Презентация и конспект урока «Природные зоны России» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
-способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.
-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».
-воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
-бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты,
-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;
-знать и уметь называть основные природные зоны России;
-пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации;.
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
- осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
- демонстрируют навыки культурного поведения при общении, проявляют ценностное отношение к природному миру
- принимать и сохранять заданную учебную цель,
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- адекватно понимать оценку взрослого,
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
- обобщать полученные знания,
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- слушать собеседника,
- задавать вопросы,
- контролировать действия партнёра,
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Учебник окружающий мир 4 класс (1часть) О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов
Русский язык, литературное чтение
Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем.
Учащиеся выполняют задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Диагностика результатов урока:
Подведение итогов проделанной работе на уроке.
- Организация начала урока (1 мин)
- Актуализация знаний. (10 мин)
- «Открытие» новых знаний(19 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Закрепление новых знаний (5 мин)
- Итог урока. Рефлексия (5 мин)
1.Организация начала урока
Добрый день, дорогие друзья!
-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?
Приветствие учителя и учеников.
Проявление эмоциональной отзывчивости.
-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:
Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»:
— Какова главная мысль прочитанного стихотворения?
— Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока?
-Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.
Условия для жизни организмов очень разнообразны, и разным уголкам нашей страны присуща разнообразная природа. Как вы думаете, почему?
Давайте с вами проведем небольшой опыт.
(- Теллурий (от лат. tellus — « Земля », в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси .)
— Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?
— Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара?
-Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир.
-Как вы думаете, как будут называться такие пространства?
-Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока?
-Какую цель мы поставим перед собой на урок?
«Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)»
1.Определеим, какие природные зоны находятся на территории России;
2.Изучим их обозначение и местонахождение на карте;
3.Узнаем о признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности.
Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.-
Солнце неравномерно прогревает разные участки Земли
-Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше
-Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.
-Природные зоны нашей страны
Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение. Анализируют его.
Участие в опыте. Исследовательская деятельность
Определение темы урока. Цели и задач урока.
Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-Знакомство с новым понятием «Природные зоны».(На доске понятие)
-Для того, чтобы вспомнить, что такое природные зоны, давайте обратимся к словарику из учебника
-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России
-Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников)
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона)
— Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках?
— С помощью чего мы можем прочитать карту?
— Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему?
-А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон.
Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой)
-Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей.
Для подробного изучения зон, вам предлагаются таблицы, которые необходимо заполнить. Для продуктивной и быстрой работы разделимся на группы исследователей:
1 ряд- Географы . Вам необходимо найти информацию о местоположении зоны, характеристику климата и температуры
2 ряд- Зоологи. Вам необходимо составить характеристику животного мира. Перечислить обитателей зоны.
3 ряд- Ботаники. Вам необходимо выбрать информацию о почве и растениях зоны
+ информация о природных зонах России (презентация, работа с текстом)
Природные зоны -участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору .
Источник
Памятка. Природные зоны.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Таблица «Природные зоны» включает в себя краткую характеристику природных зон России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka._prirodnye_zony.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Заповедники. Растения и животные Красной книги
Пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами
Звери: морж, тюлень, белый медведь Рыбы: сайка и др.. Птицы : гагары и тупики, кайры, чайки. Другие животные: рачки.
Лишайники, полярный мак, водоросли (в воде)
Мало солнечного тепла. Это царство льда и снега. Почвы нет. Есть полярная ночь зимой, и полярный день летом. Температура может подняться только на несколько градусов выше нуля. А зимой -60 градусов. Полярное сияние. Люди занимаются рыболовством.
Тундра ( безлесная равнина)
Вдоль берегов северных морей.
Звери: лемминг песец, северный олень, волк. Птицы: полярная (белая) куропатка, полярная (белая) сова, кайра, кречет. Лебеди, серые утки, серые журавли, кулик прилетают на лето. Другие животные: много комаров, мошек.
Карликовая береза, полярная ива, ягель, морошка, голубика, мхи.
Холодная безлесная равнина. Зима долгая и суровая (до -50). Полярная ночь 2 месяца. Лето короткое, прохладное. Ветры. Почва оттаивает на полметра летом. Ниже – мерзлота. Много болот и озёр. Осадков мало. Человек разводит северных оленей. Добыча полезных ископаемых, нефти и газа.
