Практ. 6
На формирование природного комплекса оказывают влияние компоненты живой и неживой природы.
1) Компоненты неживой природы.
Рельеф, где расположен природный комплекс, равнинный. Территория сложена осадочными горными породами.
Природный комплекс расположен в умеренном тепловом поясе. Поэтому здесь выражены сезоны года. В зимнее время температуры отрицательные, а в летнее — положительные. Атмосферные осадки выпадают больше летом в виде дождя. Зимой выпадают твёрдые осадки.
Гидросфера в природном комплексе представлена следующими объектами: река Березина.
2) Компоненты живой природы.
Компонентами живой природы комплекса являются растительный и животный мир. Растительность преобладает лесная. Примерами растений, которые представлены в природном комплексе, являются: сосна, брусника, черника, кислица, ель.
Животный мир природного комплекса не богат. Среди представителей животного мира можно назвать зайца, лося, ежа, белку, дятла, сову, синицу, кукушку, зяблика.
Особенности растительного и животного мира природного комплекса обусловили формирование неплодородных почв песчаного типа.
3. Определяем взаимосвязи компонентов природного комплекса и их зависимость от географического положения.
а)
Т.к. природный комплекс находится на юго-востоке Беларуси, то здесь более высокие зимние и летние температуры.
б)
Умеренный тепловой пояс обусловил развитие различных типов лесов.
в)
Умеренный пояс обусловил влияние западных ветров, приносящих осадки.
г)
Формирование песчаных почв привело к образованию здесь соснового леса.
4. Описываем использование природного комплекса человеком и степень воздействия на него деятельности человека.
1) Можно собирать грибы и ягоды (чернику, бруснику, клюкву, землянику, малину).
2) Компонент живой природы — растительный мир.
3) Все леса нуждаются в охране. Сосновый лес выделяет вещества, благоприятно воздействующие на организм человека. Для сохранности соснового леса не стоит разжигать костры, оставлять мусор, в лесу, ломать ветви, шуметь в лесу.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_6, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
Источник
Составление описания природного комплекса своей местности
Урок 28 (экскурсия) «Составление описания природного комплекса своей местности». Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.
Природный комплекс своей местности. Скачать урок
— образовательные: способствовать формированию понятий «природный комплекс, компоненты природного комплекса»
— развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы.
— воспитательные: развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе; показать красоту природы своей местности и продолжить воспитание любви к своей Малой Родине.
Место проведения: работа проводится на местности – на опушке дубравы с прилегающим лугом и болотом.
Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.
I Организационный момент.
— Перечислите природные компоненты.
— Что такое природный комплекс?
— Приведите примеры природных комплексов нашей местности.
III Изучение нового материала
Актуализация знаний.
— Могут ли природные компоненты существовать изолированно от других природных компонентов природного комплекса?
Сегодня мы должны будем научиться находить связь между компонентами природного комплекса и составлять описание комплекса.
Для этого мы должны сравнить три природных комплекса: участок дубравы, участок луга и болото.
2. Составить описание природных комплексов своей местности.
Задачи: используя типовой план, дать описание природного комплекса.
Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.
План описания природного комплекса.
1. Географическое положение. Направление от школы.
2. Характер поверхности и тип почвы.
4. Растительность и животный мир.
5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
6. Охрана природных компонентов комплекса.
Во время проведения экскурсии ребята знакомятся с различными природными комплексами своей местности (участки леса, луга и болота).
Первая часть экскурсии. Учащиеся разделяются на три группы, каждая группа выбирает природный комплекс для описания: участок леса; участок луга или участок болота.
Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней. Учащиеся изучают природный комплекс, который они выбрали, по предложенному плану.
В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, почвовед, геолог, гидролог.
Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются (лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы (рыхлая, уплотненная); живые организмы (черви) и остатки организмов; влажность почвы.
Для того чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.
Учащиеся — ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной; видовой состав деревьев и трав. Учащиеся-зоологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.
Учитель обращает внимание на выявление связей между компонентами природного комплекса. Вначале ребята учатся различать (выявлять) компоненты природного комплекса. Затем их необходимо подвести к понятию «природный комплекс» и взаимосвязи его компонентов.
Вторая часть экскурсии – описание природного комплекса по плану. После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану
Цель работы – закрепление знаний, полученных во время экскурсии в природу.
Описание комплекса должно быть небольшим, но желательно, чтобы учащиеся показали взаимосвязи в природном комплексе.
— Какое влияние оказывают рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?
Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов, неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т.п.
—Какое влияние оказывают почвы на растительный и животный мир комплекса?
На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т.п.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществах. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.
— Как влияют друг на друга растительный и животный мир?
К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т.п.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.
Ребята, послушайте замечательные слова поэта Н. Рыленкова, которые станут итогом нашего урока.
Здесь краски неярки и звуки не резки,
Туманны озёра и всё ускользает от беглого взора.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть задумчивой русской природы
IV. Домашнее задание.
Каждому учащемуся составить описание одного из изученных природных комплексов.
Источник