Для проверки домашнего задания — карточки. «Установи соответствие». (Ребята работают по группам: географы, ботаники, зоологи, социологи).
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем
Ель, сосна, кедр, липа, береза, дуб, клен, черника, брусника.
Карликовая береза, морошка, брусника, полярная ива, голубика.
Барсук, лисица, белка, рысь, лось, куница.
Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит.
Филин, кукушка, дрозд, сорока, дятел, ворона.
Северный олень, песец, лемминг, волк.
Белая сова, утки, куропатка, гуси, лебеди.
Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
Охота, лесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых.
Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях.
-82%
Источник
Вид: развивающий урок.
Тип: комбинированный, обобщающего характера
Технология: ассоциативно-коммуникативная, исследовательская, развивающая
Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.
Время проведения: 4 урок по теме «Природные зоны».
показать специфику зоны степей, взаимную приспособленность живых организмов — членов экосистемы степей, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них; развивать логическое мышление и самостоятельность.
Учитель. — В каких природных зонах мы с вами побывали? (учащиеся показывают на карте называют природные зоны: Арктику, тундру, зону лесов).
Учитель. — Почему, чем ближе к экватору , меняется растительный и животный мир? От чего это зависит?
Дети. От солнца. В зоне Арктики лучи солнца скользят по поверхности земли. Земля плохо прогревается, но чем ближе к экватору солнце выше поднимается над горизонтом. Земля лучше прогревается. Климат меняется — появляется другая растительность и мир животных тоже изменяется.
Учитель. О какой природной зоне идёт речь?
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
(И. Никитин.)
Дети. О степи.
Учитель. Сегодня вы будете самостоятельно разбирать новый материал, работая в группах. Каждой группе дан текст, вы должны изучить его, ответить на поставленные вопросы и донести его до остальных, т.е. научить других тому, что вы узнаете из текста.
Учащиеся делятся на 3 группы. В каждой группе выбирается консультант, который является ведущим в организации работы. Каждой команде даётся текст, который они читают. Детям дается алгоритм работы над этим материалом. После прочтения они обсуждают в группе, ответ на заданный вопрос и готовят вопросы для остальных учащихся, чтобы понять, как они поняли новый материал.
а) самостоятельная работа по группам.
Задание:
Как приспособились растения к степным условиям? Почему они могут переносить очень сильную засуху?
Задание:
Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?
Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.
Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы).
Задание:
Почему степи везде распаханы?
Как повлияла распашка на степные растения и животных?
Учитель.
Сегодня мы будем говорить о зоне степей. Мы подошли с вами ещё ближе к экватору.
Каковы природные условия в зоне степей? Чем это объясняется?
Дети. Солнце поднимается высоко над горизонтом. Жарко. Тёплое засушливое продолжительное лето, дожди выпадают редко. Плодородные почвы. Травянистые растения.
б) подведение итогов работы в каждой группе с последующим закреплением
Просмотрите раздаточный материал.
— Какие растения и животные встречаются и почему?
Отвечает первая группа на вопрос:
Как приспособились растения к степным условиям?
Почему они могут переносить очень сильную засуху?
Учитель вывешивает табличку, всем классом зачитываются признаки приспособления растений к засухе.
Отвечает вторая группа на вопрос:
— Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?
Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываются признаки приспособления животных к жизни в условиях открытой местности.
Отвечает третья группа на вопрос:
— Почему степи везде распаханы?
Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываем, закрепляем полученные знания.
В) вывод о значении сохранении зоны степи
Учитель. Как повлияла распашка на степные растения и животных?
Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей?
Дети. Исчезнут многие растения необходимые для жизни животных. С исчезновением растений исчезнут животные.
Учитель. Произойдёт нарушение экосистемы. Что такое экосистема?
Дети. Когда все обитатели степи чувствуют себя, как дома.
Учитель. Что значит чувствовать себя, как дома?
Дети. В экосистеме есть всё для жизни обитателей. А обитатели выполняют три роли: одни — «кормильцы, другие — «едоки», третьи — мусорщики».
г) творческая работа
Просмотрите раздаточный материал. (животные и растения степи на каждой парте)
Учащиеся зачитывают названия и составляют цепи питания.
Источник