- Факторы макросреды маркетинга
- Демографические факторы
- Экономические факторы
- Природные факторы
- Социально-культурные факторы
- Политико-правовые факторы
- Научно-технические факторы
- Анализ природных факторов макросреды
- Влияние природно-экологической среды на деятельность компании
- Анализ научно-технических факторов макросреды
- Влияние научно-технической среды на деятельность компании
- 4.3.Основные факторы макросреды функционирования фирмы
- 4.4. Краткие выводы по разделу 4
Факторы макросреды маркетинга
Макросреда (среда косвенного воздействия) маркетинга – совокупность факторов, которые оказывают влияние на микросреду маркетинга.
В отличие от микросреды, макросреда маркетинга компании не находится под ее влиянием, то есть не контролируется организацией.
Функционирование маркетинговой системы любой организации происходит в макросреде, для которой характерно постоянное изменение факторов или их характеристик. Выделяют следующие факторы макросреды маркетинга:
- Демографические факторы
- Экономические факторы
- Природные факторы
- Социально-культурные факторы
- Политико-правовые факторы
- Научно-технические факторы
Демографические факторы
Демографические факторы макросреды представляют интерес с точки зрения маркетинговой деятельности организации, так как маркетинг работает с рынками, которые состоят из людей, а демографические характеристики населения часто оказывают прямое влияние на характер потребления.
Примеры демографических факторов макросреды маркетинга:
- Численность и темпы роста населения
- Территориальное размещение
- Плотность населения
- Миграционные потоки и тенденции
- Возрастная структура населения
- Этническая и религиозная структура населения
Экономические факторы
Экономические факторы макросреды оказывают влияние на покупательную способность населения, что является крайне важным при выборе целевого сегмента и разработке комплекса маркетинговых мероприятий.
Покупательная способность – экономический показатель, который показывает сколько продукции среднестатистический потребитель может приобрести на определенную сумму денег при текущем уровне цен.
Примеры экономических факторов макросреды маркетинга:
- Покупательная способность населения
- Структура потребления
- Уровень инфляции
- Состояние финансовой системы
- Уровень безработицы
- Характер распределения доходов
Природные факторы
Природные факторы макросреды выражают свое влияние через изменения в окружающей среде организации и сказываются на производимых организацией продуктах. Деятельность предприятий издавна зависит от существующих природных условий, и влияние этого фактора не уменьшилось несмотря на развитие научно-технического прогресса. Долгом каждой организации перед обществом является контроль своей деятельности с точки зрения загрязнения окружающей среды и истощения невозобновляемых природных ресурсов.
Примеры природных факторов макросреды маркетинга:
Социально-культурные факторы
Социально-культурные факторы макросреды маркетинга оказывают влияние на маркетинговую деятельность организаций через формирование характеристик потребителей, которые компаниям необходимо учитывать в своей деятельности. Иногда незнание особенностей культуры какой-либо страны может привести к нелепым провалам в маркетинговых ходах компании, связанным с отсутствием учета основных культурных ценностей потребителей.
Примеры социально-культурных факторов макросреды маркетинга:
- Традиции и культурные ценности потребителей
- Нравственная атмосфера в обществе
- Моральные нормы в обществе
Политико-правовые факторы
Политико-правовые факторы макросреды маркетинга – это различные нормативные документы и требования общественности, влияние которых на организацию чаще всего выражается в ограничении свободы действий. В основе законодательства, регулирующего маркетинговую деятельность в Российской Федерации, лежит Конституция РФ и Гражданский Кодекс. Наиболее значимой причиной государственного регулирования является необходимость защиты прав потребителей, а также охрана окружающей среды и защита конкуренции.
Примеры политико-правовых факторов макросреды маркетинга:
- Общая политическая ситуация в стране
- Государственная экономическая и социальная политика
- Влияние общественности на решения государственных органов
Научно-технические факторы
Научно-технические факторы макросреды часто играют решающую роль в деятельности организации в современном мире. Научно-технический прогресс является ключевым фактором экономического роста компаний, ведь именно он позволяет удовлетворять постоянно изменяющиеся запросы потребителей, а также сокращать затраты ресурсов на производство продукции.
