Природный фактор физической культуры

2.1.5. Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры

Природные факторы (естественные силы природы). К природным факторам относят: солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, движение и ионизация воздуха, изменение атмосферного давления др. Эти явления вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

Природные факторы составляют ту группу факто­ров, познав закономерности воздействия которых, можно опреде­лить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспо­сабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излуче­ние, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, рабо­тоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике выполнения физических упражне­ний и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на занимающихся при выполнении им физических упражнений.

Использование природных факторов в процессе физи­ческого воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Природные факторы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприят­ные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм чело­века.

2. Природные факторы как относительно самостоя­тельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти про­цедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект вос­становления.

Одним из главных требований к использованию природных факторов является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении ра­циональной дозы следует учитывать особенности занимающихся и ха­рактер педагогических задач. Это позволит:

– во-первых, реализо­вать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобре­тенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности;

– во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следова­тельно, повышения работоспособности;

– в-третьих, повысить со­противляемость организма к действию перегрузок, вибрации, ука­чивания и пр.;

– в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.

Гигиенические факторы являются решающими в реализа­ции принципа оздоровительной направленности отечественной систе­мы физической культуры. Их задача — сделать занятия физи­ческими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­мых гигиенических норм. Будучи дополнительными средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для пол­ноценного решения задач физического воспитания. Как бы хоро­шо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима пи­тания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях. Вот почему в школьной и вузовской программах по физической культуре имеется теоретический материал, определяющий объ­ем гигиенических знаний школьников и студентов.

Читайте также:  Опасные природные явления геологические метеорологические

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

Источник

85 Характеристика природных факторов оздоровительной физической культуры

К природным условиям существования и развития человека, а следовательно и ОФК, относят географическую, климатическую и экологическую среду.

Под географической и климатической средой понимается та часть природы, непосредственно взаимодействующая с человеческим обществом. Она служит естественной предпосылкой и основой развития ОФК. Рельеф местности и климатические условия определяют:

  1. Характерфизических упражнений. Это зимние и летние виды спорта, виды туризма, различные передвижения на лыжах, коньках, катание на санях, длительность использования естественных факторов природы – воды, воздуха, солнца, влажности воздуха и др. применяемых в различных видах ОФК.
  2. Характер физкультурных сооружений, выбор времени для проведения занятий оздоровительной направленности, содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;
  3. Развитие соответствующих технических устройств, транспортной системы, приборов искусственного солнечного облучения, бассейнов, водно — спортивных комплексов, создание искусственных трамплинов, зимних садов и т.д.

86 Характеристика социально-экономических факторов развития оздоровительной физической культуры

В зависимости от целей и практического назначения научного анализа социально-экономические факторы развития ОФК можно классифицировать по следующим группам: 1/общие и специфические; 2/ факторы, воздействующие на развитие ОФК непосредственно или опосредованно; 3/ объективные и субъективные факторы . К общим социально-экономическим факторам относятся те, которые воздействуют на все сферы общественной жизни в стране. В эту группу факторов можно включить: общественно-политический строй и связанные с ним характер способа производства, производственных отношений, эффективность экономики, политические механизмы регуляции этих отношений. Решая прогрессивные задачи удовлетворения насущных потребностей людей в пище, одежде, жилье, современное производство отрицательно сказывается на основной производительной силе – человеке и его окружающей среде. Это проявляется в снижении доли физического труда, нарастании эффектов гиподинамии и гипокинезии, отрицательном влиянии факторов производства (загрязненности, запыленности, загазованности, токсичности, вибрации, радиации и т.п.) на различные системы организма работающего человека, и, как следствие, увеличении числа профессиональных заболеваний. В то же время современное производство предъявляет определенные профессиональные требования к физической, психической и двигательной подготовке человека – работника. Социализация молодого поколения, связанная с условиями и характером общественного производства, уровнем развития науки и техники современного общества предъявляет повышенные требования к уровню образования детей, подростков, молодежи, что проявляется в увеличении объема учебных предметов, психической нагрузки, снижении доли свободного времени на отдых и восстановление после учебного дня. Более 83.0% дневного времени учащиеся и студенты находятся в малоподвижном состоянии (уроки, лекции, семинары, домашние задания, зачеты, экзамены и т.д.). Специфические факторы – это те, которые характерные только для ОФК: научные, педагогические, управленческие факторы, направленные на воспитание и развитие, организацию и координацию усилий людей в области оздоровления средствами физической культуры. Преобладающие направления, виды, формы и методы занятий физическими упражнениями зависят от степени и направленности проявления социально-экономического фактора. Определенные условия функционирования ОФК возникают в тот или иной период развития общества. Например, в условиях перехода нашей страны от социалистических распределительных финансово-экономических отношений к рыночным, снижается доля населения, имеющих необходимые финансовые средства для оплаты физкультурно-оздоровительных услуг и увеличивается финансово-экономическая обеспеченность узкого круга людей. Это, в свою очередь, способствует развитию новых современных и качественных физкультурно-оздоровительных услуг для этого круга лиц.

