Право муниципальной собственности на природные ресурсы
Содержание права муниципальной собственности на природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы – это гарантированное законом право муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, иными природными объектами, находящимися на территории муниципального образования, для целей обеспечения нужд местного сообщества и рационального природопользования.
Перед современными государствами стоит задача обеспечения национальных интересов, в том числе в сфере организации рационального природопользования, защиты природных объектов, их восстановления. Так, сегодня недопустимо сводить общественные интересы в сфере природопользования исключительно к удовлетворению нужд населения в природных богатствах, ввиду исчерпаемости ресурсов природы приоритетными направлениями публично-правового регулирования в области использования природных ресурсов является обеспечение разумности такого использования при обеспечении их сохранения и восстановления.
Указанным обусловлено содержание права собственности публично-правовых образований, в том числе муниципалитетов, на природные ресурсы. Такое право включают в себя категорию разумного управления природопользованием. Природоохранная деятельность как элемент реализации права собственности на природные ресурсы предполагает систему норм права, регулирующих деятельность органов федерального, регионального и местного уровней, а также субъектов частной собственности, направленных на обеспечение защиты национальных ресурсов природы разумного использования природных ресурсов, их воспроизводства и формирования благоприятной среды для проживания населения – среды экологической безопасности.
Право собственности в отношении ресурсов природы характеризуется специфическими чертами. Конституционно закреплено, что природные ресурсы – это основа жизнедеятельности населения, национальное богатство, что предопределяет необходимость введения дополнительных инструментов защиты природных ресурсов. Исходя из этого, на собственника природных ресурсов возлагаются дополнительные обязанности по рациональному использованию ресурсов, в отношении отдельных объектов устанавливаются ограничения по использованию или такие объекты в целом изымаются из гражданского оборота.
В качестве главных субъектов права собственности на природные ресурсы законодательством называется государство в лице органов публичного управления федерального и регионального уровней, а также муниципалитет в лице органов публичного управления местного уровня, граждане и организации. Право муниципальной собственности наряду с правом собственности других категорий субъектов на природные ресурсы подлежит защите в равной мере, хотя наиболее широкий спектр полномочий по реализации права собственности на природные ресурсы предоставлен государству. Это связано с тем, что природные ресурсы составляют достояние всего народа и должны подвергаться повышенной охране как основа жизнедеятельности населения и с тем, что крайне затруднительно обеспечить рациональное использование ресурсов природы исключительно силами органов публичного управления местного уровня и тем более силами отдельных представителей населения.
Состав муниципальной собственности на природные ресурсы
Отечественное земельное законодательство своими положениями включает в состав собственности муниципалитета следующие земельные участки:
- участки земли, которые признаны собственностью муниципалитета, федеральным законодательством или приняты на его основе законодательством региона;
- участки земли, право собственности муниципалитета в отношении которых возникло в связи с разграничением собственности государства на земельные участки;
- участки земли, которые были приобретены муниципалитетом в порядке и на основаниях, закрепленных гражданским законодательством;
- участки земли, которые безвозмездно были переведены собственность муниципалитета из собственности Федерации;
- участки земли, которые переданы регионом из своей собственности в собственность муниципалитета для целей обеспечения развития местного сообщества. Причем такие земельные участки могут находиться за пределами территории муниципалитета;
- участки земли, которые переданы регионом из своей собственности в муниципальную для последующей передачи определенным категориям населения или организациям, учрежденным для оказания помощи менее защищенным слоям населения;
- земельные участки, которые находились в собственности одного муниципалитета и были переданы в собственность другого безвозмездно для предоставления нуждающимся гражданам.
Кроме того, когда иное не предусматривается положениями федерального законодательства участок земли, в отношении которого имеется отказ собственника, с момента регистрации прекращения права собственности становится собственностью муниципалитета.
Муниципалитет вправе осуществлять передачу земли, находящейся в его собственности, в пользование гражданам и организациям.
Отечественный водным законодательством определено, что в собственности муниципалитетов могут находиться поверхностные водные объекты. Такие объекты являются общедоступными для населения.
Лесные участки, находящиеся на землях муниципалитета, является муниципальной собственностью и также могут предоставляться на основании решения органов публичного управления местного уровня в пользование на срочной или бессрочной основе.
В состав имущества, образующего муниципальную собственность, включаются находящиеся в границах муниципальных образований особо охраняемые природные территории местного значения (лечебные, оздоровительные, курортные).
Недра входят в состав собственности государства, но добытые из них ресурсы поступают в муниципальную собственность, когда их добыча разрешена муниципалитету.
Источник
Государственная собственность на землю, другие природные ресурсы и ее виды
Таким образом. Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности, и том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства.
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данной главы.
Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника, федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ
Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.
К федеральным природным ресурсам относят:
-земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
-земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
-земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
— виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
— месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;
— водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;
— иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Муниципальная собственность на природные объекты
Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник