Урок в 4 классе «Зона степей»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома.
Поспешим друзьям рассказать.
(Раздать карточки для индивидуальной работы)
О роли леса схему здесь нарисовать
И всё по схеме рассказать.
-Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.
Две разбитых нами склянки.
( В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)
Индивидуальная работа по карточкам.
1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу ( к югу) от зоны тундры . Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие) , чем в тундре. Растительный мир беден (Богат) . Большую территорию зоны
Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.
2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика —— лемминг —— белая сова, песец ( в тундре)
б) лишайник ягель —— олень —— волк (в тундре)
в) кедровая шишка —— белка —— лиса (в лесу)
а) …..( Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) ….. (Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) ….. (Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Тогда постарайтесь скорее
- Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. ( Брусника)
- Вроде сосны, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница
3. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (липа)
5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. (ольха)
-Зовёт дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей.
Тема урока: Зона степей. Слайд №1.
-«Ой, ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» — поётся в песне.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные в степи? Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала определим месторасположение степи.
Работа с картой и учебником.
1. Где расположена зона степей? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)
2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)
3. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)
-Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся. Слайд №2.
Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое лето.
Помните, я говорила вам о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. Картинка «Сухая степь».
Работа ведётся по группам.
Группа ботаников. Учебник с.114-115.
Группа зоологов. Учебник. С.118.
Группа экологов. Учебник. С 119-120.
1) Ботаник . Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов , Слайд № 3 которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. Слайд №4 У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.
2) Ботаник. Совсем по — другому приспособились ковыль и типчак. Слайд №5, №6
Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
1) Зоолог. В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Слайд №7
Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа Слайд № 8 , серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.
2) Зоолог. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки Слайд № 9 , суслики, мыши –полёвки , в норах они делают себе запасы на зиму . И конечно, в степи есть хищники: степной орёл Слайд № 10 , степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
— Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).
- Эколог. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель Слайд №11 . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл Слайд № 12 , журавль — красавка, дрофа Слайд №13 , кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Слайд № 14
- Эколог. Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
— Большое спасибо докладчикам.
6 .Закрепление изученного материала.
1) Работа в тетради на печатной основе. С.36-38.
2) Проверка знаний (Тест в презентации)
7. Домашнее задание: У. с114-122 , Т. С.37,38, доклады о животных растениях степи.
1.Карточка. Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу ( … …………..) от зоны тундры . Природные условия в лесной зоне более суровые ( …………………) , чем в тундре. Растительный мир беден (…………….) . Большую территорию зоны
Занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными (…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (…………………….) домом для растений, животных, грибов.
2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика —— лемминг —— белая сова, песец ( ………………………)
б) лишайник ягель —— олень —— волк (……………………)
в) кедровая шишка —— белка —— лиса (…………..)
а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) …… …………………. – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Источник
Зона степей
Зона степей располагается к югу от лесной зоны. Находятся в России на юге страны, в частности, у Чёрного моря и Кавказа, а также в долине Оби и в Забайкалье. Это бескрайние равнинные пространства, покрытые травянистым ковром. Она выглядит как огромное поле, на котором растет душистое разнотравье. Лишь изредка в степи можно найти одинокие деревца или небольшие группы деревьев, которые растут возле водоемов. Эта природная зона встречается на всех континентах.
Особенности климата
Степная зона находится в умеренном климатическом поясе.
Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20–22 градусов по Цельсию, но иногда может повышаться до 40 градусов. Для этой местности характерны суховеи – горячие сухие ветры, которые могут переходить в сильные пылевые бури.
Зима короткая и относительно теплая. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40 градусов.
Весной степь будто просыпается: живительные ливни увлажняют почву, и она покрывается ковром ярких степных цветов. Однако из-за солнечной погоды дождевая вода не успевает глубоко проникнуть в землю. Она стекает в низины и быстро испаряется.
Главное богатство степной зоны – это плодородные земли, которые называются черноземом. Отмирая, травы образуют верхний питательный слой – гумус, который обладает уникальными питательными свойствами.
Растительный мир
Из-за малого количества влаги в степях растет очень мало деревьев. Основная растительность в этой природной зоне – всевозможные травы и злаки.
Для степных растений характерны следующие признаки:
- узкие листья – для испарения малого количества влаги;
- светлый цвет листвы – лучше отражает солнечные лучи;
- многочисленные мелкие корешки – лучше впитывают и удерживают ценную влагу.
В степи растут пионы, ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак и многие лекарственные растения.
которые читают вместе с этой
Животный мир
Преобладающий растительный покров создал идеальные условия для жизни насекомых, которых здесь обитает невероятное количество. В степях обитают кузнечики, кобылки, шмели, пчелы и многие другие.
Поскольку в степи много насекомых, значит, здесь обитает много птиц: куропатки, степные жаворонки, дрофы. Они обустраивают свои гнезда прямо на земле.
Степные животные максимально приспособлены к жизни в поле: все они небольших размеров, со светлым окрасом, который сливается с растительностью. В степях обитает много грызунов и пресмыкающихся.
Суслики – типичные обитатели степей. Много времени они проводят, стоя на задних лапках и осматриваясь по сторонам. При малейшей опасности они с тревожным писком скрываются в своих норах. В неблагоприятные годы при сильной засухе и отсутствии корма они впадают в спячку, которая может длиться 9 месяцев.
Экологические проблемы степей
Самая главная проблема степной зоны – ее распашка под сельскохозяйственные нужды. Плодородные почвы и отсутствие деревьев послужили веской причиной, по которой люди начали распахивать степные земли и выращивать на них культурные растения.
Кроме того, на нераспаханных степных участках пасут скот, и это неизбежно приводит к разрушению уникальной почвы.
В результате человеческой деятельности многие степные животные и растения оказались под угрозой полного исчезновения.
Что мы узнали?
При изучении доклада по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что из себя представляет зона степей. Мы выяснили, какой климат характерен для этой природной зоны, какие растения и животные обитают на бескрайних степных просторах, а также что является главной экологической проблемой степей.
Источник