- 17. Природные объекты в качестве объектов экологического права
- Тема 3. Объекты экологического права
- 1. Понятие и общая характеристика объектов экологического права
- 2. Природа как объект использования и охраны
- Вопрос 17.Природные объекты в качестве объектов экологического права
- Вопрос 13. Экологическая функция государства и права
17. Природные объекты в качестве объектов экологического права
Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.
Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности» и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом,
Как уже отмечалось, охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:
• интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;
• дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);
• особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).
Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
Ресурс — источник потребления. В широком смысле природный ресурс — источник экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком природы.
В узком смысле (применительно к российскому законодательству) природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антромогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
В контексте права природные ресурсы подразделяют на:
• исчерпаемые (лесные, земельные, водные, минеральные ресурсы). Характерный их признак — способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему обязанность по рациональному природопользованию распространяется прежде всего на данную категорию ресурсов;
• неисчерпаемые (практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные);
• возобновляемые (лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы);
Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем, можно получить путем опреснения морской воды.
Источник
Тема 3. Объекты экологического права
1. Понятие и общая характеристика объектов экологического права
1. Объект экологического права – это совокупность экологических общественных отношений. В тоже время, объекты экологического права — это объекты, по поводу которых складываются экологические отношения.
Окружающий мир – социальные и природные объекты. Природные объекты – внешние признаки – естественное происхождение и экологическая взаимосвязь (нормативное оформление и ценность). Ценность – выполнение функций жизнеобеспечения. Внутренние признаки – свойства объектов природы, отделяющие их друг от друга (ряд авторов их группирует – не имеет смысла). Нормативное обособление: ст. 4 ФЗ РФ – 3 группы объектов (3 уровня обособления) – общие объекты и объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
— поверхностные и подземные воды;
— леса и иная растительность;
— животные и другие организмы и их генетический фонд;
— озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
2. В первоочередном порядке охране подлежат:
— природные ландшафты и комплексы, е подвергшиеся антропогенному воздействию.
3. Особая охрана: особое значение и/или редкие и исчезающие (континентальный шельф и исключительная экономическая зона).
Объекты международной охраны: международные и национальные – океан, Антарктида, атмосферный воздух, космос и раздел.Природные объекты.
2. Природа как объект использования и охраны
Природа– обобщенное понятие – сфера жизни и взаимодействия живых и неживых природных объектов.
Система – единство и дифференцированность.
— внешние (около земное пространство и глубинные недра);
— внутренние (социальны объекты и вышедшие из экологической взаимосвязи).
Экосистема –это устойчивая совокупность природных объектов(дать на самостоятельное определение)
-трансформируемые.
Источник
Вопрос 17.Природные объекты в качестве объектов экологического права
Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.
Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или
Регулятивные и охранительные нормы развивались одновременно, постепенно они оформились в природно-ресурсное право и правовую охрану природы.
5. Четвертый этап. Озабоченность проблемами окружающей среды достигла апогея. Человек осознает, что поскольку регулятивные и охранительные нормы дополняют друг друга, то и применяться должны в комплексе. Лесные богатства, например, не только используются в хозяйственной деятельности, но и охраняются, то есть одновременно действуют регулятивные и охранительные нормы.
Сложившиеся тенденции во взаимодействии человека с природной средой послужили предпосылкой для объединения регулятивных и охранительных норм в интегрированную совокупность норм под названием«экологическое право».
Вопрос 13. Экологическая функция государства и права
1. Экологическая функция государства как политической организации общества стала рассматриваться в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы использования и охраны природы решались в процессе экономической деятельности государства и не выходили за рамки экономической функции.
Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав человека на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.
Природопользование предусматривает деятельность по извлечению полезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворения экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономический, но и охранительный эффект.
Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ.
Д. Государство осуществляет экологическую функцию посредством использования ряда экономических, организационных, правовых (юридических) механизмов.
Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.
Нормы права, служащие средством реализации экологического права, называются жолого-яравовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы «общество и природа». Иными словами, эколого-правовая норма представляет собой органическое единство социальных и экологических закономерностей.
Источник