучит так: «Природные зоны Земли».

Какую цель вы для себя определите, каких результатов вы должны достичь к концу урока? Что должны узнать?

Цель: узнать, что такое природная зона, какие бывают природные зоны, как они размещаются на Земле.

4. Открытие нового знания

Какие природные зоны вам известны?

А, что такое природные зоны? Откройте учебник стр. 77, найдите определение.

Кто скажет: Что такое Природные зоны? (Природные зоны – это зональные природные комплексы равнин в пределах географических поясов Земли)

А что такое Природный комплекс? Вспомните! (Участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов – почвы, раст. и жив. мир, поверхностные воды и т.д.)

А какие географические пояса Земли вам известны? (экваториальный, тропический, умеренный, арктический и т.д.)

Какая карта нам сегодня необходима для работы? (Карта природных зон)

Открываем карту природных зон в учебнике стр.78

Посмотрите на карту. Разными цветами обозначены природные зоны. Видите, какое многообразие природных зон на нашей планете.

Кто назовёт природные зоны Земли! А почему природные зоны имеют такие названия (например – «смешанные леса», «тайга» и т.д.)?

Своё название природные зоны получили от характера преобладающей растительности.

А отчего зависит многообразие природных зон? (климат, влага, солнце и т.д.)

Верно! Г лавное отличие природных зон друг от друга – это соотношение тепла и влаги. (там, где достаточно тепла и влаги — растительность будет пышная, а где не достаточно – скудная)

Откройте Климатическую карту мира в атласе стр.10 и сравните с картой природных зон в учебнике. Что вы видите? В чём схожесть? ( Совпадение границ)

Ребята, а как природные зоны размещены по Земле? ( сменяют друг друга с севера на юг) . Правильно! Смена природных зон от экватора к полюсам называется – широтной зональностью! ( Широтная зональность- смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения.)

Глядя на карту природных зон можно отметить, что природная зональность бывает не только широтной (т.е. природные зоны сменяют друг друга с севера на юг полосами), но и меридиональной (когда природные зоны сменяют друг друга с запада на восток. Это хорошо прослеживается на материках, где суша достигает максимальных размеров.

На стр. 77 учебника найдите основные причины меридиональной смены природных зон. Итак, кто назовёт основные причины меридиональной смены природных зон? (удалённость от океанов, особенности общей циркуляции атмосферы, в т.ч. и океанические течения)

1. На каком материке самый большой набор природных зон, на каком самый маленький? (Евразия, Антарктида)

Читайте также:  Де соссюр природа языка

2. Какие материки схожи между собой по набору природных зон?

3. На каком материке расположение природных зон близко к широтному?

4. На каких материках природные зоны имеют меридиональное расположение?

Широтную и меридиональную смену природных зон нарушают особенности рельефа. Природные зоны в горах называются Высотной поясностью.

У вас на столах есть листочки с дополнительной информацией к уроку! Прочитайте пожалуйста.

Что такое высотная поясность? (Высотная поясность-последовательная смена природных зон с увеличением высоты над уровнем моря).

В каких широтах у гор будет больше количество высотных поясов? (чем ближе к экватору и чем выше горы)

Почему смена природных зон в горах происходит быстрее чем на равнинах? (Изменение температуры в горах происходит быстрее чем на равнине)

Чему всегда соответствует нижний пояс? (Природной зоне, в которой расположены горы)

1. Если нижний пояс гор находится в зоне арктических пустынь, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Только один- холодные пустыни)

2. Если нижний пояс гор находится в зоне экваториальных лесов, сколько может быть высотных поясов в этих горах? (Зависит от высоты гор: чем выше горы, тем больше.

3. Продолжите предложение: «Чем выше горы и чем ближе они к экватору…..» (Тем больше высотных поясов)

Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в мир природных зон. Работать будете в парах. У вас на столах лежат маршрутные листы. Подпишите свои фамилии. В листах есть задание № 1 на описание природной зоны по плану. Каждая пара совместно опишет только одну природную зону, которая в ваших листах выделена жирным шрифтом! Описывая природные зоны, вы можете пользоваться атласом, учебником и дополнительной информацией, которую я приготовила для вас!

Все устали засиделись. Нам размяться захотелось!

Давайте совершим путешествие по природным зонам.

Прошу представить свои результаты классу. (представление результатов)

Находят определение в учебнике.

