Природный комплекс 6 класс география конспект урока

Конспект урока по географии в 6 классе на тему «Природный комплекс»

Цель урока: Способствовать формированию первоначальных знаний (представлений) о природном комплексе, географической оболочке.

(планируемые результаты):

Личностные результаты — формирование личностно-ценного отношения к природному комплексу.

Предметные результаты — овладение на начальном уровне географическими знаниями о природном комплексе и географической оболочке и умениями их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные результаты — Осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника. Формулирование темы и цели урока

Методы обучения: Проблемной метод, метод дискуссии, групповой метод

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: Групповая и фронтальная

Средства обучения: Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, атласы, учебник

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости давайте повернемся к ним и улыбнемся, а теперь повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, возьмемся за руки и пожелаем хорошего рабочего настроения и удачи на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. (1 мин)

2. Постановка цели и задач урока.

Как вы думаете ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(предполагаемый ответ: о природе, о растениях, животных о компонентах природы).

Тема нашего урока: Природный комплекс

А какие задачи перед нами стоят?

(предполагаемый ответ: узнать какие природные комплексы бывают, что такое природный комплекс, как взаимодействую компоненты природы между собой . )

3. Актуализация знаний

В прошлом учебном году на уроке мы совершили мысленную экскурсию в природу и с её помощью узнали о существовании природного комплекса и компонентов, из которых он состоит.

Так из каких же компонентов состоит природный комплекс?

(Предполагаемый ответ: Рельеф и горные породы, растительный, животный мир, воды, почвы. )

Как вы думаете, а компоненты природы взаимодействуют между собой ?

(предполагаемый ответ: конечно)

Все ли компоненты природы обладают взаимным влиянием? Давайте проверим, покажите на схеме как компоненты влияют друг на друга. Даша продемонстрируй нам.

Даша влияет ли рельеф на климат?

(предполагаемый ответ: Да Чем выше в горы мы поднимаемся, тем холоднее)

А влияет ли климат на рельеф?

(предполагаемый ответ: Да. Перепады температур, являются одной из сил выветривания, разрушающей горы.

Читайте также:  Переходные природные зоны 4 класс

Влияет ли растительность на почву?

А почва на растительность?

Ребята так какой вывод можно из этого сделать

(предполагаемый ответ: Все компоненты влияют друг на друга)

Первичное усвоение знаний

Решение проблемной ситуации

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.
Вопрос. Почему расплодились мыши, от которых погибли растения?

(предполагаемый ответ: Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность. В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов.)

Каждому ПК независимо от его размеров, присуще свое закономерное сочетание компонентов. Нарушать целостность нельзя.

В качестве примера приводится ПК болота. Болотом, называется избыточно увлажненный участок суши со своим микроклиматом, органическим миром, мощным слоем торфа и т.д.

Что же произойдет, если болото осушить?

(Растения погибнут, торф перестанет образовывться, животные покинут место обитания, микроклимат тоже измениться, следовательно ПК болото перестанет существовать).

«На большой площади вырубили лес».

(Предполагаемые ответы «Улетят птицы, гнездившиеся в лесу. Уйдут или погибнут лесные звери. Уменьшится поступление кислорода в атмосферу, и меньше будет поглощаться из неё СО2 . Вода дождей и талые водыстанут стекать быстрее по безлесой поверхности, размывая её. Усилится рост оврагов».)

Итак, а теперь мы с вами немного попутешествуем и узнаем еще больше информации о природном комплексе. Телепередача «Путешествие по Земле» (6 мин 20 сек)

Даша у нас была на озере Байкал. Покажи же где на карте оно находится?

Настя у нас посещала водопады Игуасу покажи нам где они находятся?

Так что же такое природный комплекс ?

Предполагаемый ответ (территория в пределах которой существует определенное закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов )

Причем устроены он по принципу матрешки: в крупном природном комплексе можно обнаружит ПК меньшего размера

(предполагаемый ответ: материк Африка, большой природный комплекс, Сахара – природный комплекс поменьше и тд. )

Ребята, а с какими оболочками Земли вы уже познакомились?