Примеры научно-технических факторов макросреды маркетинга:
- Темпы технологических изменений в отрасли
- Направление и динамика вложений в НИОКР
- Инновационный потенциал компании
Источник
Анализ природных факторов макросреды
Влияние природно-экологической среды на деятельность компании
Степень важности для компании
Территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов
Размещение больших промышленных центров
Состояние экологии и ее влияние
Из таблицы видно, что природная среда оказывает как положительное, так и негативное влияние на деятельность компании. Негативное влияние природных факторов проявляется в том, что основным сырьем в полиграфическом производственном процессе является мелованная бумага, а технологии переработки целлюлозы и промышленной древесины в России в настоящее время не могут конкурировать с зарубежными. Запасы леса в России составляют 25% от мировых, но по производству бумаги и картона наша страна занимает только 10-е место в мире. Поэтому основная часть сырья импортируется из Европы, и цены на мелованные сорта бумаги постоянно растут.
Анализ научно-технических факторов макросреды
Влияние научно-технических факторов показано в таблице 1.6:
Влияние научно-технической среды на деятельность компании
Степень важности для компании
Стремительное развитие технологий
Сокращение жизненного цикла технологий
Увеличение удельного веса наукоемких технологий в производстве
Повышение требований к научно-технологическому уровню предприятий, обеспечивающему конкурентоспособность
Повышение требований к квалификации кадров
Повышение требований к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции
Факторы научно-технической среды оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность компании. Положительное влияние объясняется повышающимся уровнем автоматизации полиграфического производства. Среди факторов, оказывающих наибольшее положительное влияние, следует отметить:
- стремительное развитие технологий;
- увеличение удельного веса наукоемких технологий в производстве.
- требования к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность;
- требования к квалификации кадров;
- повышение требований к научно-технологическому уровню предприятий, обеспечивающему конкурентоспособность;
- повышение требований к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции;
- сокращение жизненного цикла технологий.
Источник
4.3.Основные факторы макросреды функционирования фирмы
Макросреда слагается из шести основных сил, представленных на рис.4.5.
Рис.4.5.Основные силы макросреды
Демография — наука, изучающая население, с точки зрения его численности, плотности и т.п. Для маркетинга демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Составляется таблица рынков в различных районах и определяется приблизительная численность населения и его структура.
Экономические факторы. Деятели рынка должны обращать внимание на характер распределения доходов с учетом географического местоположения.
Природные факторы включают: — дефицит некоторых видов сырья (разрушение озонового слоя, вырубки, истощение невосполняемых ресурсов — нефти и т.д.); — рост загрязнения среды; — решительное вмешательство государства в регулирование природных ресурсов.
Научно – технические факторы включают: — ускорение научно — технического прогресса; — появление безграничных возможностей в создании новых товаров, биотехнологий, робототехники и т.п.; — рост ассигнований на НИОКР ; — ужесточение госконтроля за качеством и безопасностью товара.
Политико-правовые факторы представлены: — законодательством по регулированию предпринимательской деятельности; — повышением требований со стороны государства к государственным. учреждениям, следящим за соблюдением законов; — ростом числа групп по защите интересов общественности.
Культурные факторы определяются: — приверженностью к культурным традициям; — субкультурой в рамках единой культуры; — временными изменениями вторичных культурных ценностей (прически, мода); — отношением людей к самим себе — приверженностью к определенным товарам; — отношением людей к обществу, природе, к мирозданию (культовые интересы).
При проведении маркетинговых исследований все факторы микро и макросреды необходимо учитывать.
4.4. Краткие выводы по разделу 4
- Маркетинговая среда включает в себя все силы, оказывающие влияние на способности фирмы устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Она состоит из микро и макросреды.
- В микросреде действуют: внутренние силы, представленные ее подразделениями, влияющими своей деятельностью на принятие решений руководством фирмы; внешние силы, представленные поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиторами.
- Макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на интересы фирмы: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, культурные.
Источник