Источник

План описания природной зоны

Знакомство с природными зонами России и мира происходит ещё в начальной школе. В дальнейшем, ученики углубляют свои знания по теме и систематизируют их. Очень часто учителя просят составить план описания природной зоны, особенно той, в которой школьник проживает, для изучения её особых характеристик.

Описание природной зоны по плану (7 класс)

Прежде чем давать развёрнутые характеристики природной зоне, в которой мы живём необходимо вспомнить все зоны, которые расположились на территории нашей страны. В России есть такие зоны, как:

  • Арктические пустыни;
  • Тундра;
  • Лесотундра;
  • Тайга;
  • Смешанные леса;
  • Широколиственные леса;
  • Лесостепи;
  • Степи;
  • Полупустыни.
  • Пустыни;
  • Субтропики.

Рис. 1. Пустыни в России (Астрахань)

Единственная зона, которой нет в России – тропическая.

Читайте также:  Определить теплотворную способность природного газа

Итак, определяемся, в какой природной зоне расположен населенный пункт. Далее, продумываем план. Основные его пункты должны быть следующими.

  1. Название зоны, в каком климатическом поясе находится.
  2. Значение природной зоны.
  3. Географическое расположение (можно, но не обязательно, указать, где он расположен геополитически: край, республика, область).
  4. Расположение относительно полюсов, морей, океанов, рек.
  5. Положение между меридианами и параллелями.
  6. Соседние зоны.

Далее, необходимо перейти к характеристикам.

  1. Характеристика и особенности формирования почв.
  2. Характеристика рельефа.
  3. Характеристика климата:
  • Средняя температура зимой;
  • Средняя температура летом;
  • Уровень влажности и осадков;
  1. Характеристика флоры природной зоны.
  2. Типичные представители фауны с указанием черт приспособляемости к условиям окружающей среды.

Следуя этому плану можно подробно описать природную зону населенного пункта. Можно также добавить пункт о деятельности человека. Климат, состояние почв, растительный и животный мир её обуславливают. Стоит также рассказать о том, как эта деятельность влияет на экологическую ситуацию в зоне, на общее состояние экосистемы. Таким образом, в план можно добавить такие пункты, как:

которые читают вместе с этой

  • деятельность человека (12 пункт);
  • экологическая ситуация, состояние экосистемы и способы её защиты (13 пункт).

В плане можно указать информацию о заповедниках, которые находятся в регионе, о приемах ведения безопасного для экологии производства.

Пример реализации плана

Название населённого пункта: Краснодар.

  1. Название климатической зоны: степная (умеренный климатический пояс).
  2. Значение зоны – самые благоприятные условия для занятия земледелием, растения здесь могут развиваться до 9 месяцев в году.
  3. Географическое расположение – Южная часть Восточное – Европейской равнины, Прикубанская низменность (Краснодарский край).
  4. Находится между Черным и Азовским морем, на берегу реки Кубань.
  5. Краснодар расположился между 39-ым меридианом восточной долготы и 45-ой параллелью северной широты. Он находится точно посередине между Северным полюсом и экватором.
  6. Рядом находится лесостепная зона, зона полупустынь и субтропиков.
  7. Чернозёмные почвы, богатые гумусом, также могут быть каштановые почвы, с более низким содержанием плодородного слоя
  8. Наблюдается соседство равнинного ландшафта с предгорьями и горами.
  9. Климат жаркий, засушливый. Средняя температура зимой: -15 градусов, хотя температура может опуститься и до -20, летом – +25. Влажность не высокая, летом может наблюдаться засуха.
  1. Типичные виды растений: ковыль, разнообразные злаки, хорошо переносящие засуху.
  2. Типичные представители фауны: мелкие животные: тушканчики, суслики, сурки.
    Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок.
  3. Распространена сельскохозяйственная деятельность: выращивание злаковых культур, бахчевых, винограда. Многие также занимаются овцеводством.
  4. Экологические проблемы степной зоны являются следствием хозяйственной деятельности человека: загрязнение почв, загрязнение рек, вытаптывание растительности скотом, распахивание целинных земель, приводящие к нарушениям в экосистеме, эрозии почвы, образование оврагов.

Что мы узнали?

Следуя плану можно легко дать характеристику природной зоне населённого пункта. Главное – помнить отличительные черты зоны.

Источник

Оцените статью