Читайте также:  Правовой механизм охраны природы

Источник

1. Характеристика природных факторов оздоровительной физической культуры

Оздоровительная физическая культура – исторически обусловленное социальное явление, которое подчиняется общим закономерностям развития общества. Эти закономерности всецело зависят от характера тех отношений, которые устанавливаются между людьми и природой, между самими людьми в процессе их жизнедеятельности. Следовательно, познание и научное развитие ОФК невозможно без изучения причинно-следственных связей, обусловливающих ее возникновение, функционирование и развитие как обязательного атрибута жизни и деятельности людей. В общей целостности этих причинно-следственных связей и развития ОФК можно выделить природные (естественные), социальные (социально-экономические), объективные и субъективные факторы.

Вся деятельность человека, в том числе и физкультурно-оздоровительная, осуществляется в определенных природных, естественных условиях. В понятие «природа» включается как сам человек, так и все его естественное окружение, условия его обитания.

К природным условиям существования и развития человека, а следовательно и ОФК, относят географическую, климатическую и экологическую среду.

Под географической и климатической средой понимается та часть природы, непосредственно взаимодействующая с человеческим обществом. Она служит естественной предпосылкой и основой развития ОФК:

  1. Рельеф местности и климатические условия определяют характер физических упражнений. Это зимние и летние виды спорта, виды туризма, различные передвижения на лыжах, коньках, катание на санях, длительность использования естественных факторов природы – воды, воздуха, солнца, влажности воздуха и др. применяемых в различных видах ОФК.
  2. Рельеф местности и климатические условия определяют характер физкультурных сооружений, выбор времени для проведения занятий оздоровительной направленности, содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;
  3. Природные и климатические условия заставляют человека развивать соотстветствующие технические устройства, транспортную систему, приборы искусственного солнечного облучения, бассейны, водно — спортивные комплексы, создавать искусственные трамплины, зимние сады и т.д.

Источник

4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания

Оздоровительные силы природы относятся к средствам физического воспитания, поскольку они так же, как и физические упражнения, воздействуют на саму природу человека и приводят к различным функциональным изменениям в его организме, и, таким образом, могут быть использованы для решения оздоровительных задач физического воспитания. Они используются в двух направлениях:

  1. для создания условий организации и проведения занятий физического воспитания;
  2. для закаливания.
  1. по направленности и механизму действия;
  2. по времени и условиям их использования (экстренные, текущие, профилактические).
  • педагогическими (рациональное сочетание работы и отдыха, введение восстановительных тренировок и сборов, вариативность вспомогательных средств подготовки, объема и интенсивности нагрузок и т.д.);
  • психологическими (подбор вспомогательных средств с учетом индивидуальных особенностей занимающегося, регуляция сна, психорегуляции и др.).
  • естественно-гигиеническими (питание, рациональный режим жизни, естественные силы природы);
  • специально-вспомогательными (термо-, электро-, баротерапия и др.).
  1. Организация тренирующего воздействия на организм.
  2. Быстрейшее устранение явлений утомления после перенесенных нагрузок.
  3. Предварительная стимуляция работоспособности перед началом выполнения физических нагрузок.
  1. Комплексность использования;
  2. Совместимость и рациональное сочетание используемых средств;
  3. Учет индивидуальных особенностей;
  4. Уверенность в полной безвредности;
  5. Использование средств в соответствии с содержанием работы;
  6. Кратковременность использования сильнодействующих средств.
  1. Общая характеристика методов физического воспитания
  2. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения
Читайте также:  Природа степей ставропольского края

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Оцените статью