( предполагаемый ответ : атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера )

Так вот, эти все оболочки образуют крупнейший природный комплекс Земли – географическую оболочку, которая возникла благодаря взаимному проникновению и взаимодействию литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы друг с другом .

Читайте также:  Охраняемая природная территория объект всемирного наследия

Как вы считаете, а человек является частью природы?

Человек занят на планете разными видами хозяйственной деятельности. Добываем полезные ископаемые, возделываем землю, пасем скот и тд. Хозяйственная деятельность человека на какой-либо территории, связанная с компонентами природы, образует природно-хозяйственный комплекс этой территории.

А как человек может воздействовать на природу. Послушаем стихотворение которое подготовила нам Кузнецова Софья

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья,
У этих рек, барханов и болот
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,…
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого. Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды,
Все меньше – окружающей природы.
Все больше — окружающей среды.

Основная мысль стихотворения? Приведите примеры антропогенных комплексов.

Предполагаемый ответ (Пашни, сады, города, дороги, пастбища и др.)

Но человек же не только отрицательно воздействует на природу. Он может создавать и прекрасное, не нарушая при этом взаимодействие компонентов природы.

Первичное закрепление знаний .

А теперь давайте поиграем в игру найди Белую ворону . Вы должны определить что лишнее в данном списке и почему

Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону»
— Сосна, ель, рысь, карась. ( карась из другого ПК — водоема)
-Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва — компонент)
— Океан, луг, овраг, озеро (океан — крупный ПК)
Следующая игра называется Кот в мешке

Каждая группа вытаскивает по одному заданию из мешка и используя текст учебника отвечает на вопросы .

За каждый правильный ответ вы себе ставите один балл в листок самооценки.

По желанию составить описание по плану любого природного комплекса

Составить кроссворд по теме природный комплекс

У нас с вами есть вот такое прекрасное дерево как вы считаете, чего ему не хватает?

(предполагаемый ответ: листочков)

У меня все получилось: зеленый листок

У меня были ошибки, но я все понял и успешно справился: желтый листок

У меня не получилось, мне нужна помощь: красный листок

Источник

Урок географии в 6 классе по теме»Природный комплекс»
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Цели урока:
Учебная – сформировать элементарное представление о природном комплексе как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое — географическую оболочку.
Развивающая — развивать умение работы с научно-справочной литературой ( учебником , словарем, атласом)
Воспитательная – способствовать росту познавательной самостоятельности школьников

Читайте также:  Поклонение стихиям природы название

Оборудование: учебник, атлас Омской области, словарь С.И.Ожегова, портрет В.И. Вернадского.

I. Организация учащихся на урок.
II. Целеполагание.
Вопрос. Обратите внимание на тему урока на доске и предположите, что сегодня вы должны узнать.
Предполагаемый ответ ученика. Природа — это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы.
Со словом комплекс учащиеся не знакомы, цель — узнать его смысловое значение и содержание географического термина природный комплекс и многообразие природных комплексов.

III. Изучение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации на уроке.
1.1Вводная информация
Вопрос. Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете?
( Создание психологического дискомфорта)
1.2 Наводящая информация.
Какой источник информации вы можете использовать?
( Словарь С.И. Ожегова )
1.3 Дополнительная информация.
Комплекс – это сочетание чего — нибудь. (значение из словаря)
1.4 Разрешение проблемной ситуации.
В результате ответа школьники приходят к обобщающему выводу.
Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений, животных, почв, горных пород.

2 Организация работы с учебником и работы в тетради.
2.1 Соотнесение наработанной информации с определением ПК в учебнике и составление схемы ПК в тетради и на доске.

2.2 Решение проблемной задачи.

-Вводная информация.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.
Вопрос. Почему расплодились мыши, от которых погибли растения?

-Поиск путей решения проблемы, применение известных способов действия.
Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность.
-Нахождение решения.
В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов.
Вопрос. Как можно показать связь между компонентами ПК на схеме? ( Учащиеся устанавливают связи между компонентами, приводят свои примеры, показывают на схеме стрелками) (Приложение 2)

2.3 Составление опорного конспекта в тетради ( источник знаний — атлас Омской области)

Источник

Оцените статью