Технологическая карта урока по географии на тему «Природные зоны Земли» (6 класс)
-Сформировать знания обучающихся о природных зонах Земли (их расположение и особенности).
Развивающая: Содействовать развитию предметных, совершенствованию мысленных операций, осуществлению самоконтроля и самооценок, взаимоконтроля, становлению и развитию личности;способствовать развитию критического мышления, коммуникативных умений и речи в логике поставленных вопросов на основе знаний по теме;развивать воображение, фантазию учащихся, умение логически мыслить.
Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами.
Воспитательная: Обеспечить положительную мотивацию изучения темы, показав значимость знаний о горах; способствовать раскрытию творческих способностей, вызвать интерес к изучаемой теме; воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, инициативу, умение слушать и слышать;способствовать экологическому воспитанию;способствовать обучению рефлексии учебной деятельности.
Образовательные: показать какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли, какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли, где растёт самый лучший виноград, какие природные зоны есть в умеренных широтах, какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты; продолжить формирование умений работать с различными источниками знаний.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме,формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Объяснять значение ключевых слов: Влажный экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня, жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники, степь, широколиственный лес, смешанный лес, тайга, тундра, арктическая (антарктическая) пустыня. Показ географических объектов на карте.
Формулировка значений ключевых слов.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа.
Влажный экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня, жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники, степь, широколиственный лес, смешанный лес, тайга, тундра, арктическая (антарктическая) пустыня.
Почвоведение, геоморфология, картография, биология, гидрология, атмосфера.
Учебник, атласы, компьютер, проектор, интернет.
Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Проверка посещаемости.
Проверка домашнего задания.
Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ответы на вопросы учителя.
Самоконтроль готовности к уроку(Р)
2) Мотивация учебной деятельности
Предлагает сформулировать тему урока, отгадав ребус.
Узнав тему, проговорить цель урока и план.
Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.
Формулирование темы и цель урока. Запись темы урока в тетрадь.
Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)
3) Изучение нового материала
Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу просмотра презентации.
Организует обучающихся на ведение записей в тетради.
Анализ текста на стр.261-265.
Таблица «Природные зоны Земли» (через текст параграфа)
Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.
Предлагают свои варианты ответов.
Принимают участие в диалоге с учителем. Записывают определения понятий в тетрадь. Смотрят презентацию на экране.
Записать в тетради новые понятия.
Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
Слушают задания и выполняют.
Источник
Природные зоны Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс)
— показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.
— развивать у учащихся умение описывать природные зоны.
— воспитывать чувство ответственности в работе;
— воспитывать уважение к мнению других.
— знать определение понятия «природная зона»;
— знать основные причины смены природных зон;
— называть и показывать границы природных зон;
— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;
— описывать внешний облик природных зон;
— приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны;
— на конкретных примерах раскрывать черты приспособленности растительного и животного мира условиям конкретной природной зоны.
— давать определения понятиям;
— владеть устной (письменной) речью;
— структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— создавать и преобразовывать схемы для решения задач.
— использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;
— формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения.
Учитель задаёт учащимся вопросы:
1)Приведите примеры взаимодействия компонентов географической оболочки.
2)Кто разработал учение о географической оболочке?
3)Перечислите и охарактеризуйте свойства географической оболочки.
(целостность, ритмичность, зональность)
4)Что называют природной зоной?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий сочетанием тепла и влаги, почв, растительности и животного мира.
Используя карту «Природные зоны мира» (с. 188 – 189 в учебнике), назовите природные зоны, сменяющие друг друга в направлении от экватора к полюсам.
Задание для практической работы:
6 на с. 76 в тетради «Мой тренажёр» (таблица)
Учащиеся перечисляют природные зоны: постоянно влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны, постоянно влажные леса тропического и субтропического поясов (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка), полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, лесостепи и степи, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра и лесотундра, арктические пустыни в северном полушарии, антарктические пустыни – в южном полушарии.
Учащиеся выполняют задание 6 в тетради «Мой тренажёр» по описанию природных зон:
1 вариант : влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи,
2 вариант: смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни.
Чему вы научились сегодня на уроке?
Что было для вас проще, а что труднее?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
П. 52 – пересказ, вопросы после параграфа устно.
Учащиеся записывают домашнее задание и слушают пояснения учителя.
Практическая работа «Описание природных зон»
Влажные экваториальные леса
Вдоль экватора; весь год тепло и влажно
Пальмы, папоротники, фикусы
Обезьяны, птицы, змеи, ящерицы, бегемоты, крокодилы
К северу и к югу от экваториальных лесов; сухой и влажный сезоны
Баобаб (Африка), высокие травы
Антилопы, зебры, львы, гепарды и др.
Тропики; недостаток влаги, высокие температуры
Финиковая пальма (в оазисах), кактусы и др.
Тушканчики, песчанки, антилопы, верблюды, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи
Средние широты; жаркое сухое лето, суровая зима, почвы чернозёмы
Злаковые растения (ковыль, типчак)
Смешанные и широколиственные леса
Дуб, берёза, осина, хвойные растения (в смешанных лесах)
Волки, лисы, медведи, лоси, олени
Северная часть Евразии и Северной Америки; холодная зима, тёплое и короткое лето
Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница; почвы – подзолистые или мерзлотно-таёжные
Бурый медведь, бурундук, сова, горностай, ласка, лось, рысь
Северная окраина Евразии и Северной Америки; долгая суровая зима и короткое холодное лето, мёрзлый грунт
Мхи, лишайники, карликовые ивы и берёзы, клюква, брусника, голубика
Песец, северный олень, заяц-беляк, полярный волк, лемминг, перелётные птицы
Побережье и острова Северного Ледовитого океана; полярный день и полярная ночь по полгода
Белый медведь, тюлень, морж
Источник