Животные: краснозобая казарка, сокол-сапсан, дикие северные олени, овцебыки.
Западно-Сибирская Восточно-Европейская равнина, немного на Дальнем Востоке, на Среднесибирском плоскогорье.
Звери: Косуля, заяц, лиса, бурундук, лось, белка, кабан, куница, рысь, соболь, бурый медведь, волк, бобры, грызуны, благородный олень, полевка, летяга. Птицы: тетерев, перепел, рябчик, глухарь, соловей, кукушка, кедровка, дятел, синица, клёст, ястреб, сокол- дербник.
Другие животные: ящерицы, змеи, насекомые.
Хвойные в тайге: ель, сосна, лиственница, пихта, кедр. Лиственные в смешанных вместе с хвойными: дуб, берёза, липа, осина, тополь, клен, ясень, вяз. Лесные кустарники: шиповник, калина, малина, орешник. Травы: кислица, вороний глаз, земляника, медуница, сныть и другие. Но мхов гораздо меньше –слой опавших листьев мешает им расти. Грибы.
Лето теплое, зима холодная. В тайге есть многолетняя мерзлота, но она глубже. Много осадков. Почва богата питательными веществами. Растительности много. Растительный мир имеет ярусное распределение (этажи).
Приокско-террасный заповедник (зубр) Национальный парк «Лосиный остров»
Растения: женьшень, венерин башмачок.
Животные: жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка-мандаринка, филин, зубр, амурский тигр .
Звери: Суслик, степная гадюка, хомяк, сайгак, сурок, степной хорек, Птицы: степной орел, пустельга, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль- красавка. Другие животные: ящериц, кузнечик, шмель, кобылка.
Ковыль, тюльпан, ирис, типчак
Очень засушливое лето. Часто дуют сухие ветры – суховеи. Почва очень плодородна. Когда льют дожди, то это ливни.
Ростовский, Оренбургский, Даурский.
Растения: пион тонколистный.
Животные: журавль-красавка, дрофа, степная дыбка (крупный кузнечик)
Звери: верблюд, сайгак, корсак Птицы: саджа Другие животные: тушканчик, ящерица, ушастый еж, песчанка, песчаный удавчик. ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Жук-скарабей, жук-кобылка, жук-чернотелка, скорпион.
Верблюжья колючка, колосняк, джузгун.
Поверхность пустыни холмистая. Холмы из песка, которые перемещает ветер, называются барханы. Сухость и обилие света. Дождя нет. Температура песка может быть +80. Температура воздуха в тени +50. Ночи прохладные. Зима в пустыне морозная, 2-3 месяца. Бывают песчаные и глинистые.
Черноморское побережье Кавказа
Звери: косуля, ящерица кавказская. Птицы: чайки, баклан. Морские животные: дельфин, медуза корнерот, краб, морские коньки, морские иглы. Другие животные : цикада, олеандровый бражник, богомол, жужелица кавказская, жуки-светляки.
Магнолия, инжир, абрикос, персик, бук, грецкий орех, каштан настоящий, кипарис, дуб, пальмы.
В этой зоне умеренно жаркое лето и теплая зима. Зимой идут дожди, а если выпадает снег, то он быстро тает. Море за лето нагревается, а зимой отдает тепло воздуху. Почвы здесь плодородны.
Национальный парк «Сочинский» Растения: иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный .
Животные: жужелица кавказская, черноморская афалина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира «Природные зоны России. Зона тундры».
Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими .
Урок окружающего мира «Природные зоны России.Зона лесов»
Цель:создать у учащихся представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи: Обучающие:· знать правила поведения в л.
Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны. Ледяная зона»
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе «Природные зоны. Ледяная зона».
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК «Школа России».
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
Разработка урока с презентацией к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А.
Памятка по окружающему миру «Природные зоны»
Памяка для учащихся 4 класса по теме «Природные зоны». В ней представлен основной материал по каждой природной зоне: название, расположение на карте, особености природы (климат, растения и животные). .
Цикл занятий «Путешествия по природным зонам» в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий «Путешествия по природным зонам» в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь.
Источник